Ольга Виноградова
Конспект занятия по речевому развитию для старших дошкольников с ОНР– II уровня речевого развития «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ОО "Речевое развитие"
(Развитие речи (Художественная литература (восприятие во ФГОС)
для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) с тяжелым нарушением речи (ОНР – II уровня речевого развития)
Тема: «Зимующие птицы»
Цель занятия - создать условия для формирования у детей с тяжелым нарушением речи (ОНР – II уровня речевого развития) представление об образе жизни, повадках, местах обитания диких птиц, остающихся зимовать на примере совы.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Познакомить детей с внешним видом совы, строением ее тела, образом жизни. Расширить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» (сова, птица, голова, глаза, клюв, крыло, перо, лапы, когти, летать, охотится).
Учить отвечать на вопросы полными предложениями по демонстрации действий.
Формировать умение повторять за взрослым рассказ по предложенному взрослым плану из 4 предложений.
Продолжать формировать понимание простых предлогов и умение составлять с ними простые предложения
Закрепить знания детей о диких животных, активизировать в речи детей существительные (лиса, волк, ёж, глаголы (тявкает, фыркает, воет).
Познакомить детей со способом образования притяжательных прилагательных (волчий, лисий).
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать слуховое восприятие. Учить дифференцировать неречевые звуки.
Продолжать формировать общую координацию речи и движений.
Продолжать формировать умения пользоваться громким и тихим голосом.
Продолжать формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Автоматизировать поставленный звук «С» в игровой и свободной речевой деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
На примере из жизни сформировать у детей четкое представление о том, что разбросанный мусор может стать причиной гибели животных, в том числе и диких птиц.
Продолжать воспитывать доброжелательность, желания быть справедливым.
Учить бережно относится к природе.
Длительность занятия: 20 минут.
Оборудование.
Стульчики детские - 3;
Стул для логопеда – 1;
Мольберт – 1;
Интерактивная ручка «Знаток»;
Аудиозаписи для воспроизведения.
Игрушка «Сова» - 1;
Веревка – 1;
Ели – 2;
Сосна – 1;
Пенек -1;
Опорные картинки для составления рассказа - 4;
Указка – 1.
Предварительная работа:
В режимных моментах активизировать в памяти детей знания о деревьях (сосне, елке) в ходе дидактической игры «Найди отличия»; провести наблюдение за настом.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Дети входят в кабинет логопеда, который встречает их с улыбкой у входа).
Логопед. Доброе утро, ребята! Здравствуй Света, здравствуй Таня, здравствуй Эмма. Я очень рада всех вас видеть на занятии.
Используя интерактивную ручку «Знаток», логопед включает аудиозапись (плач и уханье совы).
Логопед. Ребята, кто-то на улице попал в беду, и просит нас о помощи. Поможем?
Дети. Конечно.
Логопед. Одевайтесь поскорее. Наденем мы штанишки и кофточки с узором, затем наденем мы ботинки и шапочки с помпоном, застегнем замки на куртках и отправимся мы на прогулку.
Готовы? Идите за мной. (Логопед с ребятами ищет сову, запутавшуюся в леске).
Логопед. Ребята, посмотрите, кто-то запутался в веревке. (Логопед берет игрушку в руки и показывает детям). Попробую распутать.
Кто же это? Как вы думаете?
Дети. Это птица. Это сова.
2. Основная часть.
Логопед. Совершенно верно, это сова. Обратите внимание, какая у нее большая голова с круглыми глазами и острым клювом, два огромных крыла и две лапки с острыми когтями. Ночью совы охотятся, а днем спят. Чаще всего совы живут в лесах. (Дети рассматривают сову).
Логопед. Ночью сова летает и ухает: ух-ух. Вытяните губы вперед. Спойте песенку совы громко: ух-ух-ух (дети имитируют звуки совы громко, а теперь тихо: ух-ух-ух.
Логопед. Птиц, которые живут на воле, умеют самостоятельно добывать себе еду, строить гнезда называют дикими. Давайте скажем вместе. Ди-ки-е. (Дети проговаривают слово выразительно).
Логопед. Но как же эта сова оказалась в городе и запуталась? Спросим у неё?
Дети. Да.
Логопед. Понять совиный язык нам поможет говорящая ручка «Знаток». (Логопед подносит ручку к сове, таким образом, как будто сова говорит в микрофон.)
Сова. Когда наступила ночь, я покинула свое дупло в поисках добычи, которую в лесу найти, из-за снежного наста не смогла. В городе так много мышек…. Услышав шуршание, я бросилась в атаку, приготовив свои мощные когти, но вместо добычи я угодила в капкан из веревки. Я устала. Хочу домой».)
Логопед. Бедная совушка, не грусти. Мы с ребятами отнесем тебя в лес, где ты отдохнешь. А пока поспи.
Сова. Ух-ух-ух.
