Наталья Гамаюнова
Конспект занятия по исследовательской экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Свойства бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №12 «Алёнушка» с. Шабаново
Конспект открытого занятия образовательной деятельности
по исследовательской экспериментальной деятельности детей в старшей группе
Тема: «Свойства бумаги»
Составила: Гамаюнова Н. А.
воспитатель высшей квалификационной категории
Цель:
Публикация «Конспект занятия по исследовательской экспериментальной деятельности детей в старшей группе „Свойства бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Знакомство детей со свойствами бумаги эмоционально – практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у них вопросов в решении проблемных ситуаций.
Задачи:
• Уточнять и расширять представление детей о бумаги, разных её видах, качествах и свойствах;
• Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
• Развивать стремление к познанию через опытно - экспериментальную деятельность;
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• Воспитывать бережное отношение к природе и бумажным изделиям.
Материалы и оборудование:
• Картинки к рассказу «Из чего делают бумагу», «На чем писали древние люди»
• Бумага разного вида (картон, писчая, цветная, обойная, салфетка, газетная, бархатная);
• Деревянные предметы: ложка, пирамидка, чашка, блюдце, скалка, кубик, дерево, матрёшка
• Флешка с мультфильмом «Фиксики – бумага»;
• Настольная лампа;
• Ванночка, наполненная водой, два кораблика (бумажный и пластилиновый);
• Картинки для составления схемы «Свойства бумаги»;
• Воздушный шар;
• Письмо
• Подарок
Методы и приемы активизации познавательной деятельности :
• Экспериментирование;
• Метод алгоритма;
• Интригующее начало;
• Информационно – рецептивный «совместная деятельность педагога и ребенка»;
• Использование ИКТ (просмотр мультфильма);
• Познавательные дидактические игры с бумагой и различными предметами;
• Эффект удивления;
Ход занятия:
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
Ребята вчера, когда вы все ушли домой к нашему окну подлетел воздушный шар, к которому на ленте было привязано письмо. Шар вы сегодня уже видели и немного с ним поиграли с утра. А письмо я вам сейчас покажу. Оно очень странное, посмотрите, на чём оно написано Правильно на листочках от дерева. А ещё ребята оно без адреса. Открываем и читаем
«Здравствуйте, ребята! Я Знайка. Слышал, что вы много знаете и умеете.
Злой волшебник забрал все мои знания. И запер их в волшебной коробке.
Коробка откроется только тогда, когда вы выполните все задания и ответите навсе вопросы. Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, знания будут ваши. Удачи! Ребята здесь ещё есть пронумерованные листики, на которых написано задание.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами выполнять задания, искать ответы на вопросы, экспериментировать.
А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
Да, ребята правильно, сегодня мы поможем Знайке вернуть знания о бумаге. И начнём мы с первого задания.
1. Из чего и как делают бумагу.
Посмотрите у меня в коробочке лежат разные предметы. Давайте возьмём каждый по одному и по очереди немного е нем расскажем.
- Все предметы разные, но скажите, что их всех объединяет? Что у всех этих
предметов общее? (Если дети будут затрудняться, воспитатель просит их
сказать, из какого материала сделаны все предметы.)
- Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных
предметов есть бумажный лист? Хотите узнать?
Садитесь на стульчики и послушайте мой рассказ:
Рано утромлесорубы шагают в лесную чащу.
Там есть участок, где топором или краской помечены деревья. Их надо спилить.
Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила и одно за другим падают на землю деревья.
Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактор. Он обрубит
ветки, туго стянет стволы железным канатам.
Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.
Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению.
Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга. Образуют заторы, а чтобы заторов не было, за движением бревен зорко следят сплавщики. Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат.
А что происходит с ними дальше нам расскажут и покажут фиксики
(Мультфильм Фиксики «Бумага»)
Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки
магазинов. Скажите ребята, чей труд вложен в изготовление каждого листочка бумаги? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики, водители).
А сейчас ребята и мы с вами попробуем показать, как делают бумагу,
физ минутка:
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
(Дети выполняют имитационные движения.)
Ну, вот ребята мы выполнили первое задание Знайки. Узнали из чего и как делают бумагу
2. Виды бумаги, какая она и где её можно использовать?
Ребята бумага бывает разных видов. Мы сегодня рассмотрим несколько видов бумаги.
1. Бумага офисная (для письма и печати) - бывает плотной или тонкой. Нужна для производства тетрадей, альбомов, блокнотов, журналов, газет.
2. Бумага для рукоделия, бывает плотной или тонкой, лощёной, блестящей, разноцветной, шероховатой – это цветная бумага, цветной картон, креповая, бархатная. Нужна для изготовления поделок, аппликаций.
3. Бумага для упаковок, бывает плотной и тонкой, гладкой, лёгкой и тяжёлой, разноцветной. Фантики, мешочки, коробки.
