Эльвира Чуксина
Конспект занятия по математическому развитию в средней группе «Счет до шести. Число и Цифра 6»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Математическое развитие» на 02.02.2018
Группа : средняя
Выполнила: воспитатель Чуксина Эльвира Геннадьевна
Тема: СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6.
Цель:
1. сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру 6 с количеством;
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию в средней группе „Счет до шести, Число и Цифра 6“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3. закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы :
Демонстрационный: куб, пирамида, карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, карточки с 4, 5, 6 точками.
Раздаточный: квадраты, треугольники, карточки с5 точками, карточки с цифрой 6, круги двух цветов.
Ход :
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает им отправиться в гости в страну геометрических фигур.
-А в какой стране живете вы?
Страной геометрических фигур правит король.
• Знаете ли вы, кто управляет нашей страной - Россией?
Король страны геометрических фигур приглашает вас на бал.
• Знаете ли вы, что такое бал?
• Хотите поехать на бал?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Как зовут короля».
Дидактические задачи: актуализировать представления о пространственных
геометрических фигурах, развивать внимание, память, речь, фантазию.
Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит, что это король страны
геометрических фигур.
• Какая это фигура? (Куб.)
• Верно, короля страны геометрических фигур зовут Кубом. Далее воспитатель показывает детям треугольную пирамиду с короной. Это — королева.
• Знаете, как называется эта фигура?
Как правило, дети не отвечают на этот вопрос. Воспитатель может рассказать, что эта фигура — пирамида. Королеву страны геометрических фигур зовут Пирамида.
2.2. Игра «Кто поедет на бал».
Дидактические задачи:
1. актуализировать представление о числе 5, умение считать в пределах 5;
2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение.
Воспитатель рассказывает, что на бал смогут поехать те дети, которые получат пригласительный билет — карточку с 5 точками.
Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с точками. Карточек, на которых изображено 5 точек, столько же, сколько детей. Кроме этого, на столе имеются карточки, на которых 3, 4 и 6 точек. В выборе карточки детям предоставляется самостоятельность.
Воспитатель-контролер стоит около входа в зал, то есть около стола, на котором дети будут продолжать работу. Этот стол находится поодаль от того места, где дети выбирают пригласительный билет. Проверив билет, контролер его забирает.
2.3. Игра «Кавалеры и дамы».
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 6 из числа 5);
2. закрепить умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение. Дети садятся за столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера (на каждого). На середину стола воспитатель ставит короля и королеву — куб и пирамиду. Воспитатель, показывая на геометрические фигуры, лежащие перед, детьми, говорит:
• Гости уже собрались. Все нарядно одеты. Дамы (девочки) шуршат платьями, кавалеры (мальчики) подкручивают усы.
• Чем отличаются гости? (Цветом, формой, размером.)
• Как вы думаете, какие фигуры — девочки, а какие - мальчики? Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель обращает их внимание на короля и королеву. Как правило, после этого дети сразу говорят, что треугольники — это девочки, а квадраты — мальчики.
• Девочки собрались вместе и стали обсуждать свои наряды, а мальчики встали своей группой и заговорили о футболе. Расположите девочек и мальчиков отдельными группами.
Воспитатель говорит детям, что король с королевой интересуются, сколько мальчиков и сколько девочек пришло на бал, и просят детей помочь им это узнать. Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод о том, что фигур одинаковое количество — их по семь.
- Но девочки в этом царстве не умеют считать и волнуются, всем ли хватит пары мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?
Дети должны поставить квадраты и треугольники парами. Но вот подъехала на карете еще одна девочка.
- Как можно изобразить цокот копыт?
Дети могут постукивать по столу пальцами рук, могут цокать языком.
• В какой сказке одна девочка опоздала на бал? («Золушка».) Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. Дети должны взять по одному.
• Что изменилось? (Девочек стало больше.)
• Сколько же теперь на балу девочек? - интересуется король. - Посчитайте! Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете : 1, 2,. 6,.
