Малыгина Татьяна
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Путешествие в город волшебных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в город волшебных мастеров
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству через знакомство с особенностями и своеобразием дымковской игрушки.
ЗАДАЧИ: 1. Обогащать представления детей о дымковской росписи, как народном промысле, об истории дымковской игрушки.
2. Развивать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, используя разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к традициям народа.
СПОСОБЫ:
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе „Путешествие в город волшебных мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- игровая мотивация (получение письма от Марьи-искусницы из города волшебных мастеров,
- вопросы музыкального руководителя,
- динамическая пауза «Конь меня в дорогу ждет»,
- дидактическая игра «Чудесный сундучок»,
- чтение стихов (автор, название,
- чтение потешек (название,
- беседы;
- рассматривание изделий дымковских мастеров;
-просмотр презентация «История дымковской игрушки»;
- раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
-пальчиковая гимнастика «Кисточка»;
-продуктивная деятельность детей.
СРЕДСТВА : -русские народные костюмы для педагога и детей;
- дымковские игрушки;
-игровой персонаж «Марья- искусница»;
-3 журнальных столика, сундучок
- разрезные картинки (конь, уточка с утятами, индюк;
-мультимедийные ресурсы;
-ноутбук
-проблемная ситуация «Как поступить, чтобы игрушки стали яркими и красочными?»;
-альбомы, раскраски «Дымковская игрушка»;
-демонстрационный материал «Дымка»;
-плоскостное изображение игрушек на каждого ребенка;
-столы и стулья (по числу детей)
-кисти, подставки для кистей, гуашь, баночки для воды, салфетки на каждого ребенка.
РЕФЛЕКСИЯ: «Где мы с вами сегодня побывали?» «Что мы делали в городе волшебных мастеров?», «Как называется игрушка, которую мы расписывали?», «Какие красивые слова мы можем сказать про наши игрушки?».
Предварительная работа: - чтение рассказов об истории промысла «Дымковская игрушка».
- рассматривание дымковских игрушек;
-рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением элементов дымковской росписи;
-чтение и разучивание стихов о дымковской игрушке;
-чтение потешек про дымковскую игрушку;
- раскрашивание раскрасок с элементами дымковской росписи;
-дидактическая игра «Составь дымковский узор»;
-просмотр презентации «Чудо-дымка»;
Роль музыкального руководителя:
-разучивание музыкально-ритмичных упражнений «Лошадка» Т. Потоловского
-разучивание хороводной игры «По дорожке, по тропиночке»(на мотив р. н. п. «Ой, вставала я ранешенько)
-выполнение упражнений на развитие творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах (на свистульках) «Ах, вы сени» (р. н. м.)
Ход занятия
(В группу к детям приходит музыкальный руководитель и приносит письмо от Марьи- искусницы)
Муз. Здравствуйте, ребята, к вам в группу пришло письмо от Марьи-искусницы, вы ходите знать, что она вам написала.
Дети отвечают: Да
Письмо. Здравствуйте, ребята! Я – Марья-искусница, приглашаю вас совершить путешествие в город волшебных мастеров, в сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев.
Муз. Вы хотите попасть в город волшебных мастеров?
Д. Да, хотим!
Муз. А как вы думаете, на чем можно туда добраться?
( дети перечисляют варианты: поехать на машине, полететь на самолете, поплыть на корабле, поскакать на лошадке)
Муз. Ребята, Полина предложила поскакать на лошадке, вы согласны?
Динамическая пауза «Конь меня в дорогу ждет…»
(дети под музыку выполняют движения)
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет грива,
Пышный, сказочно красивый.
Быстро на седло вскачу,
Не поеду- полечу!
Цок, цок, цок, цок,
Цок, цок, цок, цок,
Там за Вяткою рекой
Помашу тебе рукой! (Руки за спиной сцеплены в замок, ритмичное поочерёдное поднимание согнутых в коленях ног, подскоки на месте, руки согнуты в локтях перед собой)
(дети оказываются в стране мастеров, их встречает Марья-искусница).
М-И. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в страну волшебных мастеров. Вы получили мое письмо? Меня зовут - Марья- искусница. Я здесь живу, сказки сказываю, песни пою, да игрушки с умельцами мастерю.
А для того, чтобы узнать, какие игрушки мы мастерим, заглянем в этот волшебный сундучок.
(на столе стоит поднос с сундучком)
Что же здесь случилось дети?
Может побывал здесь ветер?
Сундучок он повредил, налетел и все разбил.
Как вы думаете, что нужно сделать?
Д. Нужно собрать из частей целую картинку.
(М. И. раздает конверты с разрезанными картинками, на которых изображены дымковские игрушки, дети собирают их на столах)
М. И. Молодцы, ребята! Быстро вы картинки собрали.
Настя, что нарисовано на вашей картинке?
Настя На нашей картинке нарисована игрушка- Петушок. (на экране появляется готовая игрушка- дымковский петушок)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай голосок
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
М. И. Полина, у вас что получилось?
Полина У нас получилась игрушка- индюк. (на экране появляется готовая игрушка- дымковский индюк)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
М. И. Серафим, а вы что собрали?
Серафим Мы собрали игрушку Уточку с утятами. (на экране появляется готовая игрушка- дымковская уточка с утятами)
Утка –Марфутка
Бережком идет,
Уточек – Марфуточек
Купаться ведет.
М. И. Молодцы, ребята, хорошие стихи знаете. А как можно назвать эти игрушки одним словом?