4. Бумага для гигиены. Она лёгкая, мягкая, нежная. (салфетки, туалетная бумага)
5. Бумага для отделочных работ –плотная гладкая, шершавая. (обои, наждачная бумага)
Отвечая на второй вопрос Знайки, мы с вами узнали, что бумага бывает разной не только по толщине и цвету ну и по назначению.
Я предлагаю вам собрать коллекцию бумаги вот в этот альбом. (дети складывают заранее приготовленные образцы бумаги)
А теперь представьте, что бумага исчезла.
Сможете ли вы чем- то заменить бумагу? (ответы детей)
Очень давно было время, когда ещё не было бумаги. Древние люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте.
Ребята предлагаю намного отдохнуть и поиграть в игру «Бывает, не бывает»
Условия: если названный предмет бывает из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если не бывает, то топаете ногой.
3. Свойства бумаги
Для получения знаний о свойстве бумаги я предлагаю вам пройти в нашу мини лабораторию
1. Бумага рвётся и режется.
У каждого ребёнка по 3 листочка бумаги (картон, офисная, салфетка, попробуем её порвать и порезать.
Какая бумага рвётся и режется легче, а какая труднее? Почему?
ВЫВОД: Бумага рвётся и режется.
2. Бумага не прозрачна
- Рассматриваем через лист бумаги свою руку.
Смотрим через тонкий лист бумаги и через картон на включенную лампу.
Какой можно сделать
ВЫВОД: Бумага не прозрачная. Чем тоньше бумага
Тем больше света она через себя пропускает.
3.«Приглашаю вас в морское путешествие»
-У меня есть кораблик. Из чего он сделан? (Из бумаги). Значит он какой?
(Бумажный)
- Давайте пусти его в плавание
- Что делает кораблик? (Плывет)
- А вот еще один кораблик. Из чего он сделан? (Из пластилина)
- Значит он какой? (пластилиновый)
- Пустим его путешествовать. Что вы видите? (Утонул)
- Почему? (Тяжелый, из пластилина)
- Бумажный кораблик – легкий, плавает. Хотели бы вы плавать на бумажном
корабле? Почему? (Нет, он намокнет, порвется и утонет) - Верно.
ВЫВОД: Бумага легкая, плавает, но размокает под воздействием воды.
4. Соревнование «Силачи»
Берём листы бумаги в обе руки, закрываем глаза и делаем из них комочки. Кто быстрей? У нас были гладкие листы бумаги, что мы сделали с ними? Сложно было мять? Когда бумага сминалась вы что ни будь слышали? (Шуршит, скрипит). А теперь попробуйте её разгладить. Получается?
ВЫВОД: Бумага мнётся, но разгладить её нельзя.
5. Дорисовать рисунок.
Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какое время года хотел изобразить художник?
А как вы догадались, что зиму?
Что забыл нарисовать художник (снег)
Ребята, а чем же мы с вами будем рисовать? У нас с вами есть краска, но нет кисточек. А давайте попробуем рисовать бумажными комочками.
Вот видите, какая красота у нас с вами получилась и всё благодаря бумаги.
ВЫВОД: На бумаге и бумагой можно рисовать.
Дыхательная гимнастика:
Дети дуют на бумажные снежинки.
Ребята скажите из чего сделаны снежинки? Вам трудно было на них дуть?
Значит что, можно сказать о бумаге? (она легкая, её сможет удуть даже слабый ветерок.)
6. Оригами «Подарок»
Ребята к какому празднику мы с вами сейчас готовимся? А кто самый главный гость на Новогоднем празднике? Ребята я предлагаю для Знайки и его друзей сделать из бумаги Деда мороза. Что мы будем делать с листом бумаги? (сгибать)
ВЫВОД: Бумага сгибается.
7. «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»
- Как вы думаете, о чем нас предупреждает это правило? (Что бумага горит)
- Это хорошо или плохо? (Плохо, может случиться пожар)
- Верно. Осторожно поджигаем бумагу. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка»
ВЫВОД: Бумага горит
Воспитатель: мы с вами сегодня хорошо потрудились.
Что же мы сегодня узнали о бумаге? Давайте вместе вспомним, а помогут нам в этом рисунки-схемы.
1. Бумага рвётся и режется.
2. Бумага не прозрачная. Чем тоньше бумага
Тем больше света она через себя пропускает.
3. Бумага легкая, плавает, но размокает под воздействием воды.
4. Бумага мнётся, но разгладить её нельзя.
5. На бумаге и бумагой можно рисовать.
6. Бумага сгибается.
7. Бумага горит.
Что можно сказать о бумаге после проведённых опытов?
Бумага это прочный материал? Бумага материал не прочный.
Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Беречь книги, картонные коробочки, в которых лежат игры.
Воспитатель:Молодцы, вы хорошо усвоилиновый материал.
Воспитатель:Вы знаете, мне интересно было с вами работать, а вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? На память о нашем с вами занятие я хочу подарить вам вот эту игру играйте с удовольствием.
Спасибо, и новых вам открытий! До свидание.