Кутова Анна Валерьевна
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
МБДОУ 119
Кутова Анна Валерьевна
НИЖНИЙ НОВГОРОД 2013 ГОД
Непосредственно образовательная деятельность для детей 5-6 лет
Тема: «Семейные обычаи на Руси»
Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
. Интеграция образовательных областей:
Социализация: воспитывать бережное отношение к старинным вещам,
народным традициям, обычаем гостеприимства. Прививать доброжелательное отношение к быту и культуре предков, эмоциональную отзывчивость по отношению к младшим.
Познание: познакомить детей с русскими традициями, в том числе традицией «встречи» новорождённого ребёнка, образом жизни и занятиями крестьян, продолжать знакомить с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). Знакомить детей с персонажем древнерусской истории – князем Ярославом Мудрым.
Художественная литература: прививать интерес к русскому фольклору (потешки, поговорки, загадки)
Коммуникации: обогатить словарь новыми словами (жалейка, вышивальщица, младенец, мудрый). Продолжать знакомить детей с русскими именами, их значением. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.
Музыка: продолжать знакомить детей с русскими народными песнями, инструментами, музыкой, её характером, хороводами.
Художественное творчество: продолжать знакомить детей с художественными промыслами
Ход занятия:
1. Организационный момент, вводная беседа.
Педагог с детьми заходят в зал: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Давайте поздороваемся со всеми по старинному русскому обычаю.
(Дети кланяются, приложив руку к сердцу).
А теперь я приглашаю вас в горницу. Все-то здесь ладно, уютно, да чисто.
Присаживайтесь, ребятушки, поудобнее.
(Дети рассаживаются на лавочки.)
Воспитатель : (обращает внимание детей на жалейку) :
Посмотрите, какая красивая, необычная, редкая вещица. Это старинная дудочка – жалейка.
Но раньше её тут не было (удивляется). А что будет, если в неё поиграть! (имитирует игру)
( Звучит фонограмма и голос: «Ты в рожочек поиграй, попадёшь да+79023031197лёкий в край».)
Воспитатель : Надо же, она необычная, волшебная!
Появляется первый слайд. (Презентация «Русские традиции»)
1 слайд (изба).
Воспитатель :
Ну вот, мы опять оказались в русской деревне, возле избы. Кто жил в такой избе?
( ответы детей: В такой избе жили большие крестьянские семьи.)
2 слайд (печка).
Воспитатель :
Назовите уже знакомые вам предметы, для чего они нужны?
( ответы детей: 1. В углу горницы – большая печь, в ней готовили еду и согревались в холодную погоду.
2. Я вижу ухват, он нужен для того, чтобы вынимать из печки горшки.
3. В углу я вижу лучину, она освещает горницу).
Воспитатель :
Посмотрите, ребята, может быть и в нашей горнице вы увидите старинные предметы?
Дети называют: печка, ухват, чугунок, прялка, лапти….
3 слайд (мужчины за работой).
Воспитатель :
Почти все предметы люди изготавливали своими руками. Никто не сидел без дела. Как вы думаете, чем занимались долгими вечерами мужчины в крестьянских семьях?
( Ответы детей: Мужчины в крестьянских семьях вырезали из дерева посуду: чашки, ложки, ковши,игрушки, плели из лыка лапти, корзины, короба.)
4 слайд (художественные промыслы)
Воспитатель :
И вот, что у них получалось. Посмотрите, какие виды художественных промыслов вы узнали?
Ответы детей:
1. Кувшин украшен голубыми цветами Гжели;
2. Индюк украшен дымковской росписью;
3. Я узнал изделия семеновских мастеров по яркому красочному узору;
Воспитатель :
Посмотрите, ребята, может быть и в нашей горнице вы увидите изделия народных промыслов?
Дети называют предметы.
5 слайд (ткачиха).
Воспитатель : Воспитатель : Кто изображён на этом слайде?