Д. Эти игрушки называются- дымковские!
М-и. Правильно, это дымковские игрушки.
Мы с вами оказались в городе волшебных мастеров, где изготавливают и расписывают дымковские игрушки.
(дети подходят к выставке)
М-и. Посмотрите, сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Ребята, какие игрушки вы здесь видите?
Ребенок - Я вижу игрушки животных: медведя, петушка;
- Я вижу индюка, лошадку;
-Я вижу барышню водоноску и барышню няньку;
-Я вижу всадника на коне.
М-и. Удивительному чуду мы поклонимся не раз,
И о дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
(презентация)
М-и. Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, на берегу красивой русской реки Вятки, стояла деревенька. Поначалу и названия у нее не было. Жили в той деревеньке люди добрые и веселые. Растили хлеб в поле, собирали в лесу грибы и ягоды, ловили рыбу и купались в реке Вятка. Однажды отступила вода от берегов реки и заметили люди красную глину. Это была удивительная глина. А чем была так удивительна именно эта глина?
1 ребенок
Из этой глины было легко лепить различные игрушки - оленей, индюков, нянек с младенцами, барышень в пышных юбках.
М-и. Жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму оттого, что топили печи, чтобы обжигать игрушки; в пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название деревни.
Как стали называть эту деревню?
Д. Эту деревню стали называть Дымково, а игрушки – дымковские.
М-и. Настя, ты можешь рассказать стихотворение о дымковских игрушках?
Реб. Ах! Чуть живы мы от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки-
Царство дымковской игрушки!
М-и. Для чего игрушки обжигали в печи?
Д. Вылепленные игрушки обжигали в печи, чтобы они становились прочными.
М-и. Что делали с игрушками после обжига?
Д. После обжига их красили в белый цвет.
М-и. Ребята, какими элементами расписывали дымковские игрушки?
3 ребенок. Расписывали дымковские игрушки яркими полосками, веселой клеткой, украшали кружочками, точками, колечками.
М. И. Скажите, какие цвета использовали мастера при росписи?
4 ребенок. Мастера использовали яркие краски- синюю, красную, зеленую, желтую, розовую, малиновую.
М. И. Ребята, что мастера делали с готовыми игрушками?
6 ребенок. Мастера дарили готовые игрушки детям, родственникам и продавали их на ярмарках.
М. И. Дымковские игрушки были не простые, многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям «Свистопляски».
4 ребенка свистят на свистульках.
Хороводная игра «Название»
М-И. Молодцы, ребята! Как много вы знаете об истории дымковской игрушки.
Ой, посмотрите, здесь стоят игрушки, которые не попали на выставку, потому что у мастеров закончились краски. Что нужно сделать, как поступить, чтобы эти игрушки тоже оказались на выставке.
Д. Игрушки нужно расписать.
М. И. Ребята, вы готовы превратиться в мастеров? Осталось только сказать волшебные слова : Вправо- влево повернись, и в умельцев превратись!
Ребята, берите игрушку, которая вам понравилась, и проходите в нашу волшебную мастерскую.
Я желаю вам, чтобы ваша игрушка стала не только красивой, а еще доброй и веселой. Постарайтесь украсить ее так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Пальчиковая гимнастика
Кисточку в руке катаю
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Мастерами мы все стали,
Кисти, краски в руки взяли.
Засверкали ярко краски,
Оживает все как в сказке.
(Самостоятельная работа детей. Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся. Обращаю внимание на правильную осанку детей).
М-и. Ребята, вы молодцы, настоящие мастера. Какие красивые игрушки у вас получились! Поставим их на выставку и пусть это будет небольшим подарком от нас для волшебных мастеров этого города.
Ребята, посмотрите, а здесь еще остались не расписанные игрушки! Что же с ними делать?
Ребенок. Марья-искусница, а можно мы возьмем их в группу и наши друзья распишут их своими красками.
М. и. Конечно можно, обязательно расскажите им о нашем путешествии. В следующий раз приезжайте в наш волшебный город мастеров со своими друзьями. (дети берут не расписанные игрушки)
М. и.
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз,
А сейчас, друзья, подружки
Мы закончим наш рассказ.
Возвращаться мне пора,
До свиданья, детвора!
(М. и. уходит из зала)
Муз. рук:
Ребята, нам тоже пора возвращаться в группу.
Динамическая пауза «Лошадки»
На лошадки сядем дружно,
В группу нам добраться нужно.
Будет каждый там готов,
Рассказать про мастеров.
(дети скачут по залу, имитируя движения лошадки)
Муз. рук:
Вот и побывали мы городе волшебных мастеров!
Что мы там делали?
Д. Мы расписывали на выставку дымковские игрушки.
Муз. рук:
Какие элементы мы использовали при росписи?
Д. Мы использовали при росписи полоски, кружочки, точки, колечки.
Муз. рук:
Какие цвета вы использовали при росписи дымковских игрушек?
Д. Мы использовали яркие цвета: синюю, красную, желтую, зеленую)
Муз. рук:
Какие красивые слова мы про них скажем?
Д. Наши игрушки получились волшебные, нарядные, расписные, разноцветные, яркие, веселые, красочные)
Муз. рук:
Что вам понравилось больше всего?
Д. Мне понравилось рассматривать игрушки на выставке, расписывать игрушки, добираться на лошадке в город мастеров, собирать картинки).
Муз. рук:
А мне понравилось, как читали стихи, как быстро вы собрали из частей целую картинку …. Молодцы!