Наталья Лукьяненко
Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей интегрированной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»
В СТАРШЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (6 – 7 лет)
Лексическая тема: «Цветы»
Программные задачи: систематизировать представления детей о цветах; продолжать формировать умения детей составлять рассказ-описание с помощью мнемотаблицы; закреплять умение согласовывать существительные в роде, числе и падеже, составлять простые распространённые предложения с опорой на зрительный образ; развивать общую моторику, связную речь, внимание, память; воспитывать самостоятельность, бережное отношение к цветам.
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Материал и оборудование: лэпбук на тему «Цветы», корзинка, искусственные цветы, мяч, мольберт, музыкальное сопровождение для приветствия, изображение смайликов.
Предварительная работа: рассматривание изображений на тему «Цветы», отгадывание загадок о цветах.
Форма проведения: подгрупповая.
Ход занятия:
Учитель-дефектолог (У. -д.). Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте). А сейчас повернитесь ко мне, с гостями мы поздоровались, давайте ещё поздороваемся с нашими частями тела. Слушайте музыку и повторяйте за мной движения и слова.
Звучит песня «Здравствуйте ладошки», дети становятся в круг и выполняют движения вместе с учителем-дефектологом в соответствии с текстом.
«Здравствуйте ладошки! Хлоп – хлоп – хлоп.
Здравствуйте ножки. Топ-топ-топ.
Здравствуйте щечки. Плюх-плюх-плюх.
Пухленькие щечки. Плюх-плюх-плюх
Здравствуйте губки. Чмок-чмок-чмок.
Здравствуйте зубки. Щелк-щелк-щелк.
Здравствуй мой носик. Бип-бип-бип.
Здравствуйте, малышки. Всем привет!»
У. -д. Молодцы! Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (Весна.) А как вы узнали, что сейчас весна? (Солнце греет теплее, трава зеленеет, птицы прилетели, ручьи зажурчали, цветы распускаются и т. д.). Ребята, что это за шум? (Это кто-то в двери стучит.) Давайте с вами посмотрим, кто это.
Учитель-дефектолог открывает дверь, а на полу стоит корзинка с цветами.
У. -д. Кто-то оставил нам корзинку с цветами. Посмотрите, а что это в цветах спрятано? (Цифры.)Правильно, цифры помогут нам выполнять задания последовательно. Как вы думаете, какую цифру нам нужно достать первой? (Цифру «1»).
Дети достают задание с цифрой «1», учитель-дефектолог зачитывает задание. На мольберте размещены карточки с изображением цветов. Учитель-дефектолог загадывает загадки, а дети отгадывают их и находят соответствующую карточку.
У. -д. 1-ое задание: «Отгадайте загадки и найдите их отгадки»:
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звона нет. (Колокольчики)
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтые глазки, белые реснички. (Ромашки)
Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок – остался стебелёк. (Одуванчик)
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках (Мимоза)
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза)
У. -д. Какое задание мы будем выполнять следующим (С цифрой «2».)
Учитель-дефектолог зачитывает задание. На мольберте расположены изображения цветов.
У. -д. Второе задание «Беседа о цветах». Посмотрите, что изображено на картинках? (Цветы.)Для чего нужны цветы? (Для красоты, чтобы любоваться, радовать близких.) Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах.) Назовите садовые цветы. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика, лилия.) Где растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.) Назовите полевые и лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк, одуванчик.) Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства, пчёлы собирают нектар.)А у вас в группе растут садовые или полевые цветы? (Комнатные.) Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.) А как нужно ухаживать за комнатными цветами? (Поливать, рыхлить землю, стирать пыль с листочков, обрывать засохшие листья.)
У. -д. Следующее задание у нас спрятано под цифрой? (Три).
Учитель-дефектолог зачитывает задание. Для рассмотрения частей цветка используется лэпбук.
