Наталья Липатникова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию средствами музыки «Как времена года перепутались»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №39 «Солнышко»
г. Феодосии,Республики Крым
Городское методическое объединение
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
воспитанников старшего дошкольного возраста по теме
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию средствами музыки „Как времена года перепутались“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
«Как времена года перепутались».
Разработала и провела:
музыкальный руководитель
Липатникова Наталья Григорьевна
2016г.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация» :развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки;
«Познание» :расширение кругозора детей в области о музыки;,формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства,творчества;
«Социализация» :формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;развитие игровой деятельности;
«Художественное творчество» :развитие детского творчества,приобщение к различным видам искусства,использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка»,закрепление результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;развитие детского творчества;
Цель:Способствовать развитию детского воображения,развивать навык коллективного творчества. Прививать любовь к классической музыке. Формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах)
Задачи:«Образовательные»
-учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
- совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
-развивать память, речь, мелкую моторику рук.
-закрепить знания детей о временах года. Побуждать детей анализировать музыку,передавать впечатление о музыке в движениях
-развивать речь детей,обогащать словарный запас.
-использовать разные формы активного и пассивного восприятия музыки.
-совершенствовать навык игры на детских музыкальных инструментах. Закрепить группы музыкальных инструментов,входящие в оркестр.
«Воспитательные»-Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу,продолжать развивать чувства взаимопомощи и взаимоуважения.
-воспитывать любовь к природе через музыку.
-вызывать эмоциональный отклик при рассматривании репродукций картин,прослушивании произведений.
-слаженно,выразительно играть на детских музыкальных инструментах,передать характер произведения;
«Развивающие»-развивать эстетическое восприятие,воображение детей,их образное представление;
-развивать речь детей,обогащать словарный запас
-развивать музыкальные и творческие способности детей:
-развивать память, речь, мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
-знакомство с композиторами,написавших цикл «Времена года».П. И. Чайковский,Антонио Вивальди,А. К. Глазунов.
-слушание произведений этих композиторов.
-слушание музыкального произведения «Весенний дождь»В. А. Моцарта
-разбор произведений (форма,лад,соло,оркестр,описание настроения музыки)
-рассматривания картин и фотографий пейзажей всех времен года.
-разучивание поговорок,песни,танца.
-беседа о летнем празднике Ивана-Купала.
-разучивание игры на детских музыкальных инструментах.
-знакомство с музыкальными инструментами звучащих в оркестре.
-знакомство с группами музыкальных инструментов;
Музыкальный репертуар- «Зима»А. Вивальди, «Осенняя песнь»П. И. Чайковский, «Лето»А. К. Глазунов, «Весенний дождь»В. А. Моцарт., «На Ивана,на Купала»,звуки зимы,лета,осени. ,Песня «Времена года», «Веселая полька»Филиппенко
Атрибуты- карточки композиторов,музыкальные инструменты,веночки для танца,костер,карточки с музыкальными инструментами,осенние листики.
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Муз. рук. -Ребята,посмотрите,как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их песней.
Музыкальное приветствие :Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро-солнцу и птицам,доброе утро приветливым лицам!
М. р. - Присаживайтесь на стульчики. Ребята,сейчас я расскажу вам одну историю. Встретились однажды Весна, Лето,Осень и Зима и начали спорить, кто из них самое лучшее время года и от кого из них больше пользы на земле. Вот посмотрите,как это было.
Показ видео на экране,4 времени года ссорятся.
Весна- Когда я прихожу, всё сразу расцветает, оживает после холодной Зимы, набухают почки на деревьях. Природа просыпается! Весной на лесной речке дикие утки строят гнезда, и цветёт душистая черёмуха.
Лето -Да это что! Вот когда я прихожу, то приношу с собой жаркое солнце, тёплые дожди. Только в моё время созревают сочные плоды фруктов и ягод.
Осень-Да от тебя одна жара только, пыли и комары. Вот я «одеваю» природу в яркие краски, листва становится ярко жёлтой и красной!
