Ольга Вохмянина
Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Костромская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Обогащение знаний детей о народном творчестве посредством художественно – эстетического развития.
Образовательные задачи.
Познакомить детей с историей возникновения костромской росписи, с характерными особенностями костромской росписи, с приёмами цветочной росписи;
формировать специальные графические умения в рисовании кистью элементов костромской росписи - розан, мазок, подмалёвок, оживка;
продолжать прививать аккуратность в работе;
Темочки:
Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
развивать чувство композиции, умение красиво располагать на листе;
развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
продолжать развивать умение рисовать всей кистью и её концом.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству костромских мастеров, уважение к творческому наследию;
воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами;
способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
беседа о костромской росписи;
рассматривание иллюстраций с костромской росписью;
Основные методы и приё мы:
Словесные: рассказ, вопросы, художественное слово, напоминание, совет, поощрение.
Наглядный метод: рассматривание элементов костромской росписи, показ образца, показ способов изображения.
Музыкальное сопровождение.
Оборудование:
Мультимедийная установка, презентация «Костромская роспись», гуашь, плоские кисточки для рисования, салфетки, силуэт разделочной доски.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель.
Дети, я расскажу вам об истории возникновения костромской росписи. Где она возникла? Кто такие маляры? Что расписывали костромские мастера?
Костромская губерния издавна славилась мастерством росписи по дереву. В давние времена в Костромском крае сельское хозяйство было развито очень слабо, людям надо было как - то жить, и были сильно развиты местные производственные артели, занимавшиеся разнообразными промыслами, из них появились так называемые «отходники». Мужчины собирались в группы и уходили на заработки в другие города. Они были отличными строителями, печниками, малярами. Средь мастеров выделялись маляры-художники, они собирались по 4-5 человек и ходили по городам, деревням, расписывать дома. Так появилась домовая костромская роспись.
Живописный промысел всегда был очень дорогостоящий. Если корова в то время стоила пятнадцать рублей, то чтобы расписать избу, необходимо было выложить тридцать рублей! Позволить себе такое мог только купец или мануфактурщик. В крестьянских избах расписывали в основном шкафы и то, если в доме жил художник.
Во все времена цветущая природа является источником творчества, как народного мастера, так и художника. Для народного художника искусство не было самоцелью. Расписывая то, что его окружало в быту, он старался простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневную жизнь.
Костромских мастеров часто называли молвитинскими мастерами, так как центром местного живописного мастерства костромских живописцев было село Молвитино (ныне Сусанино).
Яркие сказочные цветы, диковинные птицы и животные делали крестьянские дома праздничными, создавали атмосферу тепла и уюта. Колокольчик был символом невинности, их рисовали в комнатах девочек, розы — это радость, богатство, чистота. Птица, нарисованная наверху, была оберегом, приносила в дом счастье, любовь. Листья — это терпение, ствол — послушание. А льва очень часто рисовали при входе в дом и на сундуках, костромичи считали, что изображение льва охраняет дом и богатство от злых людей. Красочное убранство крестьянских домов дополнялось росписью утвари. Вместе они создавали своеобразный ансамбль, окружающий человека не только во время праздников и семейных торжеств, но и в трудовые будни. В хозяйственном углу помимо расписной мебели можно было увидеть украшенные цветами кадки для воды. По воду женщины ходили с ярко раскрашенными коромыслами и вёдрами, бельё выколачивали расписными вальками, грибы и ягоды собирали в расцвеченные солнечными красками берестяные набирухи и лубяные коробейки. Долгими зимними вечерами утомительный женский труд скрашивали цветастые прялки, донца с гребнями. Всё напряденное, сотканное, сшитое укладывалось в ярко украшенные сундуки. В любое время года в дни сельских праздников устраивались катания на тройках. Коренного коня обязательно наряжали расписной дугой с колокольчиками. Тройку впрягали в расписные сани или телегу.
Основные мотивы костромской росписи – фантастические алые цветы, виноградные грозди, ягоды смородины, всевозможные листья. Встречаются также изображения птиц, зверей, человека. Изображение льва или схватки львов – классика костромской росписи. Львы обычно писались на дверях и опечьях. Изображенные львы всегда окружены цветами. Это цветочные полосы или гирлянды, венки из роз и тюльпанов, или поляна усеянная розами. Но чаще всего в работах костромских маляров были всё же растительные мотивы: букеты красно-бордовых и синих роз и тюльпанов, к которым иногда добавлялись полевые цветы.
Какой же фон использовали мастера?
