Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по математическому развитию для детей средней группы «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по математическому развитию для детей средней группы
«Счёт до четырёх. Число и цифра 4» на 06.10.2017
Подготовила: Овчаренко Марина Леонтьевна
Программное содержание:
• сформировать представления о числе и цифре 4. Умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством;
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию для детей средней группы „Счёт до четырёх, Число и цифра 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
• сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спроси у того, кто знает»;
• закрепить счетные умения, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерности чередования фигур, отличающихся цветом;
• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материал к занятию :
демонстрационный материал : картинка с изображением белки.
раздаточный материал : 4 желтых треугольника, 4 круга синего цвета, карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка; карточки с нарисованными на них грибочками, на которых разное количество грибов (парные, на количество детей.)
Ход занятия
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о времени года «Осень».
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (осень)
- Как вы определили, что сейчас осень? (листья пожелтели и опадают, солнце светит меньше, птицы улетают)
- Что делают осенью лесные жители? (белка делает себе запасы на зиму, медведь собирается спать, зайчик скоро поменяет шубку)
- У белки в лесу сейчас много хлопот, нужно и за малышами бельчатами присматривать и запасы делать на зиму? Не успевает белка сделать запасы и просит вас помочь. Хотите помочь белке? Сможете?
2. Актуализация знаний (Мотивационная игра)
Игра «Собери орешки»
Дидактические задачи:
• актуализировать счет до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар и пересчётом, сравнение и упорядочивание предметов по высоте;
• тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети садятся за столы, где разложены по 3 жёлтых треугольника и 3 синих круга на каждого ребёнка.
Воспитатель: Ребята, треугольники – это бельчата.
- Сколько бельчат у белки? (3)
- Белка насобирала им орешки, но волнуется, хватит ли орешков.
- Как это узнать? (дети могут сосчитать бельчат и орешки, бельчат – 3,
орешков -3, их поровну).
- Как белке показать, что орешков действительно хватит? (нужно дать каждому бельчонку по одному орешку).
3. Затруднение в игровой ситуации
Игра «Собери орешки» (продолжение)
Дидактические задачи:
• создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счета до четырёх;
• сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
• тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель рассказывает, что белка нашла ещё один орешек. На стол кладутся круги по количеству детей. Каждый ребёнок берёт по одному кругу.
Воспитатель: Ребята, помогите белочке сосчитать сколько всего орешков?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого круга: один, два, три. (некоторые дети могут сбиться, так как они еще не знают счета до четырёх).
Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
Фиксация затруднения:
Воспитатель: Смогли вы помочь белочке сосчитать орешки? (Нет, да)
Выявление причины затруднения:
Воспитатель: Почему не смогли? (потому, что не знаем, как считать дальше).
Постановка образовательной цели (опыт целеполагания)
Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы помочь белочке? (научиться считать дальше)
-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить у того, кто знает).
4. «Открытие» нового знания
Игра «Собери орешки» (окончание)
Дидактические задачи:
• закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четырёх, умение считать до четырех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;
• сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
Воспитатель: Ребята, значит, что нам надо теперь сделать? (надо узнать, как считать дальше)
- Кто знает, какое число следует при счете за числом 3 (выслушивает ответы детей, хвалит тех, кто ответил правильно)
При счете за числом 3 идет число 4.
- Как получили 4 орешка? (было 3, нашли ещё один).
- Сколько всего стало орешков? (4)
(Воспитатель вместе с детьми считают до четырех. Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета до четырёх : при счёте надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая: один, два, три, четыре. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: «всего четыре предмета»).
Воспитатель: Поровну ли теперь орешков и бельчат? (нет).
- Чего больше? (орешков больше, бельчат меньше).
- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (надо пригласить еще одного бельчонка или убрать один орешек).
Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники желтого цвета. Дети берут по треугольнику и уравнивают группы предметов. Пересчитывают и сравнивают их.
Воспитатель: Сколько бельчат? (четыре).
- Сколько орешков? (четыре)
Воспитатель хвалит детей и делают вывод, что бельчат и орешков поровну (четыре и четыре поровну)
Воспитатель: Все бельчата получили орешки, и приглашают вас с ними попрыгать под веселую музыку.
Затруднение в игровой ситуации
Игра «Заготовим орешки на зиму»
Дидактические задачи:
• создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;
• сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.
Воспитатель рассказывает, что бельчата решили спрятать орешки на зиму. И чтобы не забыть, где искать орешки, они решили обозначить цифрами деревья, в дуплах которых будут прятать орешки.
Воспитатель: Ребята, помогите подобрать карточки с цифрами к каждому дереву по порядку (слева направо).
Может возникнуть затруднение: какой цифрой обозначить четвертое дерево.
Воспитатель: Почему не смогли? (потому что не знаем, как обозначается число четыре).
Преодоление затруднения
Игра «Заготовки на зиму» (продолжение)
Дидактические задачи:
• познакомить детей с цифрой 4, соотносить цифру с количеством;
• закрепить умение преодолевать затруднения способом «спроси у того, кто знает»;
• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь.
Воспитатель: Что нужно сделать, если не знаешь, но очень хочется узнать? (надо спросить у того, кто знает).
После вопроса воспитатель показывает цифру четыре.
Воспитатель: Это значок говорит о том, что предметов четыре.
Дети выбирают из цифр, лежащих на столе, цифру четыре и обозначают четвертое дерево.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Собери грибы»
Дидактическая задача: развивать внимание, мыслительные операции, закрепление счета до четырех.
Воспитатель: Ребята, мама белка попросила вас собрать для бельчат по 4 грибочка каждому. Дети идут на «полянку», на которой разложены грибы. Дети собирают каждый по 4 гриба.
Вместе с воспитателем дети проговаривают способ счета предметов: при пересчете надо не пропустить не один предмет и не один предмет не посчитать дважды.
Игра «Наведи порядок»
Дидактическая задача: закрепить счет до четырех, умение соотносить цифру 4 с количеством.
Воспитатель: Ребята, белка просит навести порядок в дупле и разложить грибы по корзинкам. В каждую корзину нужно положить столько грибов, сколько обозначено на корзине. (Дети раскладывают грибы по корзинам)
6. Итог занятия
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: Кому вы сегодня помогли?
Ответы детей :
(помогли белке сосчитать хватит ли орешков для бельчат, спрятать орешки на зиму, навести порядок в дупле)
- Почему вам это удалось?
Ответы детей :
(Потому что научились считать до 4 и узнали как обозначается цифра 4).