Зима-Вот ещё! Ты приносишь только дожди, грязь и лужи! Я же окутываю землю белым-белым снегом, разрисовываю красивыми блестящими узорами окна домов, деревья покрываю серебристым инеем. Природа в это время отдыхает!
Весна-«Зимой один только мороз и снег! Что в этом хорошего!»
Муз. рук. -Итак, пока они спорили и решали кто из них главный, на земле всё перепуталось, все месяцы перемешались : за ярким июнем наступил холодный Январь, вслед за ним пришёл Март, а за ним Октябрь. Природа увяла: деревья, цветы и кустарники погибли, а животные спрятались в свои норы и не выходят оттуда. Ребята,нам нужно срочно помирить времена года. Сейчас мы отправимся с вами в сказочный лес. А попадем мы туда через волшебные ворота. (показывает на ворота)Стойте,так здесь висит замок. Как же его открыть?Находит записку, читает: «Чтоб попасть в сказочный лес,нужно отгадать музыкальные загадки. И тогда музыка вам поможет найти того,кого вы ищете»
Муз. руководитель берет из корзины (в которой лежат загадки,карточки с композиторами и музыкальными инструментами) загадки и читает:
1. Я пою, мой голос чист,
Я один, и я —. (солист)
2. Музыкантам машет он
Палочкою,. (дирижёр)
3. Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (оркестр)
Муз. рук. -Какие группы музыкальных инструмевы знаете (Показывает картинки с инструментами)
Дети отвечают-(духовые,клавишные,ударные,струнные)
4. Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
Муз. рук. -Ребята,я сейчас раздам вам карточки,а вы мне покажите композиторов которых я назову.
Фото композиторов дети показывают на карточках.
Муз. рук-Петр Ильич Чайковский (показали стрелкой на Чайковского)
-Антонио Вивальди (показали)
-Александр Константинович Глазунов (показали)
-Вольфганг Амадей Моцарт (показали)
Муз. рук. -Правильно, у них у всех есть произведения посвященные природе. И сегодня нам поможет музыка именно этих композиторов помирить времена года. А теперь давайте посмотрим,открылся ли замочек?На все вопросы вы ответили правильно?
(Дети подходят к замку и открывают его. Занавес открывается. Декорации всех времен года.)
Муз. рук. -Ребята, вот перед нами и волшебный лес. (заходят в лес,рассматривают вокруг) Посмотрите,как все здесь перепутано и не правильно,какой ужас!Будьте внимательны,музыка нам подскажет какое время года мы встретим.
Звучит «Зима»А. Вивальди
Муз. рук. -Ребята, вы узнали это произведение? Как оно называется?
Дети –Зима.
Муз. рук. -Кто его написал?
Дети-Итальянский композитор Антонио Вивальди.
Муз. рук. -Опишите мне это произведение.
Дети-Музыка идет нарастающая,в оркестре слышны отрывистые звуки,словно начинается метель. Потом она перерастает в снежную бурю.
Муз. рук. -Ребята,а в произведение есть повторяющиеся части музыки?
Дети-Да,музыка повторяется 2 раза. Значит произведение 2-х частной формы.
(Звучит метель)
Муз. рук. -Молодцы. Ой,ребята,что-то совсем холодно стало. Давайте немного согреемся.
Ритмические-движения
1. В декабре,в декабре все деревья в серебре-показывают «фонарики»сверху-вниз
Нашу речку,словно в сказке,за ночь вымостил мороз-дробный шаг
Обновил коньки,салазки,ёлку из лесу привёз-приставной шаг.
2. Открываем календарь-начинается январь. -ковырялочка с притопом.
В январе,в январе много снегу во дворе.
3. Дуют ветры в феврале,воют в трубах громко-переменные взмахи руками
Змейкой мчиться по земле лёгкая поземка-плавные движения рук внизу.
(Выходит Зима и начинает злиться)
Зима-Кто здесь расшумелся,покоя не дает!Кто такие,зачем в волшебный лес пожаловали?
Дети-Не злитесь, Хозяюшка-Зима. Мы ребята из детского сада, пришли попросить вас. Вы самая старшая из сестер,самая почтенная!Станьте-ка вы, Зимушка,самой первой и открывай год. Пусть ваши метели завывают в самом начале года.
