Любовь Федотова
Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Целью работы педагога по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.
Публикация «Выступление на РМО по речевому развитию „Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Согласно ФГОС дошкольного образования: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
Не случайно «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное развитие. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В нашем ДОУ, как показывает опыт, наиболее удачными формами речевого развития детей старшего возраста являются:
Образовательная ситуация. позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения, планируется и организуется в любое время в режиме дня. Предполагает участие небольшой подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.
В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Игровые ситуации являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи и активную самостоятельную деятельность воспитанников. Воспитатель выводит детей на получение знаний проблемными вопросами «почему?», «зачем?», «Ты как думаешь?». Например, «что будет, если в сказке появится новый герой?», «Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?» или «Может ли слово состоять только из гласных звуков?» и т. д. Сюда можно отнести и обучение детей составлению творческих рассказов по картине – составлению текстов реалистического или фантастического характера.
-Другой формой речевого развития старших дошкольников является ситуация общения. Это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. У нас в группе мы ежедневно используем «Круг общения», «Утро коммуникативных встреч», коммуникативные игры. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть:игры-викторины- благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. В эту группу относят игры – путешествия.
Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация. Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. В старшем возрасте используются ситуации-проблемы и ситуации-оценки. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. А в ситуации-оценки ребенок учится анализировать и обосновывать свое решение. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его. К этой группе относятся наблюдения, экспериментирование.
В старшем возрасте формируется коллективное общение, поэтому создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся обговаривать тему, проговаривать последовательность работы, обсуждать результат своей деятельности – является необходимым условием для коллективного общения. В нашей группе реализуется проект: «Все мы разные, но все мы – дети!». В рамках этого проекта мы с ребятами участвуем во всероссийском проекте «Посткроссинг» – проект по обмену почтовыми открытками и письмами и общение с клубом "Лучики надежды" - общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Сценарии активизирующего общения – обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, беседы, дидактические игры. Используется для решения всех задач развития речи, обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик. А так же дидактические игры с готовыми текстами. Подвижные народные и хороводные игры. Сюда можно отнести инсценировки, драматизации. В играх-драматизациях закрепляются и уточняются: словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, навыки словообразования и словоизменения, дети упражняются в составлении связных высказываний, развивают свою объяснительную речь. Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, способствует развитию коллективных умений, чувства взаимопомощи, взаимопонимания.
Речевое развитие осуществляется и через физкультурные минутки, литературно-музыкальные праздники, агитбригаду, социальные акции, книги самоделки, посиделки,
календарь событий (тематические дни и недели, юбилейные даты книг и писателей, экскурсии и др. Досуги по произведениям детских писателей вызывают у детей интерес к художественному слову, знакомят и учат понимать смысл жанровых особенностей литературных произведений. Показателем хорошего развития речи детей является участие в конкурсе чтецов. При подготовке к конкурсу дети учатся не только правильно проговаривать каждое слово, но и эмоционально передавать смысл произведения.
Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук. Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми. Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе.
Следующей формой работы являются интерактивные игры и игровые презентации, которые помогают формированию звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Мнемотаблицы – схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для словесного анализа предложений используем модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Идет отработка знаний о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.
Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. Сюда можно отнести такие игры как «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?», КВН. Эти игры можно проводить как итог лексической темы.
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Артикуляционные и речевые упражнения. Игры на развитие речевого дыхания. Пальчиковые игры. Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. К этой группе можно отнести и аква – гимнастику - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые упражнения подбираются в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Сюжетно-ролевые игры - это очень хороший повод пообщаться.
Это формы речевого развития, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Но по ФГОС и родители, наряду с педагогами, должны быть партнерами в развитии детей. В нашем ДОУ ведется работа по речевому развитию с родителями: анкетирование, консультации, домашние видео презентации, привлечение родителей к участию в проектах, проводимых в группе, конкурсах поделок, рисунков, акциях, мастер – классах, игровых досугах. Например: акции «Расскажи, мне сказку, мама!», «Почитай мне на ночь, папа!», изготовление подарков с детьми папам и мамам, мастер – классы: «Георгиевская ленточка», «Дыхательная гимнастика как основа профилактики часто болеющих детей и правильного звукопроизношения», «Развиваем пальчики – развиваем речь». Правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств.
Мы предлагаем использовать ежедневно и многократно ситуации такого рода, как бы просты на первый взгляд, они не казались, ведь как говорил Михаил Ростиславович Львов: «Чтобы научиться говорить, надо говорить».
Говорите с детьми!