Любовь Алфёрова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Зима в творчестве С. Есенина»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция с образовательными областями:
эстетическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Возрастная группа: 6-7 лет.
Формы организации:
совместная работа педагога с детьми,
самостоятельная деятельность детей.
Цель: Создать условия для знакомства детей с художественным образом
зимы через поэзию С. Есенина, музыку и живопись.
Задачи: Организовать знакомство детей с образом зимы в поэзией
С. Есенина.
Способствовать развитию у детей умения соотносить стихотворения
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „Зима в творчестве С, Есенина“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
С. Есенина с настроением музыки, картин.
Организовать практическую деятельность детей направленную на
выработку умений рисовать в нетрадиционной технике «фроттаж».
Способствовать воспитанию интереса у детей к искусству и поэзии.
Предварительная работа: Экскурсия в мини-музей С. Есенина в
МБДОУ №25; просмотр презентации: «Жизнь и творчество С. Есенина»;
оформление в группе центра «Рязанский поэт С. Есенин»; чтение стихотворений
С. Есенина; разучивание стихотворений С. Есенина «Береза», «Колдунья».
Оборудование и материалы: Медиа проектор, презентация «Зима в
творчестве Есенина»; аудиозаписи А. Вивальди «Времена года («Зима», П. И.
Чайковский симфония «Зимние грезы», часть 2, «Декабрь»; восковые мелки,
сетка, картонные трафареты, скрепки, альбомные листы.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в литературно-художественную гостиную. Это место, где читают стихи, слушают музыкальные произведения, рассматривают картины. Наше мероприятие, посвящено творчеству одного из известнейших и любимых поэтов России. А о ком пойдет речь, я думаю, вы мне сейчас скажите. Послушайте стихотворение.
Где-то под Рязанью в Константиново,
Где много шума от березовых ветвей,
Родных полей где даль глубинная
Родился и писал стихи Сергей.
Любил Россию, Родину, Отчизну,
Любил он правду говорить,
Любил природу больше жизни,
Но мало так ему пришлось пожить!
Дети: Сергей Есенин!
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о творчестве С. Есенина (слайд 2 «Портрет С. Есенина»).
Сюрпризный момент: раздается стук в дверь, появляется художник Тюбик.
Тюбик: Здравствуйте, я художник-Тюбик, а куда я попал? (ответы детей). А чем вы тут занимаетесь? (ответы детей). Значит, вы то мне и поможете! Я собираюсь написать картину «Зимний пейзаж», но у меня пропало вдохновение.
Воспитатель: Тюбик, а ты знаешь, для того чтобы вернуть твое вдохновение, ребята прочитают тебе красивые стихи, мы послушаем музыку.
Тюбик: Ой, давайте, давайте скорее. А стихотворения о зиме у С. Есенина точно есть? (ответы детей).
Воспитатель: Да, у С. Есенина много стихотворений о зиме и зима в них разная. Вот, послушай (ребенок читает стихотворение «Береза»).
Воспитатель: Ребята, какую зиму нарисовал поэт в этом стихотворении? (ответы детей: нежную, добрую, волшебную, сказочную, блестящую, серебристую, ласковую, тихую). Посмотрите на доску, какая репродукция из представленных больше всего подходит к этому стихотворению? (слайд 3 «Репродукции картин»: 1). Игорь Грабарь «Иней»; 2). Исаак Левитан «Лес зимой»). Ответы детей.
Воспитатель: Да, действительно, в картине «Иней» И. Грабарь изобразил зиму, такой же как и С. Есенин в стихотворении «Береза»: волшебную, добрую, сказочную, нежную, искрящуюся, морозную. А для того чтобы нам с вами не замерзнуть, давайте проведем физкультминутку. Тюбик, присоединяйся.
На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать (дети хлопают себя ладонями по плечам, топают ногами).
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке (поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежки).
Будем их ловить руками
И покажем дома маме (потягивание – руки в стороны).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги (ходьба на месте, с высоким подниманием колена).
Мы идем, идем, идем
И к себе приходим в дом (ходьба на месте, возвращение на свои места).
Воспитатель: А теперь, Тюбик, послушай как описал зиму С. Есенин в своем стихотворении «Колдунья» (ребенок читает стихотворение «Колдунья»).
Воспитатель: Ребята, какую зиму нарисовал поэт? (ответы детей: страшная, снежная, злая, мрачная, метельная, свирепая, грозная, бешенная, вьюжная, ветреная). Да, правильно. Поэт изобразил суровую зимнюю ночь, с метелью, пургой, вьюгой. Как будто злая колдунья творит свои темные дела. Посмотрите на доску, какая репродукция из представленных больше всего подходит к этому стихотворению? (слайд 4 «Репродукции картин»: 1). Сергей Андрияка- «Метель» 2).Иван Шишкин – «Зима»).
Воспитатель: Да, действительно, в картине «Метель» художник изобразил зиму мрачной, суровой, страшной, такой же как и С. Есенин в стихотворении «Колдунья».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать два музыкальных произведения, какое из них подходит к стихотворению «Береза», а какое к стихотворению «Колдунья» (звучит аудиозапись: Петр Ильич Чайковский - симфония «Зимние грезы», 2 часть). Какая по характеру, темпу была эта музыка? (плавная, размеренная, нежная, спокойная). Какую зиму нарисовала нам первая музыка? (нежную, добрую, волшебную, сказочную, ласковую). Правильно! К какому стихотворению подошла бы эта музыка? (ответы детей: «Береза»). А сейчас послушаем еще одно музыкальное произведение (звучит аудиозапись: Антонио Вивальди - «Времена года (Зима)»). Какая по характеру, темпу была музыка? (быстрая, стремительная). А какую зиму нарисовала нам музыка? (сердитую, недовольную, колючую, суровую). К какому стихотворению подошла бы эта музыка? (ответы детей: «Колдунья»).
Воспитатель: Дети, в стихотворениях «Береза» и «Колдунья» С. Есенину удалось показать такую разную зиму, передать разнообразие чувств и настроений. Он словно художник, при помощи слов, рисует для нас такой разный зимний пейзаж.
Тюбик: Спасибо вам ребята, вы вернули мне вдохновение! Я даже хочу научить вас писать зимний пейзаж в необычной технике, которая называется «фроттаж». Вы готовы стать художниками? (ответы детей). Проходите в творческую мастерскую (дети рассаживаются за столы).
Воспитатель: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы по одному)
Мы во двор пришли гулять («идут» по столу указательным и средним пальцами).
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («насыпают крошки» - имитируют движение всеми пальчиками).
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладони).
Съели суп и спать легли (двигают воображаемой ложкой, затем укладывают руки под щеку).
Тюбик: Для работы нам потребуется: картонный трафарет, сетка (по размеру листа, чистый лист бумаги, восковые мелки и скрепки. На картонный трафарет аккуратно накладываем сетку, сверху на сетку – белый лист бумаги, закрепляем скрепкой. Берем восковой мелок и заштриховываем лист в одном направлении (сверху-вниз или слева-направо) способом натирания (звучит музыка П. И. Чайковского – «Декабрь»).
Рассматривание готовых работ.
Тюбик: Какие красивые зимние пейзажи у вас получились. Вы молодцы! А мне пора прощаться, до свидания, ребята!
Воспитатель: До свидания, Тюбик!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, творчеству какого поэта была посвящена наша литературно-художественная гостиная? Какие стихотворения мы сегодня с вами проанализировали? В какой нетрадиционной технике рисования мы рисовали с вами «Зимний пейзаж»?