( Ответы детей: ткачиха)
Воспитатель : А что она делает?
( Ответы детей: ткет)
6 слайд (пряха).
Воспитатель :
А на этом слайде, кто изображён?
( Ответы детей: пряха)
Воспитатель :
А вы знаете пословицы про прях?
( Ответы детей :
-У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
-Какова пряха, такова и рубаха.
-Весело прядется - хорошо поется.)
7 слайд (вышивальщица).
Воспитатель :
А на этой картине изображена вышивальщица, повторите это слово. Как вы думаете, чем она занимается?
( Ответы детей: она вышивает красивые рисунки на одежде, рушниках.)
8 слайд (изделия).
Воспитатель :
И вот какие замечательные изделия у них получались.
9 слайд
Воспитатель :
Русские люди умели не только хорошо трудиться, но и весело отдыхать.
В народе говорили: у наших ворот всегда хоровод.
Давайте и мы с вами сейчас выйдем на лужайку и поводим хоровод.
Хоровод “Веснянка”.
2. Семейные обычаи на Руси.
Воспитатель : Хорошо повеселились, а теперь давайте пройдем снова в нашу горницу.
(Дети усаживаются на лавочки. Раздаётся звук плача ребёнка.
Педагог обращает внимание детей на детскую колыбель, в которой лежит кукла – малыш, завёрнутая в платок и пелёнку.)
Дети, что это за звук? Кто плачет? (Ответы детей.)
(Педагог достает из колыбельки куклу.)
Педагог: Посмотрите, это маленький ребёнок, такого малыша называют младенцем. Давайте повторим это слово. (дети повторяют)
Наш младенец только сегодня появился на свет.
В давние времена были особые традиции встречать нового человека.
Показывает лежащие на подносе уголёк, зёрнышки, монетки.
Что это за предметы? (Ответы детей)
Дети, вы хотите узнать, для чего они были нужны? – Да!
-Раньше, на Руси эти вещи клали в таз с водой, когда ребёночка в первый раз купали. Давайте, искупаем малыша, соблюдая русские обычаи.
(Приглашает ребенка)
Давай положим уголё к в воду и произнесем: «Привыкай к домашнему теплу».
(ребёнок кладёт уголё к в таз с водой и говорит: «Привыкай к домашнему теплу».
Педагог: А теперь положим в воду зернышки и скажем: «Будь всегда сыт».
(ребёнок кладёт уголё к в таз с водой и говорит: «Будь всегда сыт».
Педагог:
- Когда клали в воду монетки, говорили: «Будь всегда богат».
(ребёнок кладё т монетки в таз с водой и говорит: «Будь всегда богат».
Купание куклы. (кувшин)
Педагог:
Дети, вот мы искупали малыша, а теперь надо одеть его по русской традиции. В старину ребёнка одевали в отцову рубашку. Родители хотели, чтобы ребёночек, когда вырастет, стал похож на отца и на матушку. Был бы таким же работящим, честным, как и они. Рубаха должна быть красная, красивая, праздничная. Давайте и мы оденем младенца.
(Дети одевают куклу.)
Педагог:
Одевая малыша, приговаривали: «Расти большой, будь послушный, будь здоров».
-А теперь давайте положим малыша спать.
(Укладывая, обнаруживает в колыбельке мешочек с кусочком хлеба и соли).
Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке?
( Дети отвечают: это хлеб и соль.)
А как вы думаете, зачем это положили в колыбельку?
(Дети высказывают предположения)
Воспитатель :
На Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился. Долго мы тебя ждали!»
(Дети кладут в колыбельку хлеб и соль.)
Воспитатель :
А что нужно сделать, чтобы наш ребёнок быстрее уснул?
( Ответы детей: ему надо спеть колыбельную песню).
Как вы думаете, почему пели колыбельные песни?
( Ответы детей : Колыбельная песня по характеру нежная, напевная)
Звучит колыбельная
Воспитатель :
Вот и уснул наш малыш, а мы давайте еще поговорим.
