Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч]. Буква Ч»

Галина Борщенко
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч]. Буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе

Звук [Ч]. Буква Ч.

Программные задачи :

1. Познакомить детей со звуком [Ч], его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука.

2. Учить детей выделять звук [Ч] в словах, определять место звука по позициям (в начале, в конце и в середине слова).

Публикация «Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе „Звук [Ч], Буква Ч“» размещена в разделах

3. Познакомить с буквой Ч. Упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква».

4. Упражнять в составлении и чтении слогов.

5. Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу; развивать внимание, усидчивость.

Ход занятия.

Дети, кто у нас сегодня в гостях? (Ёжик, Лисенок и Сова)

Куда мы отправимся? (В путешествие по стране Звуков)

Молодцы, правильно сказали. В стране звуков столько трудных заданий, что им без нашей помощи не справиться. Что надо сделать? Помочь им.

Дети садятся на свои места.

А чтобы им помочь, нам надо вспомнить, что мы уже знаем.

Какими бывают все звуки? (гласные и согласные) Какие звуки мы изучали на прошлом занятии? (В, В’, Ф., Ф. ’). Они какие? (согласные) Какими бывают согласные звуки? (твердые, мягкие, звонкие, глухие)

Чем отличаются звуки :

[В] и [Ф] – звонкий, глухой

[Ф] и [Ф’] – твердый, мягкий

[В] и [В’] – твердый, мягкий

Молодцы, хорошо отвечали. А сейчас пора отправляться в путешествие. Путешествие начинается! На доске появляется иллюстрация поезда с игрушками. Звучит фонограмма.

Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч

Так успокаивающе стучали колеса игрушечного поезда во время ночной поездки по улицам Звуков, что Ёжик и Лисенок заснули.

Вдруг поезд остановился, и они услышали громкий голос Мудрой Совы: «Просыпайтесь, друзья, я нашла дом, где мы можем переночевать». Тут Ёжик и Лисенок увидели, как какой-то звук (в темноте его было трудно разглядеть) приглашает их к себе в дом (на доске Звуковичок). Они охотно приняли приглашение и поспешили перебраться в уютные постельки гостеприимного хозяина.

Фонограмма ч-ч-ч

Что это? - спросил Ёжик – уж не собирается ли наш поезд от нас уехать?

Не волнуйся, это не поезд, – успокоила его Мудрая Сова, – это хозяин дома поет нам колыбельную песню.

Как вы думаете, в доме, какого звука ночевали игрушки? (в доме звука -[ч ]) .

Как вы догадались? (хозяин дома пел колыбельную песню ч-ч-ч)

Какой звук, доносящийся из-под колес поезда, услышали путешественники? [ч]

Так о каком звуке мы сегодня поговорим? ([ч],повторить хором и по одному).

Как движется язык при произнесении этого звука? (прижимается к верхним зубам)

Мы его свободно произносим? (нет)

Что мешает его поизносить? (губы, зубы и язык)

Попробуйте его спеть, (не получается).

Значит, какой это звук? (согласный)

Докажите, (не поется, мешает язык, губы, зубы)

Правильно, все звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствия, называются согласными.

Мы в начале занятия говорили о том, какими бывают согласные звуки. (Они могут быть звонкими и глухими, мягкими и твердыми.)

Давайте поможем игрушкам определить, какой звук [ ч ], мягкий или твердый. Для этого поиграем в игру «Назови ласково». ( На доске картинки: курица, крючок, расческа, юбка, собака.) Надо назвать предметы на картинках ласково со звуком [ ч ] и послушать, какой он: твердый или мягкий?

Называйте по очереди (по цепочке). Как слышится звук [ч ]? Он какой? (мягкий)

Попробуйте придумать слова со звуком [ч ], чтобы в них звук [ч] был твердый.

Да, дети, у вас не получается, потому что таких слов нет. Я открою вам секрет – этот звук всегда мягкий.

А если он всегда мягкий, то башмачки какого цвета будут у Звуковичка? (зеленые) Правильно, Саша, иди прикрепи башмачки.

Послушаем, какой он глухой или звонкий? Закройте ушки (глухой, не слышно).

Какая у него будет шляпка? (черный цилиндрик).

Иди, Лера, надень ему шапочку. Молодец!

Звуковичка нарядили, помогли. Расскажите игрушкам все, что мы узнали о звуке - ч -. (согласный, мягкий, глухой)

Едем дальше. Сядьте красиво. Поехали. (круговые движения руками, притопы ногами) Звучит фонограмма ч – ч – ч – ч.

А сейчас поможем нашим путешественникам выполнить следующие задания, а для этого поиграем в игру «Определи место звука в слове».

Посмотрите в тетрадь.

Надо определить, в какой части названия картинок слышится звук [ ч ] и закрасить соответствующие клеточки. Каким цветом будем закрашивать? (зеленым) Почему? (мягкий)

Какое первое слово? (черепаха) Какую клеточку надо закрасить? (1) Почему? Закрасьте.

Назовите вторую картинку? (очки) Какую клеточку надо закрасить? (2) Почему? Закрасьте.

Назовите третий предмет? (ключ) Какую клеточку надо закрасить? (3) Почему? Закрасьте.

Остальное задание сделайте сами, а потом мы проверим.

Которую клеточку закрасили под качелями? (2) Почему?

Которую клеточку закрасили под чемоданом? (1) Почему?

Которую клеточку закрасили под спичками? (2) Почему?

Так, дети, где звук - ч - может быть в словах? (в начале, в середине, в конце)

Молодцы, дети, и с этим заданием справились, едем дальше. На пути лесная полянка и игрушки приглашают нас отдохнуть. Поиграем с нашими игрушками. Встаньте.

Физминутка «Четыре Анюточки».

Четыре Анюточки не устав ни минуточки,

Пляшут третьи суточки.

Всё под прибауточки.

Чок, чок, чок, чок,

Ставим руки на бочок.

А потом на пятках,

А потом в присядку.

В стране Азбуке звуки обозначаются буквами. Ёжик, Лисенок и Сова приготовили вам подарок за то, что вы им помогли. Это буква Че.

Да, вы правильно рушили:

Че мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

На что еще похожа буква Че? (На стульчик). Нарисуйте ее пальцем в воздухе, на столе, на спине друг у друга. Найдите ее в тетради.

Давайте ее заштрихуем. Какой карандаш возьмем? (зеленый) Почему? (обозначает согласный мягкий звук)

Буква Че очень добрая, она любит дружить с гласными буквами. А сейчас поиграем с буквой Че в игру «Составь слоги и прочитай». Для этого возьмите буквы и составьте слоги.

Прочитай, Яна, Женя, Даша и др.

АЧ, - ЧА, ЧО и т. д.

А эти слоги составили игрушки. Читаем слоги на доске по очереди. Молодцы!

Итог. С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой буквой он обозначается?

Чем отличаются звуки от букв?

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч]. Буква Ч»
Опубликовано: 14 января 2020 в 22:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч]. Буква Ч»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Борщенко (УИ 1159064) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД