Светлана Беленовская
Конспект занятия по нравственно–патриотическому воспитанию «Моя семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДАОУ «Детский сад №201» города Оренбурга
Конспект занятия по нравственно–патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя семья»
Программное содержание: - закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
- раскрыть понятия «родители», «семья»;
- вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
Словарная работа: расширить словарный запас детей словами: род, родословная, генеалогическое древо.
Публикация «Конспект занятия по нравственно–патриотическому воспитанию „Моя семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.
Материал и оборудование: круги с грустными и весёлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья», «генеалогическое древо» семей, мяч.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание «генеалогических древ», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.
Ход занятия. Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель:
- Ребята! Сегодня у нас с вами будет занятие, на котором мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни - о семье. Почему о семье? Потому что семья - это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придет мальчик, и зовут его Иванушка (стук в дверь). А вот и Иванушка пришел. Входит Иванушка (ребенок в русской народной рубашке).
Воспитатель: - Здравствуй, Иванушка. Мы очень рады, что ты к нам пришел. Ребята, Иванушка пришел послушать рассказы о ваших семьях.
Иванушка:
- Здравствуйте, ребята. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.
Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся (дети образуют круг).
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Иванушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут, только ласково. Дети называют свои имена.
- Какие красивые у вас имена, ребята.
Воспитатель: - У каждого человека есть имя. Его дают родители своим деткам, когда они рождаются. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка и сестра с братьями. Я знаю, что вы их очень любите. А вот почему? Ответы детей.
- А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы.
Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос.
- Как ты обычно называешь свою маму? А папу?
- Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?
- Как называют маму ее подруги?
- Как называют папу друзья?
- Как твою бабушку называют другие люди?
- А кто в вашей семье старший?
- Как ты называешь мамину маму?
- Как ты называешь папиного отца?
- Ты для бабушки кто?
- Кто для тебя бабушкин сын?
- Кто для тебя бабушкина дочка?
- Ой, ребята, молодцы. Сложновато было, да? Но вы справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.
Иванушка:- Ребята, а что такое семья? Ответы детей.
Воспитатель:
- Это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Воспитатель:
- Семьи, Иванушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.
Иванушка: - Как хорошо, что у вас всех есть семьи! Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.
Воспитатель: - Да, Иванушка. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Мы с ребятами их сейчас вспомним. Я начну, а вы заканчивайте.
Игра «Продолжи пословицу»
Воспитатель:
- В гостях хорошо, … а дома лучше.
- Не красна изба углами, … а красна пирогами.
- Каково на дому, … таково и самому.
- Дети не в тягость,. а в радость.
- Когда семья вместе … и душа на месте.
- Всякой матери … своё дитя мило.
- Мать кормит детей, … как земля людей.
- Семья – это …. семь Я.
Воспитатель:
- Иванушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».
- Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это, ребята, помогите мне.
Дети: Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему?
Дети: - Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Воспитатель:
- Иванушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи. Вот послушай, что ребята расскажут о своей семье.
Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье.
Иванушка:
- Да, как сложно нам, детям, разобраться в родственных связях, особенно если родня такая большая.
Воспитатель:
- Да, Иванушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому и кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам посмотреть и послушать нашу сценку.
Воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребенком садятся на стульчики.
Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?»
Ребенок. Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Бабушка. Ты Федина дочка, моего сыночка.
Ребёнок. Мой папа большой, и совсем не сыночек!
Бабушка. Сыночек, брат четырёх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
Ребёнок. Да разве у дочки мы были? У тёти!
Бабушка. Тётю твою, я в люльке качала…
Ребёнок. Бабушка, стой, объясни всё сначала. Кто мне Наташа и два её братца?
Бабушка. Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой. Ох и была шустра! А ты им доводишься…- Хитрое дело…
Ребёнок. Бабушка, что - то у нас пригорело!
Бабушка. Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко из кастрюли сбежало!
Воспитатель: - Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весёлое лицо – хорошие поступки, грустное - плохие. Начинаем!
Игра «Хорошо – плохо» Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)
Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)
Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)
Девочка кричала на маму. (Плохо.)
Не слушалась бабушку и кривлялась. (Плохо.)
Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, все правильно! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков.
Иванушка:
- Ребята, мне так понравились ваши рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые. Спасибо, что поделились со мной рассказами.
Воспитатель: - Иванушка, я предлагаю сделать шуточную семейную фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки.
Иванушка: - Я спрошу у вас друзья:
Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?
Ну, тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку
Все семейные загадки.
Воспитатель:
- Кто хозяин в доме первый?
На ком держится семья?
«Мама», - скажете… наверно! (Папа)
Воспитатель: - Кто на кухне жарит, парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать, готовить
Ей не чуточку, не лень!
Ее любит вся семья! (Мама)
Воспитатель:
- Кто нам свяжет всем носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки? (Бабушка)
Воспитатель:
- Кто на машине нас прокатит?
И на рыбалку позовёт?
Любому делу нас научит,
И за грибами в лес возьмёт?
Рядом с ним скуки нет!
Кто же это? (Дедушка)
Воспитатель: - Кто по утрам идет учиться?
Он получать оценки рад! (Старший брат)
Воспитатель:
- У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички… (Сестричка)
Воспитатель: - Мы все загадки загадали
И обо всех сейчас узнали
И что вы скажете, друзья…
Дети: (хором)
Что это дружная семья!
Иванушка: Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: - Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.
Подведение итогов:
Воспитатель:
- Ребята, что вам понравилось на занятии? Что же такое семья? Какой должна быть семья?
Звучит песня «Светит солнышко для всех». Иванушка приглашает детей на чаепитие.