Анна Александровна Черняева
Конспект по художественно-эстетическому развитию «В гостях у народных мастеров Городца»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о городецком промысле, его историей.
Задачи:
- Учить детей узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.
- Показать особенности рисования растительных элементов городецков росписи – купавки, бутоны, розаны, листочки.
Публикация «Конспект по художественно-эстетическому развитию „В гостях у народных мастеров Городца“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
- Учить оживлять цветы белым, синим и темно-красным цветом с помощью кисти и ватной палочки.
- Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
- Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.
Материалы для занятия:
Выставка изделий городецких мастеров, иллюстрации с их изображением. Образцы узоров и последовательности рисования городецкой росписи, альбомные листы (тонированные под дерево, краска – гуашь, палитра, кисти, баночка с водой, салфетки.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений, частушек о Городце.
Ход действия:
Раздается стук в дверь. Приходит почтальон и приносит письмо.
Воспитатель: - Ребята, хотите посмотреть, что в этом письме?
- Здесь какой – то рекламный проспект и приглашение. Посмотрите, что здесь изображено, какие – то изделия, со сказочной росписью. А в приглашении написано: «Приглашаем всех на выставку изделий из Городца, здесь и адрес указан – выставка проходит в музыкальном зале.
- Как вы думаете, стоит нам посетить эту выставку?
- Ну, тогда давайте собирайтесь.
Дети входят в музыкальный зал, их встречает экскурсовод:
- Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада, что вы посетили нашу выставку. Сегодня на ней представлены изделия старинного народного промысла – Городецкие изделия.
- А вы были уже на каких-нибудь выставках, знаете какие- нибудь еще изделия народных промыслов?
Ответы детей.
- Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с Городецким народным промыслом, название его пошло от имени города Городец - маленького старинного городка, который расположен на берегу реки Волга, в Нижегородской области, берег здесь обрывист и крут, он весь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. Резной наряд городецких изб – явление, выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку. У жителей городка было мало земли, чтобы выращивать хлеб, вокруг городка были одни леса – большие, дремучие, и они были вынуждены обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. Когда-то в Городце строили парусные корабли для всей Волги, да не простые, а дивно разукрашенные, с всякими резными фигурками и узорами. На носу – русалки, их называли Берегинями, улыбчивые львы – на корме.
Сани и дуги в Городце тоже делали расписные, каких больше нигде нет, сплошь в резных и затейливых узорах. Длинными зимними вечерами мастера делали предметы быта – это сундучки, прялки, ложки, блюдо, тарелки, шкатулки, разделочные доски, панно. Но не забывали они и о своих детях, для них они делали игрушки, качалки, столы, стульчики. Самое же примечательное в Городецкой росписи – это конь – красивый, гордый, с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами, коней рисуют и вырезают не только в Городце, но и во многих других местах, но вот летающих подобно птицам, не увидишь нигде. И обязательно изделия украшают яркими сказочными цветами – розанами и купавками, получается веселый цветущий сад или даже сказочное царство, где мчатся волшебные
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники.
- Понравились вам эти деревянные изделия Городца?
- А какими узорами городецкие мастера украшали свои изделия?
Дети: Купавки, розаны, листики, конь, птицы.
- А какие цвета используют?
Дети: Голубой, розовый, красный, синий, зеленый, черный.
- Да, художники используют в росписи разные цвета, а также их оттенки, важная часть росписи – умение оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками (оживка).
- А сейчас я предлагаю вам стать художниками и попробовать нарисовать эти замечательные цветы. Проходите, садитесь за столы, для каждого из вас приготовлено рабочее место со всем необходимым.
Дети садятся за столы. На доске прикреплен альбомный лист для показа.
- Сейчас я вам покажу, как рисуется купавка. Прежде чем приступить к рисованию, необходимо получить краски голубого и розового цветов. Вы помните, как сделать такие краски? Правильно, для того чтобы ваш цветок был необыкновенного цвета, нужно на палитре смешать одну из красок с белой гуашью, тогда получится оттенок этой краски – голубой, розовый или нежно-желтый. На вершине этого цветка нужно нарисовать небольшой шарик и внутри подрисовать серпик (дужку). Цвет серпика и шарика должен соответствовать основному кругу, пример: если круг голубой, то шарик и серпик синие, если розовый – то красный. Когда все хорошо просохнет, нужно тоненькой кисточкой прорисовать белую или черную оживку.
- Для розана сначала рисуется силуэт цветка (так же, как купавки, Затем соответствующим цветом нарисуем середину – кружок среднего размера, этим же цветом вокруг цветка нужно нарисовать дужки, после того как просохнет, тоже дополняем рисунок оживками. Получается распустившийся цветок – розан.
- Для того чтобы был красивым рисунок, необходимо дополнит его листиками. В городецкой росписи они тоже необыкновенные, нужно смешать зеленую и желтую краски и нарисовать листик, после того как все высохнет, наносится черная или белая оживка – полоски и точечки.
Физкультминутка
Раз – два – спит цветок
Три – раскрылся лепесток.
Раз – согнулись
Два – проснулись
Дружно к солнцу потянулись.
- А теперь, художники, берем в руки волшебные кисточки и начинаем
творить чудеса.
Самостоятельная деятельность детей.
Звучит русская народная музыка.
В ходе занятия помочь детям определить место для расположения цветов, оживления узора.
В конце занятия:
- Молодцы юные художники, давайте повесим ваши рисунки тоже на выставку, посмотрим, чему вы научились! Руки у вас, хоть и маленькие, да умелые. Потрудились вы на славу, знатные из вас выйдут художники.