У. -д. Третье задание: игра «Назови части». Какая самая главная часть цветка? (Корень.) Что идёт после корня? (Стебель.) На стебле расположены? (Листья.) А что ещё расположено на стебле? (Цветок.) Из чего состоит цветок? (Из лепестков и серцевины.) Скажите, а как называется цветок, который ещё не раскрылся? (Бутон.) Какой цветок изображён на картинке? (Мак.) Где он растёт? (В саду, значит он какой? (Садовый.)Молодцы!
У. -д. А сейчас мы с вами выполним четвёртое задание: игра «Посади цветок»
Учитель-дефектолог зачитывает задание. Открывает лэпбук, на котором изображено поле и сад, и разлаживает на стол маленькие изображения садовых и полевых цветов.
У. -д. Посмотрите, сколько у меня много цветов. Все цветы перепутались, их нужно рассадить на свои места. Садовые цветы посадить в сад на клумбу, а полевые – в поле.
Дети размещают картинки цветов.
У. -д. Пятое задание: игра «Назови ласково».
Дети стоят в кругу. Учитель-дефектолог бросает мяч каждому ребёнку и называет слово, а ребёнок должен назвать это слово ласково.
Речевой материал: Стебель – стебелёк, роза – розочка, бутон – бутончик, тюльпан – тюльпанчик, фиалка – фиалочка, клумба – клумбочка, поляна – поляночка.
У. -д. Шестое задание: игра «Один – много».
Дети садятся за столы. Учитель-дефектолог раскладывают карточки с изображением цветов (Ромашка – Ромашки, Роза – Розы, Мимоза – Мимозы, Тюльпан – Тюльпаны, Нарцисс – Нарциссы, Подснежник – Подснежники) из лэпбука перед детьми.
У. -д. А сейчас поиграем с вами в игру «Один – много».
Вероника, ты будешь находить картинку, где нарисован «один» цветок и называть его, а Настя – «много» таких же цветов и называть их.
Дети находят и называют картинки, потом меняются и называют наоборот.
У. -д. Седьмое задание «Физкультминутка». Давайте с вами немного отдохнём. Становитесь все в кружок, повторяйте за мной движения и слова.
Дети выполняют движения вместе с учителем-дефектологом.
Я прошу тебя, цветок, (протянуть руки вперёд)
Поднимай-ка свой листок, (согнуть руки в локтях, ладоши в сторону)
Выйди на дорожку (шаги на месте)
Да притопни ножкой (топнуть ногой)
Да головкой покачай (покачать головой)
Утром солнышко встречай (поднять руки вверх с прямыми ладошками.)
У. -д. Восьмое задание «Составь рассказ о цветах».
Учитель-дефектолог зачитывает задание. Рассматриваем схему.
У. -д. Послушайте, как можно рассказать о своих любимых цветах. (Этот цветок называется роза. Она растёт в саду. Розы бывают разного цвета, но чаще красного. У неё есть корень, стебель, листья, шипы, бутоны и цветы. Для того,чтобы роза росла ей нужно солнце и вода.)
Дети поочереди рассказывают о своих любимых цветах.
У. -д. Молодцы! Скажите, о чём мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (О цветах.) Где растут цветы? (На поле, в саду, в лесу, в комнате.)Какие цветы вы запомнили? (Ромашка, Роза, Василёк, Тюльпан, Нарцисс, Мак, Лилия.)
На столе лежит карточка с изображением улыбающегося смайлика и грустного, и картинки с изображением цветов.
У. -д. Если вам занятие понравилось, тогда подарите улыбающемуся смайлику, а если не понравилось – то грустному смайлику.
Дети дарят цветы смайликам.
У. -д. Молодцы. Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (До свидания)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: програма для специальных дошкольных учреждений/ Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск: Нац. ин-т образования, 2007.
2. Кислякова, Ю. Н. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения: учебн. нагляд. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Ю. Н. Кислякова, М. В. Былино. – Минск: Нар. асвета, 2014.