Татьяна Федоровна Родионова
Опыт работы «Воспитание нравственных чувств у младших дошкольников в процессе знакомства с домашними животными»
▼ Скачать + Заказать документы
«Всё другое у них: вид, побуждения и забота.
Но одно у нас с ними общее – жизнь»
Николай Сладков
Животные, как часть природы, всегда играли важную роль в жизни человека. Человек относился к ним в разные периоды своего развития как к врагам, как к пище, как к помощникам, как к друзьям. И если в целом у большинства оставалось потребительское отношение животным, просто как к источнику материальных благ, то у определённой категории людей, опережающих в духовном развитии своих современников, ещё тысячелетия назад, в эпоху античности, появилось понимание того, что животные сами по себе представляют ценность, что каждое живое существо – как и каждый человек – это отдельный мир, который заслуживает уважения и сострадания. Отношение общества к животным созвучно в целом его отношению к природе.
Сложно менять уже сформировавшиеся взгляды и привычки взрослых людей. Но мы в ответе за тех, кто рядом с нами, за наших детей. Вступая в огромный мир, сталкиваясь с новыми, необычными явлениями, событиями, объектами, дети не знают, как к этому всему относиться. Отношению к миру и к природе дети учатся у нас, у взрослых.
Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Значение и необходимость проведения педагогической работы по ознакомлению с миром фауны, начиная с младшего, и даже раннего дошкольного возраста, правильнее всего обосновать положением, которое в своё время выявил советский педагог-классик В. А. Сухомлинский: чем меньше возраст ребёнка, тем легче воспитать необходимые личностные и умственные качества.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни каждого маленького человека. Именно в этом возрасте каждый ребёнок – это исследователь и первооткрыватель. Чем насыщеннее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности.
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Ещё в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую нужную возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки.
Приоритетным направлением своей работы я определила тему: «Воспитание нравственных чувств у младших дошкольников в процессе ознакомления с домашними животными». Маленьким детям очень нравится изучать окружающий мир. Мальчики и девочки убеждаются в том, что мы на Земле не одни, что рядом с нами живут растения и животные, которые нуждаются в любви и заботе. Одна из задач воспитателя – это заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей их в природе.
Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждающий интерес, любознательность, формируют навык взаимодействия с ними.
Моя педагогическая концепция:
Воспитание нравственных чувств у младших дошкольников в процессе ознакомления с домашними животными
Цель:
Задачи:
• Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с окружающим миром (миром домашних животных).
• Систематизировать знания детей о жизни животных в домашних условиях.
• Рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии объектов природы животных.
• Накопление эмоционально-положительного опыта общения с животными
• Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к животным.
Прогнозируемый результат:
• Устойчивый интерес у детей к жизни домашних животных;
• Представления о внешнем виде и образе жизни домашних животных;
• Понимание взаимодействия объектов природы и человека;
• Создание единого образовательного пространства (благодаря взаимодействию детского сада и семьи, способствующего воспитанию начала экологической культуры у детей;
• Развитие эмоционально-положительного отношения к животным.
Создание условий для образовательной деятельности
Одним из важнейших факторов познавательного развития детей является создание условий, способствующих формированию познавательных способностей.
• Возможность взаимодействия детей с живыми объектами
• Единый подход к проблеме воспитания гуманного отношения к животным в детском саду и дома, возможность взаимодействия педагога и родителей
• Материально обогащённая предметно-развивающая среда
• Определённый уровень методологической культуры воспитателя
Принципы организации работы
• Принцип воспитывающего обучения
Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер, и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Единство обучающих и воспитывающих задач особо актуально, когда речь идёт об экологическом развитии дошкольников.
• Принцип индивидуального подхода –
предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребёнка. Нужно знать уровень развития личности ребёнка, его индивидуальные способности, качества.
В самом начале работы с детьми мне было необходимо выяснить отсутствие или наличие у каждого ребёнка аллергической реакции на шерсть животных, проявление негативных реакций, отношение к животным в семье. Эта информация помогла планировать работу, учитывать склонности и возможности детей.
• Принцип научности
В образовательной деятельности воспитатель должен формировать у детей реальные представления об окружающей действительности. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.
• Принцип доступности
Учебный материал, излагаемый воспитателем, должен быть понятен ребёнку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом
Когда для каждого ребёнка создаётся возможность свободного доступа к дидактическим материалам, каждый ребёнок может по желанию
• Принцип наглядности
Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована ещё в 17 веке Я. А. Коменским. необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. К. Д. Ушинский разработал ряд способов и приёмов работы с наглядными пособиями.
• Принцип интеграции
При организации образовательной деятельности детей интегрированный подход позволяет обеспечить единство воспитательных и развивающих задач, строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей. Использование интегрированных подходов позволяет формировать у детей более глубокие и разносторонние знания о мире и
взаимосвязях его составляющих.
