Татьяна Митюкова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Родной край»
Старшая группа
Воспитатель МБДОУ г. Иркутска дет. сад №119 Митюкова Т. В.
Обучающие задачи: уточнить знания детей о глобусе, о городе Иркутске, об озере Байкал; формировать представления детей о тайге, о дереве – кедре, птице – кедровке.
Развивающие задачи: развивать память, мышление.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к родной природе; формировать чувство патриотизма.
Ход занятия :
Воспитатель рассматривает глобус. Подходят дети.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Родной край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Воспитатель :
- Что это? Верно, глобус, Земля.
- Глобус – это модель земного шара. Так выглядит наша планета из космоса.
- Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода – моря, океаны, реки).
- Какие ещё цвета вы видите? (Зелёный – леса, жёлтый – пустыни, коричневый – горы).
- Что на глобусе обозначено точками? (Города).
- Давайте найдём на глобусе наш город. Как он называется? (Иркутск).
- Как называют людей, которые живут в Иркутске? (Иркутяне).
-А теперь, давайте сядем, устроимся удобнее и поговорим о нашем родном городе, да о нашем родном крае.
Послушайте стихотворение:
Плывут и плывут прибайкальские шири,
Саянские горы синеют вдали.
Нас встретит столица Восточной Сибири-
Любимый Иркутск – середина Земли.
- Дети, а на какой реке находится наш город? (На Ангаре).
- Верно, Иркутск расположен по берегам Ангары, а почему он называется Иркутском? Потому, что Иван Похабов, основатель нашего города построил первый сруб на реке Иркут, отсюда название Иркутск. Дети, какие вы знаете города, в названиях которых есть название реки Ангара и озера Байкал? (Ангарск, Байкальск).
-Дети, как называется наш край? (Сибирь, Восточная Сибирь).
-Какими словами можно назвать наш край? (Красивый, таёжный, суровый, родной).
В нашем крае есть замечательное озеро, ученые его назвали «жемчужиной Сибири». Как называется это озеро? (Байкал). Давайте найдём его на глобусе. Иногда, его даже называют морем, потому, что оно очень большое, а если подуют сильные ветры (Сарма, Баргузин, то волны поднимаются такие высокие, как на настоящем море. Это самое глубокое озеро в мире, и вода в нём всегда остаётся холодной, потому, что солнечные лучи не могут прогреть всю воду до самого дна.
- Какой рыбой славится Байкал? (Омулем, показывает слайд).
- Какими животными известен Байкал? (Байкальские нерпы, показывает слайд).
Воспитатель читает стихотворение: «Байкал»
Наш Байкал священный
Горы окружают,
И недаром люди чудом называют.
Где – то над волною
Чайки пролетают,
Солнца яркий лучик
Воды отражают.
- Какие деревья вы знаете? (Берёза, ель, осина, сосна, лиственница и др.). Все эти деревья растут в лесу. Но, лес, который расположен по берегам озера Байкал называется тайгой. Деревья в тайге растут густо, под большими, высокими – деревца поменьше, внизу кустарник, ещё ниже травы. Ребята, посмотрите на это дерево (показывает слайд, это кедр. Он растёт только в тайге. Ствол у кедра толстый и прямой, ветви пушистые от иголок, они называются хвоёй. Это очень высокое и красивое дерево. И весной, и летом, и осенью, и зимой ветви кедра зелёные. Аромат хвои целебен, если им подольше подышать, то вылечишь простуду.
- Живёт кедр долго. Нас и на свете не было, а эти кедры были почти такие же, как сейчас.
Физминутка «Кедровый орешек».
- С высокого кедра на землю упала шишка, из неё выпал орешек, он закатился под камушек и притих (Дети сидят на корточках, сложив руки перед грудью).
- Его поливал дождик, пригревало солнышко, и из орешка появился маленький росточек (дети медленно поднимают руки).
- Росточек крепко держался корнями за землю и рос, стремясь к небу (дети поднимаются на ноги, вытягивая вверх руки).
- И вот он превратился в стройный, высокий, могучий кедр с сильными ветвями, на которых выросли шишки (дети размахивают руками над головой).
Воспитатель показывает детям шишки: еловую и сосновую.
- Посмотрите, какие у меня шишки. Кто может сказать, как они называются?
Дети называют шишки, вспоминают, какие поделки мастерили из них.
- А вот, ребята, кедровая шишка (показывает шишку). Смотрите, какая она большая, а внутри у неё, под чешуйками, много орешков. Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда орехи созревают, люди идут в тайгу за орехами. Не только человек, но и зверьё лесное очень любит кедровые орехи. А самый большой любитель – птица кедровка. (Показывает слайд). Величиной она с голубя. Грудка пятнистая, а клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладёт. Наберёт кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на чёрный день. Бывает, забудет кедровка, где орехи спрятала, а орехи прорастут весной и вырастут из них новые кедры.
- А теперь послушайте загадку:
Кто с высоких толстых сосен,
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк,
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
Верно, белка, она тоже очень любит полакомиться кедровыми орешками. А, каких ещё диких животных вы знаете? (Медведь, волк, заяц, кабан, лось, соболь, рысь).
- Да, ребята, все эти животные таёжные обитатели. Богат и разнообразен животный и растительный мир нашей Сибирской, прибайкальской тайги. Могуч и красив Байкал. Со всей планеты (показывает глобус) приезжают сюда люди, чтобы полюбоваться его красотой. Он всегда разный, мгновенно меняется в красках, движениях, в погоде. Нам необходимо беречь это чудо природы. Что значит беречь? (Не засорять, очищать, любить, охранять).
- Мы с вами можем гордиться, что живём в одном из самых удивительных уголков нашей Родины.