Алина Шебардина
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.
Задачи:
- Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна.
- Продолжать формировать представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятием Родина.
- Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России, отвага, мужество, храбрость, верность).
- Расширять представления о защитниках Родины.
Темочки:
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.
- Развивать интерес к творчеству, способность создавать, творить в коллективе.
- Воспитывать такие чувства как сочувствие, уважение друг к другу, сопереживание, вызвать желание оказывать помощь друг другу и окружающему миру, приходить на выручку.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Конспект :
Воспитатель : Здравствуйте дети. Здравствуйте гости. Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда, я приглашаю вас отправиться в путешествие. Путешествие будет необычное - виртуальное, нам понадобится сплочённость и командный дух. Для этого нужно встать в круг протянуть друг другу руку и крепко ее сжать, это будет означать, что друг в трудную минуту всегда протянет руку помощи. Ну, вот теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. В путь!
Физкультминутка (муз. Дорогою добра) :
Самолет.
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место ты садись!
Табличка с названием станции: «Праздничная».
Воспитатель : Ребята, мы с вами прибыли на первую станцию, которая называется «Праздничная». Скажите мне пожалуйста, Вы любите праздники?
Дети: Да!
Воспитатель : А какие праздники вы знаете?
Дети: День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери.
Воспитатель : Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник - День народного единства. Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Вы знакомы с этим праздником?
Дети: Нет.
Воспитатель : Ребята на сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что это за праздник. Во все времена, русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи. Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод.
Послушайте, что произошло 400 лет назад….(зачитывание рассказа)
Напали на Русь завоеватели – и поляки, и шведы, хотели установить на нашей земле свое владычество.
Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства, упорно сопротивлялись они иноземным захватчикам.
Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин, начал собирать войско для борьбы с врагами.
- Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, Родине святой!
Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского.
Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву.
Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
И вот наступил славный день 4 ноября : вражеское войско сдалось на милость победителей!
Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная.
Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
Воспитатель : Скажите мне, ребята, после всего услышанного, можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?
Ответы детей.
Воспитатель : Да, ребята, конечно можно, потому что люди вышли на защиту своей Родины, за свою родную землю. И они победили! Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Пожарского?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно: смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными. Теперь мы празднуем День народного единства как заслуженный праздник. Этот день отмечен красным числом в календаре. В этот праздник у всех выходной день. А теперь нам пора отправляться в путь.
Ребята, на стульчиках у вас у всех прикреплены билетики (картонки с изображением геометрических фигур, возьмите их и в путь…
Физкультминутка (муз. Дорогою добра) :
Туристы.
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги.
Легче выдох, глубже вдох.
Путь не близок, не далек.
Впереди течет ручей –
Перепрыгни поскорей.
Табличка с названием станции: «Народная».
Воспитатель : Ребята, вот мы и добрались до следующей станции. Она называется «Народная». На этой станции мы с вами должны разделиться на четыре команды (по геометрическим фигурам) и разойтись по своим столам, на котором изображена ваша фигура.
Дети расходятся по командам.
Воспитатель : Ну что готовы? Наша страна, богата многонациональным народом. Здесь у нас живут русские, башкиры, татары, казахи, чукчи, осетины и еще почти 30 разных национальностей. У каждого народа, национальные традиции, обычаи, песни, игры, свой язык.
Все народы дружат друг с другом, желают друг другу добра, счастья.
У каждого народа свои национальные костюмы и мы сейчас вам их рассмотрим…
Но, кто-то испортил наши картинки… ребята, давайте попробуем исправить это обстоятельство и соберем картинки (детисобирают пазлы с костюмами).
Русский народный костюм.
Женский народный костюм состоит из блузки, расшитой узорами, сарафана и кокошника, который украшали золотыми серебряными нитями. Мужской костюм – это штаны и рубаха, которая отличается скромностью узоров. На голове картуз с козырьком.
Татарский костюм
Сейчас перед вами татарский национальный костюм. У женщин платье и сверху надета жилетка, которая по-татарски называется камзол. На голову женщины одевали калфак. У мужчин – рубаха, камзол (безрукавка) и штаны. Головной убор у мужчин- тюбетейка. Вся одежда из ярких дорогих тканей. Всё расшито красивыми узорами, который включает в себя (цветы, листья, веточки). На ногах и женщины и мужчины носили сапоги сшитые из мягкой кожи.
Осетинский костюм.
Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ». Основными составляющими мужского костюма являются: черкеска, бешмет, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.
Чукчи
Далеко на севере, где всегда холодно живет народ Чукчей. Там всегда очень холодно, поэтому одежду шьют из меха. Мужчины и женщины носят меховую рубаху, меховые штаны, также меховые чулки и сапоги. На этих нарядах зачастую встречается красивая вышивка.
Воспитатель : Ребята, спасибо вам за помощь, теперь нам пора отправляться в путь… Возьмите билетики и садитесь на свои места. Для того чтобы нам попасть на следующую станцию, мы должны разделиться на две команды по общим признакам. Первая команда это те ребята у кого билетики не имеют углов, а вторая команда у кого билетики с углами.
Воспитатель собирает билеты у первой команды, далее у второй.
Табличка с названием станции: «Государственная».
Воспитатель : Что на этот раз встретилось у нас на пути?
Дети: Нам на пути встретилась карта.
Воспитатель : Это наша великая страна, наша Родина.
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Как называется наша Родина?
Дети: Наша Родина называется – Россия.
Воспитатель : Все верно, родились мы с вами в России и значит нас всех с вами можно назвать одним словом – Россияне. И сегодня накануне Дня народного единства мы с вами проведем акцию «Мы - вместе!».
Воспитатель : Прежде, чем приступить к работе, мы сделаем разминку для пальчиков с использованием Су-джок.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Здравствуй, дружок, шарик су-джок!
На ладошку садись да сильнее крутись.
Раз, два, три, четыре, пять будем шарик мы катать!
В руку левую возьмём, посильней его сожмем!
В руку правую возьмем, посильней его сожмем!
Сцепим пальцы в замок, сожмем с силой су-джок!
Воспитатель : Мы для вас приготовили ватман с изображением нашей Родины, вам нужно будет расположить силуэты ладошек рядом друг с другом по границе страны, как будто мы крепко держимся за руки – это будет символизировать, то, что мы вместе, мы едины, а значит и непобедимы!
Выполнение творческого задания.
Перед детьми бумага (белая, красная, синяя). Задание обвести карандашом силуэт кисти, вырезать и наклеить по границе карты.
Дети и воспитатели выходят на ковер, встают в круг, берутся за руки и читают стихотворение.
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод,
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина – Россия у нас у всех одна.
Воспитатель : Мы думаем, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу.
В заключении давайте вспомним все, о чем мы с вами сегодня поговорили (о празднике «День народного единства», о народах и символике государства).
На этом наше сегодняшнее занятие окончено, спасибо.