Янушкевич Марина Ивановна
«Поведение в общественных местах». Конспект занятия по развитию речи и формированию культуры речевого общения детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
по образовательным областям
«Ребёнок и общество»,
«Развитие речи и культура речевого общения»
для воспитанников 5-6 лет
Публикация «„Поведение в общественных местах“, Конспект занятия по развитию речи и формированию культуры речевого общения детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Программные задачи: познакомить со словом «общество», формировать представления об обществе, особенностях общественных мест, о навыках социально одобряемого поведения в общественных местах, расширить представления о школе, содействовать выбору правильной линии поведения в школе, продолжать учить составлять сложные типы предложений, понимать и употреблять слова с противоположным значением (воспитанный человек – не воспитанный человек, использовать в речи рассуждения, объяснения, воспитывать потребность в соблюдении определённых норм и правил.
Материал: фонограмма песни Д. Тухманова, Р. Рождественского «Родина моя», песни В. Шаинского «Учат в школе», картинки с изображением общественных мест (магазин, стадион, автобусная остановка, сквер, школа, музей, кинотеатр, дом культуры, поликлиника, фонограмма из мультфильма «Паровозик из Ромашково», наглядный материал по количеству детей к заданию «Найди и обозначь».
Ход занятия:
Звучит отрывок из песни Д. Тухманова, Р. Рождественского «Родина моя».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о чём эта песня нам говорит? (Ответы детей).
Кто эти люди, почему они вместе целая страна? Что такое общество? (Ответы детей). Общество – это люди, которые имеют общие интересы и предпочтения, выполняют определённые дела, свои трудовые обязанности.
Что значит общественное место? Назовите, какие вы знаете общественные места. (Ответы детей).
Игра «Назови, что это?»
Воспитатель. Перед вами по 2 картинки с изображением общественных мест (магазин, стадион, автобусная остановка, сквер, школа, музей, кинотеатр, дом культуры, поликлиника). Вам надо их рассмотреть и рассказать, что это за место, как оно называется, и что там люди делают.
(Дети выполняют задание. Магазин – это общественное место, где люди покупают продукты и т. д.).
Проблемно-игровая ситуация
«Остановка «Детская поликлиника»
Звучит фонограмма песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Воспитатель. Ребята, в паровозике едут зверята: лисята, бельчата, зайчата и медвежата со своими мамами.
Послушайте историю, после которой вам надо сказать, кто нарушил правила поведения в поликлинике.
«Все пассажиры вышли из вагонов. Зверята с мамами вошли в поликлинику, подошли к окошку регистратуры. Все получили талоны к врачу и заняли очередь. Зайчата тихо сидели возле мамы, бельчата раскрыли книгу и рассматривали её.
Лисята и медвежата решили поиграть в прятки. И вдруг цветочный горшок упал и разбился…».
- Как вы думаете, что случилось? (Ответы детей).
- Почему горшок разбился? (Ответы детей).
- Что надо сделать в таком случае? (Ответы детей).
- Кому такое поведение мешает, кого отвлекает? (Ответы детей).
- Чем можно заняться в очереди к врачу? (Ответы детей).
- Какие правила нужно соблюдать в поликлинике, в больнице? (Ответы детей).
Воспитатель: Запомните, поликлиника, это место, где люди приходят к врачам, они чувствуют себя нехорошо, ждут приёма, им необходима спокойная обстановка. В поликлинике все должны соблюдать правила поведения, проявлять внимание и уважение к другим людям.
Ребята, во всех общественных местах надо соблюдать правила поведения, считаться с интересами других людей.
Как вы думаете, если человек выполняет правила и нормы поведения в обществе о нём как говорят? (Ответы детей). Да, говорят, что он воспитанный, приветливый, вежливый.
А если у человека поведение плохое, не правильное, как о нём говорят? (Ответы детей). Говорят, что он невоспитанный, неприветливый, невежливый.
Задание «Найди и обозначь»
У каждого ребёнка лист бумаги с различными изображениями: парк, продуктовый магазин, школа, детский сад, частный дом, библиотека, лес, улица.
Воспитатель: Ребята, вам надо обозначить красным кружком общественные места, подумать и объяснить какие из этих изображений не относятся к общественным местам и почему. (Ответы детей).
(Дети выполняют задание).
Ребята, расскажите, что вы знаете о таком общественном месте, как школа. (Ответы детей).
Школа – это учреждение образования, где ученики изучают различные предметы: математику, русский и белорусский язык, историю и другие. Кто работает в школе? (Ответы детей).
Обучают учеников в школе учителя, но там работают и люди других профессий: лаборанты, уборщицы, дворники, гардеробщицы, сторожа.
Физкультминутка
под музыку В. Шаинского «Учат в школе»
Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать в школе? (Ответы детей).
Ребята, а хотите больше узнать о школе? Вы слушайте утверждения и можете соглашаться или не соглашаться с ними. (После каждой фразы воспитатель принимает рассуждения и объяснения детей).
- В школу дети идут не спеша, медленно?
- На территории школы можно делать все: рвать цветы, бросать фантики, драться с кем-нибудь?
- Снимать верхнюю одежду всем ученикам надо в гардеробе школы?
- В школе со всеми работниками надо здороваться?
- На перемене и на уроке можно жевать что-нибудь?
- На перемене можно бегать по коридорам?
- Когда звонит звонок, надо быстро бежать в класс?
- Портфель надо аккуратно поставит рядом с партой?
- На уроке надо внимательно слушать, не мешать детям и учителю?
- Когда заканчиваются все уроки, можно идти домой?
- В столовой можно просить, всё что захочешь?
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ответили на вопросы, вы много знаете о правилах поведения в школе.
Запомните, в школе надо выполнять все эти правила. Если ученик ведёт себя в школе плохо, не выполняет правила поведения, ему учитель записывает замечание в дневник.
(Воспитатель показывает новый дневник детям, они рассматривают обложку и страницы).
Задание «Составь предложение»
Воспитатель: Ребята, попрошу вас придумать предложения со словосочетание «школьный дневник». (Ответы детей).
Смотрите, вам пришёл привет из школы. Предлагаю рассмотреть фотографии первоклассников, которые в прошлом году пошли в школу. (Дети в классе, на перемене, на улице, в спортзале).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? Что такое общественное место?
Зачем соблюдать правила поведения в общественных местах?
Вы хотите идти в школу? Будете стараться не получать замечания от учителя по поводу своего поведения?
Вы тоже передадите привет нашим детям, когда будете учиться в школе?
Спасибо, вы большие молодцы.
Приложение: