Лучший педагог года

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Кутова Анна Валерьевна
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ»

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ

МБДОУ 119

Кутова Анна Валерьевна

НИЖНИЙ НОВГОРОД 2013 ГОД

Непосредственно образовательная деятельность для детей 5-6 лет

Тема: «Семейные обычаи на Руси»

Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.

Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

. Интеграция образовательных областей:

Социализация: воспитывать бережное отношение к старинным вещам,

народным традициям, обычаем гостеприимства. Прививать доброжелательное отношение к быту и культуре предков, эмоциональную отзывчивость по отношению к младшим.

Познание: познакомить детей с русскими традициями, в том числе традицией «встречи» новорождённого ребёнка, образом жизни и занятиями крестьян, продолжать знакомить с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). Знакомить детей с персонажем древнерусской истории – князем Ярославом Мудрым.

Художественная литература: прививать интерес к русскому фольклору (потешки, поговорки, загадки)

Коммуникации: обогатить словарь новыми словами (жалейка, вышивальщица, младенец, мудрый). Продолжать знакомить детей с русскими именами, их значением. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

Музыка: продолжать знакомить детей с русскими народными песнями, инструментами, музыкой, её характером, хороводами.

Художественное творчество: продолжать знакомить детей с художественными промыслами

Ход занятия:

1. Организационный момент, вводная беседа.

Педагог с детьми заходят в зал: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

Давайте поздороваемся со всеми по старинному русскому обычаю.

(Дети кланяются, приложив руку к сердцу).

А теперь я приглашаю вас в горницу. Все-то здесь ладно, уютно, да чисто.

Присаживайтесь, ребятушки, поудобнее.

(Дети рассаживаются на лавочки.)

Воспитатель : (обращает внимание детей на жалейку) :

Посмотрите, какая красивая, необычная, редкая вещица. Это старинная дудочка – жалейка.

Но раньше её тут не было (удивляется). А что будет, если в неё поиграть! (имитирует игру)

( Звучит фонограмма и голос: «Ты в рожочек поиграй, попадёшь да+79023031197лёкий в край».)

Воспитатель : Надо же, она необычная, волшебная!

Появляется первый слайд. (Презентация «Русские традиции»)

1 слайд (изба).

Воспитатель :

Ну вот, мы опять оказались в русской деревне, возле избы. Кто жил в такой избе?

( ответы детей: В такой избе жили большие крестьянские семьи.)

2 слайд (печка).

Воспитатель :

Назовите уже знакомые вам предметы, для чего они нужны?

( ответы детей: 1. В углу горницы – большая печь, в ней готовили еду и согревались в холодную погоду.

2. Я вижу ухват, он нужен для того, чтобы вынимать из печки горшки.

3. В углу я вижу лучину, она освещает горницу).

Воспитатель :

Посмотрите, ребята, может быть и в нашей горнице вы увидите старинные предметы?

Дети называют: печка, ухват, чугунок, прялка, лапти….

3 слайд (мужчины за работой).

Воспитатель :

Почти все предметы люди изготавливали своими руками. Никто не сидел без дела. Как вы думаете, чем занимались долгими вечерами мужчины в крестьянских семьях?

( Ответы детей: Мужчины в крестьянских семьях вырезали из дерева посуду: чашки, ложки, ковши,игрушки, плели из лыка лапти, корзины, короба.)

4 слайд (художественные промыслы)

Воспитатель :

И вот, что у них получалось. Посмотрите, какие виды художественных промыслов вы узнали?

Ответы детей:

1. Кувшин украшен голубыми цветами Гжели;

2. Индюк украшен дымковской росписью;

3. Я узнал изделия семеновских мастеров по яркому красочному узору;

Воспитатель :

Посмотрите, ребята, может быть и в нашей горнице вы увидите изделия народных промыслов?

Дети называют предметы.

5 слайд (ткачиха).

Воспитатель : Воспитатель : Кто изображён на этом слайде?

( Ответы детей: ткачиха)

Воспитатель : А что она делает?

( Ответы детей: ткет)

6 слайд (пряха).

Воспитатель :

А на этом слайде, кто изображён?

( Ответы детей: пряха)

Воспитатель :

А вы знаете пословицы про прях?

( Ответы детей :

-У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

-Какова пряха, такова и рубаха.

-Весело прядется - хорошо поется.)

7 слайд (вышивальщица).

Воспитатель :

А на этой картине изображена вышивальщица, повторите это слово. Как вы думаете, чем она занимается?

( Ответы детей: она вышивает красивые рисунки на одежде, рушниках.)

8 слайд (изделия).

Воспитатель :

И вот какие замечательные изделия у них получались.

9 слайд

Воспитатель :

Русские люди умели не только хорошо трудиться, но и весело отдыхать.

В народе говорили: у наших ворот всегда хоровод.

Давайте и мы с вами сейчас выйдем на лужайку и поводим хоровод.

Хоровод “Веснянка”.

2. Семейные обычаи на Руси.

Воспитатель : Хорошо повеселились, а теперь давайте пройдем снова в нашу горницу.

(Дети усаживаются на лавочки. Раздаётся звук плача ребёнка.

Педагог обращает внимание детей на детскую колыбель, в которой лежит кукла – малыш, завёрнутая в платок и пелёнку.)

Дети, что это за звук? Кто плачет? (Ответы детей.)

(Педагог достает из колыбельки куклу.)

Педагог: Посмотрите, это маленький ребёнок, такого малыша называют младенцем. Давайте повторим это слово. (дети повторяют)

Наш младенец только сегодня появился на свет.

В давние времена были особые традиции встречать нового человека.

Показывает лежащие на подносе уголёк, зёрнышки, монетки.

Что это за предметы? (Ответы детей)

Дети, вы хотите узнать, для чего они были нужны? – Да!

-Раньше, на Руси эти вещи клали в таз с водой, когда ребёночка в первый раз купали. Давайте, искупаем малыша, соблюдая русские обычаи.

(Приглашает ребенка)

Давай положим уголё к в воду и произнесем: «Привыкай к домашнему теплу».

(ребёнок кладёт уголё к в таз с водой и говорит: «Привыкай к домашнему теплу».

Педагог: А теперь положим в воду зернышки и скажем: «Будь всегда сыт».

(ребёнок кладёт уголё к в таз с водой и говорит: «Будь всегда сыт».

Педагог:

- Когда клали в воду монетки, говорили: «Будь всегда богат».

(ребёнок кладё т монетки в таз с водой и говорит: «Будь всегда богат».

Купание куклы. (кувшин)

Педагог:

Дети, вот мы искупали малыша, а теперь надо одеть его по русской традиции. В старину ребёнка одевали в отцову рубашку. Родители хотели, чтобы ребёночек, когда вырастет, стал похож на отца и на матушку. Был бы таким же работящим, честным, как и они. Рубаха должна быть красная, красивая, праздничная. Давайте и мы оденем младенца.

(Дети одевают куклу.)

Педагог:

Одевая малыша, приговаривали: «Расти большой, будь послушный, будь здоров».

-А теперь давайте положим малыша спать.

(Укладывая, обнаруживает в колыбельке мешочек с кусочком хлеба и соли).

Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке?

( Дети отвечают: это хлеб и соль.)

А как вы думаете, зачем это положили в колыбельку?

(Дети высказывают предположения)

Воспитатель :

На Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился. Долго мы тебя ждали!»

(Дети кладут в колыбельку хлеб и соль.)

Воспитатель :

А что нужно сделать, чтобы наш ребёнок быстрее уснул?

( Ответы детей: ему надо спеть колыбельную песню).

Как вы думаете, почему пели колыбельные песни?

( Ответы детей : Колыбельная песня по характеру нежная, напевная)

Звучит колыбельная

Воспитатель :

Вот и уснул наш малыш, а мы давайте еще поговорим.

С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя.

- Скажите, для чего человеку имя?

(ответы детей)

Родители назвали своего сынишку Ярославом. Это имя старинное русское. Какие еще старинные имена вы знаете? (ответы детей)

Педагог:

Сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Ясик, Ярик, а когда он подрастет, его будут называть Ярославом, Ярославом Николаевичем.

В нашей группе тоже есть мальчик с таким именем, а знает ли он, что оно означает? (слава солнцу).

А были ли знаменитые люди, города, носившие такое же имя.

( ответы детей: князь Ярослав Мудрый, Ярославль, Юрьев.)

Педагог:

Каждое имя имеет свое значение. Например, меня зовут Анна, что значит “благодать”. А вы помните значения ваших имён?

(Дети - Да)

Педагог:

Тогда давайте поиграем с именами: я буду давать вам ленточку, а вы будете называть своё имя и его значение.