Зима-Да…Нравятся мне ваши лестные слова. Повеселите меня и будь по вашему!Вот у меня и инструменты имеются. (показывает на музыкальные инструменты под елкой)
Муз. рук. -Ребята,выберите себе инструмент. Сыграем для Зимушки веселую польку.
(Игра в оркестре «Веселая полька»)
Зима-Ой,порадовали меня,молодцы ребята!Ну чтож,я согласна быть первой в году. До свидания!
Дети-До свидания!
Муз. рук. -Ну вот,ребята,Зимушку уговорили. Отправляемся дальше.
Звучит «Весенний дождь»В. А. Моцарта
(дети идут змейкой по залу)
Муз. рук. -Ребята, вы узнали это произведение? Как оно называется?
Дети –Весенний дождь.
Муз. рук. -Кто его написал?
Дети-Вольфганг Амадей Моцарт,австрийский композитор.
Муз. рук. -На каком музыкальном инструменте исполнятся это произведение?
Дети- на фортепиано.
Муз. рук. -Звучит соло или оркестр?
Дети-Звучит один инструмент,значит это соло.
Муз. рук. -Что напоминает эта музыка?
Дети-Эта музыка напоминает звук дождя,как будто идет дождь.
Муз. рук. -Ребята,давайте с вами изобразим весенний дождь звучащими жестами.
(Дети хлопками и постукиванием поколеням изображают звук дождя)
Муз. рук. -Ребята,какой свежий воздух после дождя. Давайте подышим.
(Дыхательная гимнастика)
Выходит весна.
Весна-Я услышала раскаты грома,хотя на небе нет ни тучки. Что случилось? Кто это пожаловал в наш лес?
Дети- Мы ребята из детского сада, очень вас милая Весна хотим попросить занять место после зимы. вы-самая красивая от вас веет теплом. И когда пройдут холода вы согреете землю,пробудете ото сна всё живое на земле!
Весна-Хорошо,я согласна. Уж больно слова ваши мне по нраву. До свидания,ребята!
Дети-До свидания!
(Весна уходит)
Муз. рук. -Ну вот,а нам пора в путь. Еще надо найти Лето и Осень.
(звуки леса)
Дети обходят зал со словами:
-На пути у нас тропинка,мы по ней легко бежим.
Все препятствия,что встретим,одолеть с тобой хотим.
Мы до речки добежали,мы её переплывем.
Приготовились поплыли и совсем не устаем.
Звучит «Лето»А. К. Глазунов
Муз. рук. -Ребята,как называется произведение,которое сейчас звучит?И кто его написал?
Дети- Произведение называется «Лето»,написал егоАлександр Константинович Глазунов,русский композитор.
М. р. -Звучит соло или оркестр?
Дети –Звучат много инструментов,значит это оркестр.
Муз. рук. -Молодцы,ребята. Что-то не видно Лета, где же оно? Давайте произнесем закличку,поторопим Лето.
(Пальчиковая гимнастика)
-Лето,лето,лето, поспеши- (машут правой рукой,потом левой)
Заждались ребята-малыши- (качают головой,руки на щеках)
Мы тебя зовем- (зовут руками)
Мы тебе поем- (руки к груди,раскрыть)
Лето свои краски покажи (трогают паьцы по одному,машут руками)
Лето,лето,лето,заходи (раскрывают руки по очереди)
И тепло с собою приведи. (беруться за руки и раскачиваются)
Солнышко,свети, (показывают над головой «солнышко»)
Холод уходи (трут себе плечи,выкидывают руки за плечи)
Поскорее,лето,расцвети (Беруться за руки и поднимают постепенно вверх)
Выходит Лето.
Лето-Кто меня зовет?
Дети-Мы ребята из детского сада,пришли попросить вас стать за своей сестрицей –Весной. Сначала природа пробудется от зимнего сна,а потом сразу начнет цвести и урожай приносить. И все правильно будет. А мы станем вас почитать и ухаживать за дарами вашими.