Если большинство детей не умеет считать до 6, то введение числа 6 можно организовать подобно тому, как было организовано введение числа 7. Однако, как правило, к этому времени уже многие дети знают название числа 6, следующего за числом 5. В этом случае воспитатель лишь уточняет их представления и просит посчитать до 6 всех вместе.
Затем обсуждается способ образования числа 6 из числа 5.
• Как получилось, что девочек стало шесть? (Было 5, пришла еще одна, и их стало шесть.)
• Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одного мальчика.)
Воспитатель кладет на стол дополнительные квадраты. Дети должны взять по одному.
• Сколько стало мальчиков? (шесть.)
• Всем хватило пары? (Да.) Воспитатель делает вывод: 6 и 6 — поровну.
• Как получается число восемь? (К семи добавляется один, и получается восемь.) Воспитатель хвалит детей и делает вывод: для того чтобы получить 6, надо к 6 добавить 1. При счете после пяти идет шесть.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Обед в замке» (начало).
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для введения записи числа6 — цифры 6;
2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
Воспитатель говорит, что приближается время торжественного обеда. Но для обеда надо на кухню подать записки, в которых указано отдельно число мальчиков и число девочек. Затем он предлагает детям выбрать подходящие карточки: мальчики должны указать число мальчиков, а девочки - число девочек.
Воспитатель кладет на середину стола карточки с записью чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 6 столько же, сколько детей. Как правило, дети берут разные карточки.
• Смогли вы объяснить поварам, сколько гостей надо накормить? (Нет.)
• Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как записывается число 6.)
4. Преодоление затруднения.
4.1. Игра «Обед в замке» (окончание).
Дидактические задачи:
1. сформировать умение различать цифру 6;
2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.
• Что же нам нужно сделать? (Узнать, как записать число 6.)
• Как это узнать? (Надо у кого-либо спросить).
После вопроса детей воспитатель хвалит детей, которые правильно сформулировали вопрос, и показывает карточку с цифрой 6.
Воспитатель делает вывод: число шесть записывается с помощью цифры 6. Каждый ребенок выбирает нужную карточку и относит на соседний стол, на кухню.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Танцуют все!».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Королева объявляет, что начинаются танцы. Дети под музыку танцуют.
5.2. Игра «Цветы для мамы».
Дидактические задачи:
1. закрепить умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;
2. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.
Воспитатель собирает детей около себя и напоминает, что сейчас дети находятся в стране геометрических фигур. -Кто вас ждет дома?
Как правило, дети отвечают, что их ждет мама.
Воспитатель рассказывает, что когда человек куда-либо уезжает, то тем, кто его ждал дома, он привозит что-либо приятное.
-Как вы думаете, что приятно получить в подарок любой женщине? Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем привезти маме цветы.
Королева приглашает детей в оранжерею для того, чтобы они срезали для мамы цветы.
Дети садятся за стол, на середине которого находятся красные и желтые круги (по 6 на каждого ребенка, лежащие вперемешку.
Воспитатель рассказывает, что королева разрешила срезать вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 6) не красных цветов. Дети от общего количества должны отсчитать 6 желтых кругов.
После этого королева разрешила срезать еще столько же красных цветов.
Дети от общего количества должны отсчитать 6 красных кругов. Королева предложила отвезти маме не букет цветов, а сплести из них венок. Плести его королева предлагает так: красный цветок, желтый цветок, красный, желтый. Далее дети продолжают плести венок самостоятельно.
Чтобы проверить, правильно ли сплетен венок, можно всем хором проговорить последовательность цветов, дотрагиваясь пальчиками до каждого цветка: красный, желтый, красный, желтый.
-Что нужно сказать королеве за то, что она разрешила взять из своей оранжереи цветы? (Спасибо.)
-Какие слова вы бы сказали, преподнося этот красивый венок маме, бабушке, сестре
6. Итог.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии,
создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
• Где вы сегодня побывали?
• Что вам больше всего понравилось на балу? Кому вы сегодня смогли помочь и чем?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до шести и не знали цифру 6, то девочки на балу не смогли бы потанцевать, гости остались бы без угощения, а мама - без цветов.