Александра Семенова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Времена года: зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: средствами изобразительного искусства расширять и уточнять представления детей об особенностях зимы: сказочная, волшебная, пушистая, морозная, суровая, звонкая, метельная, радостная; средствами музыки стимулировать проявление эстетических и эмоциональных чувств при восприятии музыкальных произведений.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
продолжать учить рисовать зимний пейзаж, используя для создания выразительного образа разные изобразительные материалы и техники рисования (восковой свечкой).
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Времена года: зима“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать самостоятельность, инициативность, индивидуальность, чувство ритма и композиции, активизировать творческие проявления детей.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь к родному краю.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Интегрированные области:
познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа:
беседы с детьми о художниках, знакомство с тремя жанрами: пейзаж, портрет, натюрморт; знакомство детей с художниками-иллюстраторами; наблюдения за явлениями природы в разные времена года, рассматривание пейзажей - репродукций с картин, изображающих природу в разные времена года, иллюстрации к книгам, разучивание стихотворений о временах года; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы; чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов; заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме.
Форма организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приёмы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа, активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход.
Активизация словаря:
старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей.
Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование, наглядный, методический материал к занятию, иллюстрации, музыкальный ряд и др. :
интерактивная доска, презентация «Зимний пейзаж», репродукции, иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей; музыкальный центр, диск с записью «Времена года». П. И. Чайковского, «Зима. Цикл Времена года» Антонио Вивальди.
Предполагаемые учебно-методические материалы:
Изобразительные: акварель, кисти №2, листы бумаги формата А4; банки с водой, салфетки., парафиновые свечи.
Музыкальные: «Времена года». П. И. Чайковского, «Зима. Цикл Времена года» Антонио Вивальди, «За окном опять сугробы» из мультфильма «Холодное сердце».
Литературные: Виталий Бианки "Зима" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь", Ганс Христиан Андерсен "История года", В. Степанов "Снега прошли немалые".
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
Воспитатель предлагает детям пройти и посмотреть репродукции картин, изображающих природу в разные времена года.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Какое сейчас время года?
- Какая погода бывает зимой?
Воспитатель загадывает детям загадку:
Наступили холода, обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(зимою)
Воспитатель: послушайте другие загадки:
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.
(зима)
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.
(снег)
С неба падают зимою и кружатся над землею
Легкие пушинки, белые…
(снежинки)
Он, как алмаз, и тверд, и чист, на солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи – он тут же тает.
(лед)
Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.
(мороз)
Я живу под самой крышей, даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше, если б крыши там нашлись.
(сосулька)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о зиме.
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: В одной сказочной стране живут король и королева и есть у них две дочери: старшая дочь Эльза имела дар снежной магии, а младшая дочь Анна была обычной веселой, озорной девочкой. Ребята, вы помните снеговика, стоящего у входа в детский сад? Так вот утром я заметила, что снеговик держит письмо с названием нашей группы. А снеговик мне показался очень знакомым, я думаю, это был Олаф. Я не вскрывала конверт. Мне хотелось бы сделать это вместе с вами.
Проблемно-поисковый этап
Звучит песня «За окном опять сугробы» из мультфильма «Холодное сердце».
Воспитатель вскрывает конверт и читает его содержимое:
«Дорогие мои друзья и уважаемая Александра Владимировна!
Пишет вам сестра Эльзы! В нашем королевстве случилась большая неприятность. Сегодня ночью, когда все спали, Эренделл окружила солнечная буря, и… Эльза, наша Эльза от ослепительно яркого света и жары забыла о своем любимом времени года, у нее пропал дар зимней магии! Я обращаюсь к вам за помощью! Напомните Эльзе, какое красивое время года – зима, время чудес, волшебства и магии! Ваша Анна».
Воспитатель: Ребята, поможем Анне и Эльзе? Расскажем, какое сейчас замечательное время года – зима.
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).
Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами в какой стране живем? Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?
Ответы детей: белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Воспитатель: У каждого времени года есть свои месяцы. Назовите все зимние месяцы.
Ответы детей: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) (показ слайдов с изображением зимнего пейзажа в декабре) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей) (показ слайдов с изображением зимнего пейзажа в январе). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.
А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? (показ слайдов с изображением зимнего пейзажа в феврале). Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
Воспитатель: Ребята, я знаю, как вернуть Эльзе дар зимней магии. Для этого нам нужно стать сегодня настоящими волшебниками. А настоящие волшебники обязательно должны уметь рисовать волшебницу-зиму, уметь передавать настроение в рисунках, как это делали композиторы, поэты, художники.
Воспитатель: Для начала мы дойдём до леса.
Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес
(ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!
(разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит,
(руки отводят в указанную сторону и смотрят)
Слева елка на нас глядит,
(руки отводят в указанную сторону и смотрят)
Снежинки в небе кружатся,
(отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся.
(движение «фонарики» и смотрят вверх)
Дети садятся за столы.
Практический этап
Воспитатель: Для начала, давайте с вами вспомним, как нарисовать зиму, чтобы она была по-настоящему волшебной? Мы будем сегодня рисовать не только красками, но и свечкой.
Воспитатель:
С чего начнём рисование? (с линии горизонта)
А что затем? (деревья)
После деревьев? (сугробы)
Воспитатель: Сугробы и снег на деревьях, снежинки рисуем свечкой. Затем тонируем весь рисунок синей акварелью. Начинается волшебство. Увидите сами.
Воспитатель:
Почему на моей картине одни деревья большие, а другие маленькие? (одни ближе – другие дальше)
А какая погода может быть в лесу? (морозная, снежная, ветряная, метель, пурга)
Воспитатель: А сейчас вы все закроете глазки, и пока звучит музыка, каждый из вас представит себе, что он оказался в зимнем лесу.
Воспитатель: Открывайте глазки и о том, какой зимний лес вы увидели, вы нам покажите, как художники.
Звучит музыка «Зима. Цикл Времена года» Антонио Вивальди, ребята выполняют практическую часть.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Эльза очень обрадуется, получив в подарок наше волшебное творчество. Она будет смотреть на ваши пейзажи и уже никогда не сможет забыть о холодном, искрящемся и очень красивом времени года – о зиме! А волшебство уже случилось – зимний ветер принес нам снежинки от Эльзы из Эренделла. И с этими сказочными снежинками я предлагаю вам поиграть.
Техника «Снежное настроение».
Рисуется на листе небо. Приклеивается карман. Заготавливаются снежинки по количеству участников группы. Задача каждого ребенка взять снежинку, расположить на небе. Воспитатель объясняет детям, что чем лучше настроение, тем выше снежинка.
Последующая работа
Оформление выставки детских рисунков.
Используемая литература:
- Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. –– М. : Просвещение, 1977. - 253с.
- Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М. : ТЦ Сфера, 2006.