Лето-Хорошо,я подумаю,а вы для начала,подарите мне танец. Вот,сплела я веночки на праздник Ивана –Купала. Сейчас мы с вами тоже повеселимся.
Танец «На Ивана,на Купала»
Лето-Ой и молодцы,ребята,я от души повеселилась. Встану я за своей сестрицей-Весной,так и быть. До свидания!
Дети-До свидания!
Муз. рук. -Ну вот,ребята,почти всех уговорили. Но кто же еще остался?
Дети-Осень.
Реб. -В природе Осень всем нужна,за летом следовать должна.
Мы слово чесное даем,что осень добрую найдем.
Услышь нас дорогая Осень, мы тебя все дружно просим:
«Скорее Осень приходи и будь хозяйкой до Зимы.»
(шелест листьев)
Дети идут по дорожке со словами:
-Дорога-дороженька,нас вперед веди,
Помоги нам Осень поскорей найти.
Звучит произведение «Осень» П. И. Чайковский.
Муз. рук. -Ребята,а кто написал это произведение и как оно называется?
Дети-Это произведение называется-«Осенняя песнь»,написал его русский композитор-Петр Ильич Чайковский.
Муз. рук. - Ребята, а услышали ли вы в этом произведении повторы? Повторялась ли какая-либо мелодия в этом произведении?
Дети- Да! Первая часть у нас была певучая, спокойная; вторая – порывистая, стремительная; а потом была третья часть, такая же, как и первая.
Муз. рук. - Скажите, какое по форме было музыкальное произведение, если в нем всего три части?
Дети: 3-х частное.
Муз. рук. -Молодцы. Ой,ребята,послушайте кто-то плачет…
(Заходит Осень,на глазах слезы)
Муз. рук. -Здравствуй,ласковая Осень. Почему ты плачешь?
Осень-Да как же мне не плакать,ни горевать. Никто меня не любит,обзывают дождливою. А мне грусто…
Дети-Не расстраивайтесь вы так,ведь у вас есть много хороших качеств. Когда наступает осень природа одевает разноцветные наряды и становится вокруг красиво,как в сказке,богата осеньзерном,овощами,фруктами,грибами. Дети любят собирать разноцветные листочки и играть с ними. Хотите мы с вами,дорогая Осень тоже поиграем?
Осень-Правда?Очень хочу!
Игра «Литературные листики»
В игре участвуют 3-4 команды по 4 человека. У каждого члена команды определённый листик. На расстоянии стоит ведущий, а рядом с ним стул.
Ведущий читает строки из стихотворений об осенних деревьях. Как только звучит название дерева, дети, у которых листик с этого дерева, должны занять стул. Кто первый сядет.
Осень читает стихи:
1. Осенью дождливой
Плакали берёзки.
По ветру роняли
Золотые слёзки.
2. Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.
3. Ствол стройный, тёмная кора,
Всё лето был зелёным он.
Пришла осенняя пора,
Одел наряд пурпурный клен.
4. Ветер в городе гулял,
Косы иве растрепал.
Осень ленточку нашла,
Косы иве заплела.
Осень-Ах,как весело с вами,ребята. Я даже забыла спросить,что вы делаете в сказочном лесу?
Дети-Дорогая,Осень!Мы очень хотим попросить вас стать заключающей в году. Вы будете приходить к нам,когда мы устанем от беспечности Весны и буйства Лета,когда придет пора собирать урожай и готовиться к долгому зимнему отдыху.
Осень-Спасибо, вам ребята,за добрые слова. Я с радостью. До свидания!
Дети-До свидания!
Муз. рук. -Ну вот,ребята,мы с вами выполнили очень важное задание-помирили времена года. Ведь каждое время года важное и прекрасное по своему. Давайте исполним песню,которая так и называется-«Времена года»
Песня «Времена года»
Муз. рук. -На этом наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в группу. А для вас,дорогие гости,мы подготовили подарки. Сейчас ребята вам их подарят.
(Дети дарят подарки,возвращаются на места)
Муз. рук. -Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети-До свидания!
(Дети прощаются и уходят в группу)