Организация образовательной деятельности
Направления и формы работы
Работу по воспитанию у малышей интереса и заботливого отношения к домашним животным я веду одновременно по нескольким направлениям.
Работа с детьми – главное из них. Для достижения результатов по познавательному развитию в работе с детьми использую следующие формы – организованную образовательную деятельность, индивидуальные занятия, организация самостоятельной деятельности
НОД – основная форма работы по ознакомлению с представителями животного мира. В ходе образовательной деятельности решаются задачи по познавательному развитию младших дошкольников, где дети узнают подробности об особенностях внешнего вида и повадках животных. На занятиях я имею возможность, работая одновременно со всей группой детей, организовывать и направлять познавательную деятельность детей, помочь им в усвоении знаний и умений в соответствии с возрастом. При этом стремлюсь соблюдать логическую последовательность, методически грамотную сменяемость подобранных методов.
Например, занятие по ознакомлению с кошкой можно начать с рассматривания подходящей картины, - по ней удобно дать детям представление обо всех особенностях внешнего вида этого животного. Работу с картиной можно продолжить наблюдением за живой кошкой, внесенной в группу в корзинке. Во время наблюдения дети убеждаются в том, что внешний вид кошки точно такой же, какой они видели только что на изображении. Кроме того, при рассматривании настоящего животного дошкольники видят его поведение, повадки, могут покормить кошку и посредством проведения элементарной поисковой деятельности установить ее любимую еду. Закончить данное занятие можно дидактической игрой.
Индивидуальные занятия
Младший дошкольный возраст – особенный. Это начальный период дошкольного обучения и здесь много времени и внимания отводится индивидуальной работе с детьми.
Очень нравятся детям индивидуальные беседы, когда ребёнок может рассказать воспитателю о своём любимом питомце. Конечно, мне приходится тщательно продумывать вопросы, учитывая детскую индивидуальность, ведь не все дети одинаково общительны. Зато после такой доверительной беседы между нами могут установиться особо доверительные отношения.
Иногда дети показывают воспитателю иллюстрации в книгах, выражают желание послушать рассказ о домашнем животном.
Помогая ребёнку в изображении того или иного домашнего животного при помощи карандашей, красок или пластилина, я не упускаю возможности повторить название частей тела, окраски животного, показываю, как можно дополнить изображение выразительными деталями, что позволяет добиваться развития познавательного интереса у каждого ребёнка.
Время индивидуальных игр – большие возможности для развития воображения моих малышей. Я помогаю им стать любыми животными, изображать их выразительными движениями и звукоподражаниями, а на себя беру роль заботливой хозяйки. Через некоторое время наблюдаю, как ребёнок повторяет наши с ним действия в совместных играх с другими детьми.
Самостоятельная деятельность. Успех формирования доброго отношения к животным во многом зависит от того, какие условия созданы в детском саду и семье для этого, поэтому в группе постоянно ведётся целенаправленная работа по обогащению развивающей среды.
В группе собрано большое количество самых разнообразных дидактических игр, которые активно используются детьми в свободной деятельности («Кто как кричит?», «Чей детёныш?», «Кто где живёт?» и многие др.).
Оформление театрального уголка помогает детям в развитии воображения. Здесь собраны разные виды театров – кукольный, пальчиковый, настольный, театр картинок. Наличие элементов костюмов животных и масок позволяет детям «превращаться» в животных, исполнять роли в досугах и развлечениях.
В уголке изобразительной деятельности для детей создана возможность изображать домашних питомцем в разных видах деятельности - рисовать карандашами или красками, создавать образ при помощи трафаретов и раскрашивать, лепить из пластилина и солёного теста. В процессе работы они закрепляют знания об особенностях строения тела животного, красоте его шёрстки.
Особенно дети любят играть с наборами животных, отображая образ жизни животных, имитируя выполнение различных работ по уходу за ними.
Для углубленной работы по теме я создала картотеку подвижных игр для младшего возраста, собрала и систематизировала наглядный материал. В группе большое количество детской литературы о домашних животных.
Яркие, эстетичные и функциональные игры и пособия постоянно привлекают внимание детей, и они с удовольствием находят для себя занятия по интересам.
Взаимодействие с родителями
Родители также принимают участие в образовательном процессе. Цель, которую я ставлю перед собой в вопросе взаимодействия с семьёй – способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к животным.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказывала родителям о значении нравственно – эмоционального общения с ребёнком. Проводила консультацию по теме «Воспитание любви к домашним животным». Способствовала повышению роли семьи в воспитании у детей любви к животными через беседы «Кто такие домашние животные», «Как надо ухаживать за домашними животными». Информацию и рекомендации поместила в папки - передвижки.
Родителям предлагала проводить наблюдения на прогулке и дома: за кошкой, собакой, кроликом и другими питомцами, предварительно давала советы по организации наблюдений. В результате появилась групповая фотогазета «Мой любимец»