Алиева Елена Дмитриевна
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях.
Задачи:
Образовательные:
1. Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности.
2. Подводить детей к созданию выразительного образа в аппликации.
3. Добиваться выразительного чтения стихов, петь, двигаться под музыку.
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
4. Расширять и углублять представление детей о старинных семейных обычаях, закреплять знание старых русских имен.
5. Способстровать развитию любознательности.
Развивающие:
1. Развивать музыкальность детей.
2. Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.
3. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Воспитательные :
1. Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.
2. Воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
3. Воспитывать желание принимать участие в играх.
4. Пообрение свободного общения со взрослыми и детьми.
Интеграция образовательных областей.
1. Социализация
2. Познание
3. Коммуникация
4. Художественное творчество
5. Художественная литература
6. Музыка
7. Физическая культура
8. Здоровье
Словарная работа
Обогащать словарный запас детей:
1. Существительными: колыбелька, чугунок, сундук, рогач. загнетка.
2. Определениями: старинный, деревянный, РАСПИСНОЙ, УЗОРЧАТЫЙ.
Индивидуальная работа
Следить за речью детей, оказывать помощи при ответах на вопросы.
Предварительная работа
1. Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба».
2. Заучивание стихов, песен.
3. Посещение музея «Русская изба».
4. Взаимодействие с родителями. Проект «Моя семья».
5. Изготовление русских - народных костюмов.
6. Презентация: «Частица малая Россия, село родное-«Сайман».
7. Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушанье русских народных песен, колыбельных.
8. Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материал и оборудование:
1. Аудиозапись с русской народной музыкой.
2. Атрибуты русской избы. (кукла, уголек, зернышки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соль).
4. Заготовки для аппликации.
Методы и приемы:
Практические;
Наглядные;
Словесные;
Игровые.
Ход НОД
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель :
- Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
Воспитатель :
- Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.
Дети:
- Снег, деревья, волшебный камень.
Воспитатель :
- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Дети, куда же пойдем?
Дети:
- Направо.
Воспитатель :
- А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
Воспитатель :
- Ну, что же, в путь!
Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель :
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети:
- В русской избе.
Воспитатель :
- А почему вы решили, что это изба?
Дети:
- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
Воспитатель : показывает чугунок.
- Дети, что это?
Дети:
- Чугунок.
Воспитатель :
- Для чего нужен чугунок?
Дети:
- В нем варили кушать.
Воспитатель : показывает лапти.
- Дети, а это что?
Дети:
- Лапти.
Воспитатель :
- А для чего нужны лапти?
Дети:
- Их одевали на ноги.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель :
- Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель :
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель :
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
Воспитатель :
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Костя, а когда я вырасту, меня будут звать Константин и т. д.
Воспитатель :
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель :
- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель : - Молодцы, какие у вас интересные имена!
Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети:
- Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель :
- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети:- Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель :
- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек :
Воспитатель :
- А что говорили, когда клали уголек?
Дети:
- Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель :
- А что говорили, когда клали зернышко?
Дети:
- Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель :
- А что говорили, когда клали монетку?
Дети:
- Будь всегда богат.
Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.
Тили- тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли- мыли-мыли-мыли
бело- набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным- черна!
Дети вытирают куклу.
Воспитатель :
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель :
- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
- Одевали.
Воспитатель :
- А во что одевали ребеночка?
Дети:
- В отцову рубашку.
Воспитатель :
- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети:
- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель :
- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
- Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель :
- Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель :
- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?
Дети:
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись,как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель :
- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети:
- Укладывали спать.
Воспитатель :
- А куда клали спать ребеночка?
Дети:
- В колыбельку.
Воспитатель :
- А что же такое колыбелька?
Дети:
- Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель :
- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель :
- Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель :
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут в колыбельку.
Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети:
- Пели колыбельную.
Воспитатель :
- А что такое колыбельная?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель :
- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?
Дети:
- Да.
Дети поют совместно с воспитателем :
Баю- баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю- баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Воспитатель :
- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети:
- Да.
Воспитатель :
У нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Воспитатель :
- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».
Ой, ребята, та- ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки)
Воспитатель :
- Дети, понравилась игра?
Воспитатель : А сейчас мы для Егорушки сделаем в подарок лоскутное одеяло. Аппликация из ткани «Лоскутное одеяло».
А теперь давайте подарим Егорушке наше одеяло и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель :
-Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?
Дети:
-Да.
Рефлексия;
Воспитатель :
- Дети, а вам понравилось наше путешествие?
Ответ детей.
Воспитатель :
Если «да»- то давайте соберемся в круг-как одна семья; если «нет»- оставайтесь на месте.