Костромские художники очень любили зеленовато-синий, бордовый, коричневый фон. По желанию заказчика выбирался фон, сначала деревянную поверхность грунтовали темным или светлым цветом (иногда рисовали прямо на чистом дереве).
Узнаваемой костромская роспись стала благодаря промышленнику Никите Демидову в Нижнем Тагиле. Уже существовавшей в то время техникой письма расписывали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т. д. Н. Димидов организовал школу, создал производство, что послужило толчком для развития промысла.
В то время роспись называлась «маховым» письмом - в один мазок. Костромская роспись выполнялась без предварительного нанесения контуров рисунка.
«Двойной мазок» – это удивительно изящная, очень декоративная техника. Чтобы овладеть техникой двойного мазка не обязательно уметь рисовать. Рисование двойным мазком заключается в следующем. Одна половина художественной кисти окунается в один цвет, а вторая половина этой же кисти в другой цвет. Проведя всей плоскостью кисти по поверхности, получается двухцветный мазок с очень нежными оттенками красок. Рекомендуется не отрывать руку при выполнении одного мазка. Одно движение – одна линия. Главное – подобрать подходящую цветовую гамму. Для работы рекомендуется использовать акриловые краски. Рекомендуется использовать плоские кисточки и плоские кисточки со скошенным углом, различной ширины.
Рассмотрите внимательно фотографии и скажите:
Какие элементы встречаются в костромской росписи?
Ответы: (цветы, птицы, животные).
Какие цветы используются в костромской росписи?
Ответы: (розан, тюльпан, полевые цветы).
Какие композиции можно составить из цветов?
Ответы: (гирлянды, букет, цветочная полоса, венок).
Вот и все что я вам хотела рассказать о костромской росписи.
А сейчас я предлагаю вам пройти в мастерскую. Дети, представьте, что вы мастера-маляры. Надевайте фартуки, выберите себе рабочее место, где вы будете трудиться. Давайте подготовим свои руки.
Физминутка. «Держим кисточку».
Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держат тремя Это трудно? Нет, пустяк! пальцами выше ее металлической части.
Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту.
Побежала наша кисть.
А потом, а потом Кисточку держат вертикально.
Кисточка бежит кругом.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок! Выполняют тычки без краски на листе.
Я познакомлю вас с правилами работы с кисточками и приёмами рисования элементов костромской росписи.
(Показ приёмов рисования элементов костромской росписи).
Беру в руки плоскую кисть. Черенок кисти положу на кончики указательного и среднего пальцев правой руки и прижимаю подушечкой большого пальца. Такой способ держания позволяет вращать её во время выполнения отдельных элементов. Локоть на столе, кисть руки свободная. Нужно смочить кисточку в воде и убрать излишки воды, один край кисти обмакнуть в синюю краску, а другой - в белую. Кисть располагается почти вертикально к поверхности листа так, чтобы цвет разживки был внутри. Провожу по кругу, одновременно вращая её вокруг собственной оси. У меня получился элемент, который в росписи называется «ягодка».
«Розан». Он состоит из круга и лепестков. Круг выполняется плоской кистью. Сначала ставлю кисть перпендикулярно плоскости листа, затем прижимаю и делаю кистью вращательное движение. Важно, чтобы круг был нарисован одним движением. Кисть держу с наклоном, выполняя дугообразное движение с нажимом, постепенно убираю нажим и завершаю лепесток кончиком кисти. Чем круче поворот кисти, тем выше получаются лепестки.
«Тюльпан» состоит из трёх частей. Начинаю писать кончиком кисти, чуть коснувшись плоскости листа, затем делаю движение чуть в сторону и вниз, усиливая нажим. Сначала пишу боковые лепестки, а затем средний лепесток.
«Листок» имеет много разновидностей. Самые распространённые «листки» бывают двух видов вытянутый и округлый. Листок округлой формы имеет утолщённый верх и тонкий кончик. Кисть прижимаю и, чуть потянув вверх и в сторону, поднимаю от плоскости листа плавным движением. Направление листка вытянутой формы имеет вид ломаной линии на подъёме - тонкое начало, горизонтально идёт утолщение во всю ширину кисти и снова на подъёме – тонкий кончик.
Рассмотрите образцы и, используя свои знания, составьте свою композицию.
(Дети приступают к работе). Звучит народная музыка.
Дети, покажите свои работы, расскажите, какие элементы костромской росписи вы использовали при составлении композиции, и поделитесь своими впечатлениями.
На ваших работах изображены цветы – это символ здоровья и процветания.
Велика Россия мать
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Костромские узоры
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди вас.
Ваши работы обязательно разместим на выставке, чтобы все желающие полюбовались ими.