С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя.
- Скажите, для чего человеку имя?
(ответы детей)
Родители назвали своего сынишку Ярославом. Это имя старинное русское. Какие еще старинные имена вы знаете? (ответы детей)
Педагог:
Сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Ясик, Ярик, а когда он подрастет, его будут называть Ярославом, Ярославом Николаевичем.
В нашей группе тоже есть мальчик с таким именем, а знает ли он, что оно означает? (слава солнцу).
А были ли знаменитые люди, города, носившие такое же имя.
( ответы детей: князь Ярослав Мудрый, Ярославль, Юрьев.)
Педагог:
Каждое имя имеет свое значение. Например, меня зовут Анна, что значит “благодать”. А вы помните значения ваших имён?
(Дети - Да)
Педагог:
Тогда давайте поиграем с именами: я буду давать вам ленточку, а вы будете называть своё имя и его значение.
• Игровое упражнение «Поиграем с именами»(под музыку)
Педагог:
Сегодня у Ярослава первый день рождения, а в такой день принято дарить подарки, и мы с вами сделали их своими руками. Давайте покажем их нашим гостям и расскажем о них.
1-й ребё нок: Это кукла не простая- она называется скрутка, потому что, когда её делают, то скручивают ткань и перевязывают ее тесьмой. А потом наряжают в одежду, изготовленную из цветных лоскутков.
2 й ребё нок: А это свистулька, её изготавливали из глины, а потом расписывали красками.
Педагог:
А теперь давайте их подарим и пожелаем что-то доброе нашему Ярославу.
Дети:
-Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким, да удалым.
- Слушай отца-батюшку, да родную матушку.
- Пусть живёт-поживает, да добра наживает.
Воспитатель :
Вот так проходил первый день рождения новорождённого ребёнка на Руси, гости на днях рождения попусту не сидели, а водили хороводы и играли. Давайте и мы поиграем.
П. и. «Ленточка».
Воспитатель : А подрастёт Ярослав, будут его батюшка с матушкой потешать, да и мы с вами давайте попотешимся.
Инсценировка потешек
1-я потешка:
Тит, а Тит!
-Чаво?
-Иди сено косить.
_Живот болит.
-Иди кашу есть.
-А где моя большая ложка!
2-я потешка:
-Егор, ты видел моего телёночка?
-Рыжего?
-Да, рыжего.
-С белым пятном на лбу?
-Да, с пятном.
-И с колокольчиком на шее?
-Да, верно. Где ты его видел?
-Нет, сосед, не видел.
Воспитатель :
Ой, ребята, а что это за ларец? И как его открыть? (предположения детей, придумывание волшебных слов)
Педагог: Молодцы, ребята, помогли мне открыть шкатулку. Что же в ней? -
загадки.
• Тебе дано, а люди им пользуются.
(имя)
• У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)
• Не боюсь грозы ни грамма,
Коль со мною рядом…
(Мама.)
• Маленький пузатенький.
А весь дом бережет.
(Замок)
• Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник -
Сам заварит, сам нальет.
(Самовар)
Воспитатель :
А теперь ребята, давайте сядем по русскому обычаю около самовара и побеседуем о том, что сегодня вы узнали нового, необычного, что вам больше всего понравилось.
С какой традицией в сегодня познакомились?
Что для вас необычного было в ней?
зачем клали уголёк в воду при купании новорожденного?
.монетки?
.зёрнышки?
Зачем одевали отцовскую рубашку?
А чем занимались люди зимними вечерами?
Воспитатель :
Молодцы, ребята! Вы много знаете о старинных русских обычаях.
И я думаю, сегодня уместно вспомнить еще один – празднование Пасхи и связанное с ней угощение куличами и крашеными яйцами.
Вот и я угощаю вас сегодня и предлагаю угостить наших гостей и пожелать им доброго здоровья.
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями, как это было принято на Руси и пройдём в группу.