• Игровое упражнение «Поиграем с именами»(под музыку)

Педагог:

Сегодня у Ярослава первый день рождения, а в такой день принято дарить подарки, и мы с вами сделали их своими руками. Давайте покажем их нашим гостям и расскажем о них.

1-й ребё нок: Это кукла не простая- она называется скрутка, потому что, когда её делают, то скручивают ткань и перевязывают ее тесьмой. А потом наряжают в одежду, изготовленную из цветных лоскутков.

2 й ребё нок: А это свистулька, её изготавливали из глины, а потом расписывали красками.

Педагог:

А теперь давайте их подарим и пожелаем что-то доброе нашему Ярославу.

Дети:

-Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким, да удалым.

- Слушай отца-батюшку, да родную матушку.

- Пусть живёт-поживает, да добра наживает.

Воспитатель :

Вот так проходил первый день рождения новорождённого ребёнка на Руси, гости на днях рождения попусту не сидели, а водили хороводы и играли. Давайте и мы поиграем.

П. и. «Ленточка».

Воспитатель : А подрастёт Ярослав, будут его батюшка с матушкой потешать, да и мы с вами давайте попотешимся.

Инсценировка потешек

1-я потешка:

Тит, а Тит!

-Чаво?

-Иди сено косить.

_Живот болит.

-Иди кашу есть.

-А где моя большая ложка!

2-я потешка:

-Егор, ты видел моего телёночка?

-Рыжего?

-Да, рыжего.

-С белым пятном на лбу?

-Да, с пятном.

-И с колокольчиком на шее?

-Да, верно. Где ты его видел?

-Нет, сосед, не видел.

Воспитатель :

Ой, ребята, а что это за ларец? И как его открыть? (предположения детей, придумывание волшебных слов)

Педагог: Молодцы, ребята, помогли мне открыть шкатулку. Что же в ней? -

загадки.

• Тебе дано, а люди им пользуются.

(имя)

• У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть — не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

(Гармошка)

• Не боюсь грозы ни грамма,

Коль со мною рядом…

(Мама.)

• Маленький пузатенький.

А весь дом бережет.

(Замок)

• Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет.

(Самовар)

Воспитатель :

А теперь ребята, давайте сядем по русскому обычаю около самовара и побеседуем о том, что сегодня вы узнали нового, необычного, что вам больше всего понравилось.

С какой традицией в сегодня познакомились?

Что для вас необычного было в ней?

зачем клали уголёк в воду при купании новорожденного?

.монетки?

.зёрнышки?

Зачем одевали отцовскую рубашку?

А чем занимались люди зимними вечерами?

Воспитатель :

Молодцы, ребята! Вы много знаете о старинных русских обычаях.

И я думаю, сегодня уместно вспомнить еще один – празднование Пасхи и связанное с ней угощение куличами и крашеными яйцами.

Вот и я угощаю вас сегодня и предлагаю угостить наших гостей и пожелать им доброго здоровья.

А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями, как это было принято на Руси и пройдём в группу.

Публикации по теме:

«Моя дружная семья». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Проект организованной образовательной деятельности. Примерная основная общеобразовательная программа " От рождения до школы" Н. Е. Веракса,.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию детей первой младшей группы №1 "Капелька ". Воспитатель: Бондарева.

Конспект занятия по по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя семья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №139» Конспект интегрированной непосредственно-образовательной.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Большая и малая Родина»Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Большая и малая Родина» Интеграция образовательных областей: • познание, коммуникация. Виды детской деятельности: • познавательная, коммуникативная Задачи: •.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной край» Занятие «Родной край» Старшая группа Воспитатель МБДОУ г. Иркутска дет. сад №119 Митюкова Т. В. Обучающие задачи: уточнить знания детей о.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и моя дружная семья» Цель: воспитание у детей чувства любви к близким людям, желание заботится друг о друге, быть внимательными. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой город» Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу. Задачи: Воспитательные: - воспитывать любовь к родному городу;.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой город» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение г. Воркуты «Детский сад № 10 «Теремок» Конспект занятия по нравственно –.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Куколка-Кувадка» Форма проведения: посиделки. Цель: привлечь внимание педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, познакомить.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Долгий путь к Победе»Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Долгий путь к Победе» Автор занятия: Тюнина А. П., воспитатель детского сада №50 Программные задачи: 1. Формировать чувство любви к Родине, чувства уважения и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 22:38
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Кутова Анна Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД