Евгения Миронова
Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения «Поможем принцессе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в старшей группе
Отдел по образованию Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад № 34 г. Новополоцка
по развитию речи и культуре речевого общения
в старшей группе
«Поможем принцессе»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения „Поможем принцессе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Подготовила:
Хурамова Нигина Акбаршоевна,
воспитатель дошкольного образования,
2 квалификационной категории.
Новополоцк, 2019
Занятие по развитию речи и культуре речевого общения
в старшей группе
«Поможем принцессе»
Программные задачи:
уточнить и активизировать словарь детей по теме «Зима» прилагательными;
формировать умение составлять рассказ о зиме, опираясь на графическую модель;
упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов; развивать произношение сонорных звуков [Л]; [Л’] в повторении чистоговорки;
развивать умение замечать красоту зимних явлений;
воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
Оборудование: игрушечный домик, принцесса, картинки с изображением зимы (природа, зимние явления, игры детей и т. д., графическая схема описательного рассказа о зиме, магнитофон, «волшебный сундучок».
Ход занятия:
Сюрпризный момент
Дети входят в зал.
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, теперь давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покинет нас целый день!
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. За домиком спрятана кукла. Воспитатель обращает внимание детей на стол.
-В одном сказочном королевстве жила-была принцесса. Там все время было лето, цвели цветы, пели птицы. Волшебница Вьюга очень обиделась на принцессу за то, что она мало знает о зиме. Закрыла Вьюга все окна и двери в замке принцессы крепко-накрепко, и даже луч солнца не мог попасть туда. Уснула принцесса крепким сном, никто не может ее разбудить. А все свои задания Вьюга спрятала в волшебном сундучке. Кто выполнит эти задания, тот спасет принцессу. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
-А как вы думаете, что можно сделать, чтобы принцесса проснулась, чтобы открылись двери и окна в ее замке?
( Ответы детей: победить злую колдунью, выполнить задания и т. д.)
- Смотрите, я открываю волшебный сундучок.
(Воспитатель пытается открыть сундук, но у него ничего не получается. Предлагает ребятам произнести магические слова.)
Чистоговорка
Ла-ла -ла- настали холода хлопают в ладоши
Ул-ул-ул- холодный ветер дул- делают «тарелочки»
Тель-тель- тель- на дворе метель- качают поднятыми руками
Тели-тели-тели- весь день метут метели- сгибают руки в локтях и вращают кулачками перед грудью.
После произнесения чистоговорки сундук открывается.
Задание 1. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Детям предлагается назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме и взять снежинку.
- Хоть зимой всё замерзает и заметает снегом, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка)
Снег - снежок;
ветер - ветерок;
снежинка – снежиночка;
санки- саночки.
Воспитатель хвалит ребят.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Подбери слово»
-Слушайте внимательно и скажите, о чем я буду говорить:
• рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз);
• свищет, бушует, дует, завывает. (ветер);
• летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает. (снег);
• висит, растет, тает, плачет, капает. (сосулька).
Воспитатель хвалит ребят.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Портрет зимы».
На мольберте лист бумаги формата А3 с изображением портрета зимы. Дети берут бумажные снежинки и прикрепляют их вокруг портрета, описывая зиму словами: морозная, суровая, красивая, весёлая и т. д.
Воспитатель хвалит детей и загадывает загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В наш новый век:
В двадцать первый век:
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
Имитационная музыкальная игра на ускорение «Снег руками нагребаем»
Снег руками нагребаем – обеими руками делаем "загребающие" движения
Лепим, лепим ком большой – лепим воображаемый снежок
И еще раз нагребаем, лепим, лепим ком другой - повтор движений
Лепим ручки – поочередно: левую руку в перед потом правую
Лепим ножки – руки на колени
Чтобы бегал по дорожке – бег на месте
Лепим глазки – пальцы рук сжимаются в кулачки, показываем глаза
Лепим бровки – показываем брови
И длиннющий нос морковкой – выстаиваем ладошки друг к другу.
- Молодцы, ребята! Давайте продолжим расколдовывать нашу принцессу.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»
Я буду, говорит начало предложения, а вы заканчивать его словом снеговик.
Мы решили слепить… снеговика.
Мы приделали нос-морковку …снеговику.
Мы показали соседям нашего …снеговика.
Мы играли с нашим… снеговиком.
Мы рассказали бабушке о … снеговике.
Воспитатель хвалит ребят.
Задание 5. Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Воспитатель предлагает детям найти ошибки в его высказываниях.
• Первый зимний месяц называется сентябрь.
• Как наступает зима, так начинается жара, и люди сразу надевают летнюю одежду.
• Зимой можно кататься на санках, лыжах, велосипеде.
• Можно лепить снежную бабу, скользить по льду, загорать.
• Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.
• Зима - чудесное время года.
- Ребята, вы согласны с тем, что зима - чудесное время года? Значит, мы открыли все двери и окна замка. Но чтобы разбудить принцессу, нам надо выполнить последнее задание, надо красиво рассказать о зиме.
Задание 6. Составление описательного рассказа о зиме с опорой на графическую схему.
Воспитатель вывешивает графическую схему рассказа на мольберте.
-Используя эту схему, попробуйте рассказать о зиме.
Примерный вариант рассказа:
1. Я хочу рассказать о зиме.
2. Зимой на землю падает пушистый снег.
3. Снег лежит везде: на деревьях, на крышах домов, на земле.
4. Дети надевают теплую одежду: шапки, куртки, теплые сапоги, варежки и идут гулять на улицу.
5. Они катаются на лыжах, санках, коньках, лепят снеговика.
6. Я очень люблю зиму.
- Молодцы! Вы прекрасно рассказали о зиме. Это значит, что мы выполнили все задания.
Итог занятия. Рефлексия
-Ребята! Сегодня вы хорошо справились с разными заданиями Волшебницы Вьюги. Посмотрите, лучи солнца осветили весь замок принцессы, и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.
(Принцесса «благодарит» детей за красивые рассказы о зиме.)
Какие задания были для вас сегодня самыми интересными?
Какие упражнения вызвали затруднения?
Что нового вы узнали на занятии?