Логопед. Ребята, отправимся в путь?
Дети. Да!
Логопед. Вставайте все за мной, паровозиком. Не забывайте повторять за мной слова.
Логопед. Большие ноги идут по дороге топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Дети идут змейкой за логопедом, проговаривая слова в такт). Остановка на пути - дальше нам нельзя идти. (Дети останавливаются).
Логопед. Тише! (Логопед поворачивается к детям и подносит указательный палец ко рту). Прислушайтесь, может мы уже близко. (Логопед, используя интерактивную ручку «Знаток», включает аудиозапись с голосами диких животных).
Логопед. Света, какие звуки ты слышишь?
Ребенок. Я слышу, как лиса тявкает.
Логопед. Света услышала тявканье лисы, а Эмма?
Ребенок. Я услышала, вой волка.
Логопед. Эмма услышала волчий вой, а Таня?
Ребенок. Я услышала фырканье ежа.
Логопед. Молодцы, ваши ушки очень хорошо слышат.
Логопед. Ребята, лиса, волк, ёж - это какие животные?
Дети. Дикие, лесные животные.
Логопед. Почему этих животных так называют? (Логопед опрашивает детей).
Дети. Они сами добывают себе пищу. Сами строят себе жилище и воспитывают своих детенышей. Они живут в лесу.
Логопед. Оглядитесь вокруг. Может лес рядом?
Дети. Да. Мы его видим. (Дети с логопедом идут в «лес».)
Логопед. Вот мы и в лесу. Какой здесь чистый воздух! Сделайте глубокий вдох через нос, как я, и долгий выдох через рот. (Дети выполняют дыхательную гимнастику 3 раза).
Логопед. Присаживайтесь на пенечки, будем совушку будить.
Совушка, просыпайся. Мы пришли. (Сова ухает. Логопед сажает ее на «пенек»).
Логопед. Ребята, совушка отдохнула и хочет с нами поиграть. Вы готовы? Повторяйте за мной движения.
Логопед. Совушка-сова,
Большая голова, Дети руками показать над головой большой круг.
На пеньке сидит, Дети кладут руки на колени.
Во все стороны глядит, Дети поворачивают голову вправо-влево.
Да ка-а-ак полетит! Дети машут руками.
(Логопед сажает сову за елкой.)
Логопед. Таня, где сидит сова?
Ребенок. Сова сидит за елкой.
(Логопед сажает сову на пенек и игра повторяется. Логопед сажает сову перед елкой.)
Логопед. Эмма, где сидит сова.
Ребенок. Сова сидит у (возле, около) елки.
(Логопед сажает сову на сосну и игра повторяется.)
Логопед. Света, где сидит сова?
Ребенок. Сова сидит на сосне.
Логопед. Ребята, послушайте, какой я придумала рассказ. (Логопед выкладывает на мольберте карточки-подсказки)
В густом лесу стоит сосна. У сосны сук. На суку сидит сова. Сова спит.
Логопед. Ответьте на вопросы. Старайтесь отвечать полными предложениями. Следите за произнесением звука «С».
Логопед. Где стоит сосна?
Дети. Сосна стоит в густом лесу.
Логопед. Кто сидит на суку сосны?
Дети. На суку сосны сидит сова.
Логопед. Что делает сова?
Дети. Сова спит.
Логопед. Света, подойди к мольберту. Встань так, чтоб всем деткам было хорошо его видно. Попробуй составить рассказ, а мы тебе поможем.
Ребенок. В густом лесу стоит сосна. У сосны сук. На суку сидит сова. Сова спит. (Ребенок рассказывает и прикрепляет опорные картинки на мольберт.)
Логопед. Света, ты молодец. Справилась с таким сложным заданием.
(Логопед предлагает всем детям по очереди составить рассказ с опорой на картинки).
Логопед. Молодцы ребята. Все дети научились составлять короткий рассказ о сове, которая сидела на суку сосны. Нам пора возвращаться. Прощай, сова! (Дети и логопед машут сове). Вставайте паровозиком за мной, мы пойдем домой.
Логопед. 1, 2, 3, 4, 5 –мы ходили в лес гулять, а теперь домой идем и песенку поём. (Дети радостные возвращаются.)
Логопед. Вот мы и вернулись. Раздевайтесь. Снимайте куртки, шапки и ботинки, кофты и штанишки. (Дети выполняют имитационные движения за логопедом).
3. Заключительная часть.
Логопед. Вы сегодня отлично занимались. Что нового вы узнали?
Дети. Мы узнали, что птиц, живущих на воле называют дикими.
Света, что на занятии тебе запомнилось больше всего?
Ребенок. Мне понравилось играть с совой.
Логопед. Ребята, как вы думаете, что нужно делать, для того, чтоб птицы и другие животные не попадали в такую же беду?
Дети. Нужно убирать за собой мусор.
Дети покидают кабинет в сопровождении логопеда.