Коробова Татьяна
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Секреты бабушкиного сундука» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Секреты бабушкиного сундука» в подготовительной группе детского сада
Татьяна Коробова
Тема: «Секреты бабушкиного сундука»
ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Секреты бабушкиного сундука“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Цель: Расширение знаний детей о декоративно-прикладных видах искусства Архангельского края, обучение выполнению объемной поделки из бумаги.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с декоративно - прикладными видами творчества на Севере: берестоплетение, куклы – закрутки, лоскутное шитье, изделия из дерева.
Учить детей делать поделку из бумаги путем вырезания деталей по контуру и складывания листа бумаги «гармошкой».
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, умение работать со схемой, зрительно-двигательный контроль, мелкую моторику рук.
Развивать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные задачи:
Прививать интерес к русскому народному искусству.
Воспитывать уважительное отношение к прошлому родного края.
Воспитывать терпение, аккуратность при выполнении работы.
Словарь:берестоплетение, лоскутное шитье, куклы – закрутки, щепная птица, птица счастья, легенда, лучина.
Техническое оснащение:мультимедийное оборудование, магнитофон.
Демонстрационный материал: сундук, лоскутное одеяло, прихватка, лапоть, корзинка, деревянная ложка, деревянный ковш, туесок, куклы – закрутки, щепная птица, образец бумажной птицы.
Раздаточный материал: листы желтой бумаги (большой – для крыльев, маленький – для хвоста, трафареты птиц (2 вида, простые карандаши, ножницы, клей, клееночки, тряпочки, фломастеры.
Ход:
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, дети. Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а с сюрпризом. Чтобы его лучше рассмотреть, предлагаю вам пройти и присесть на коврики. Знаете ли вы, как называется этот предмет?
- Правильно, сундук. Опишите его?
- Сундук совсем старый: и краска на нем уже стерлась, и железное украшение кое-где сломалось – сундук прошлого века. А хотите, посмотреть, что в нем лежит?
- Как вы думаете, как можно открыть сундук?
- Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: «Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты, сундучок–сундучок, открывай-ка свой бочок!» Давайте вместе с вами скажем эти слова (произносим вместе слова).
- Повторим эти слова еще раз дружно, сказочно.
II. Основная часть:
1. Д\и «Секрет сундука».
- Сундук открывается – секрет появляется! Что же это за секрет? (достаем, рассматриваем предметы, называем их: берестяная корзинка, туесок, кукла-закрутка, лоскутное одеяло, лоскутная подушка, щепная птица счастья, деревянная ложка, деревянный ковш).
- Ребята, а вы знаете, кто мог делать такие берестяные изделия? (мастера-мужчины).
- А что такое береста?
- Береста – это кора березы. А с каких берез можно срезать ее?
- Снимали ее весной только с поврежденных и поваленных деревьев чтобы не повредить берёзы. Зимой мастера – мужчины занимались берестоплетением (хоровое повторение, делали деревянную посуду, щепных птиц.
- А кто шил лоскутные изделия?
- У женщин – рукодельниц ни один лоскуточек не пропадал, они шили лоскутные вещи, делали куклы – закрутки из ткани для своих детишек.
- Но не только женщины делали кукол своим детям. Такие же девочки, как вы вертели кукол. В некоторых семьях насчитывалось до 100 куколок. Считалось, что чем больше кукол в доме, тем дружнее и счастливее семья. Эти виды народного творчества сохранились и до наших дней.
- Ребята, посмотрите, в сундуке лежит книга, а в ней написана старинная легенда об одном предмете из нашего сундука. О каком, вы узнаете, отгадав загадку:
Меня сизокрылым все с детства зовут.
Как символ счастья и любят, и чтут.
(голубь)
- Правильно, это голубь – щепная птица счастья.
- Слушайте легенду и смотрите на экран.
2. Рассказывание легенды про птицу счастья с показом презентации.
- На далёком севере в Архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?” Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко…”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну.
Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.
Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и солнышко!” С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её “святым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.
- Вот такая легенда про птицу счастья. У кого птица счастья появляется в доме, у того – всегда тепло и уютно.
- Есть ли у вас дома птица счастья? А вы хотели бы сделать такую птичку?
- Я вам предлагаю вместе сделать птицу счастья. Вы согласны?
- Только давайте сначала отдохнем и разомнем наши пальчики.
3. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
Прилетело сто грачей.
И сугробы тают, тают.
И цветочки вырастают.
4. Рассматривание птички.
- Давайте, рассмотрим, какие части есть у нее (ответы детей).
- Что пышнее хвостик или крылышки? Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Как вы думаете, из чего можно сделать птичку? (варианты ответов детей) А из чего мы можем сделать птичку сейчас? (ответ – из бумаги).
- Давайте сделаем птичку из бумаги.
- Проходите и присаживайтесь за столы.
5. Поиск алгоритма выполнения птицы
- Как вы думаете, с чего можно начать изготовление птицы?
6. Поэтапный показ изготовления птички с одновременным совместным выполнением детьми (под спокойную музыку)
- Хорошо, давайте начнем выполнение. С чего мы можем начать выполнение? (дети называют порядок выполнения птички по желанию).
Тело птички: Трафарет тела птички, накладываем на лист плотной бумаги, сложенной пополам, обводим, и вырезаем.
Крылья: Большой лист бумаги, сгибаем его по намеченной линии, затем переворачиваем, снова сгибаем, переворачиваем и сгибаем весь лист бумаги, чтобы получилась «гармошка». Крепко проводите пальчиком по сгибу.
Полученную гармошку сгибаем пополам.
Хвостик: Сгибаем, гармошкой второй лист бумаги.
Сборка элементов поделки: Склеиваем 2 части туловища, оставляя незаклеенным место, куда приклеим хвостик. Кончик хвостика намазываем клеем с двух сторон и приклеиваем внутрь.
Делаю прорезь в заготовках туловища птички, чтобы вставить крылышки.
Дети аккуратно вставляют крылышки в прорезь до сгиба.
В процессе называния последовательности выполнения птички, прикрепляю на доску схему, обращаю внимание детей на нее.
/Дополнительные вопросы для диалога с детьми в процессе изготовления поделки/
- Как вы думаете, почему лист сложен пополам?
- Трафареты у вас разные, вы можете выбрать понравившийся. Уточню, что трафарет тела с ровной спинкой, мы будем прикладывать ровно к сгибу. Почему?
-Для чего нужно крепко проводить пальчиком по сгибу, делая крылья и хвостик?
- Как вы думаете, как можно прикрепить крылья и хвостик к туловищу птицы?
6 Индивидуальная помощь, подсказка.
- Наши птички готовы. У настоящих щепных птиц глаза и клювик не прорисовывали. Но это ваша птичка, и вы можете ее украсить и вырезами на крылышках и хвостике, и дорисовать свой узор, проявить свое творчество.
- Предлагаю вам выйти из-за столов на середину, встать в круг и показать птичек друг другу.
- У вас получились замечательные птички, каждая по своему хороша, потому что вы очень старались, и помогали друг другу.
- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали, чему научились?
- Вы помните почему эти птички называются птичками счастья? Сможете научить своих друзей делать птички счастья?
- Здорово, значит на земле прибавится у людей счастья!
III. Заключительная часть
- Приложите свои птички к сердцу, закройте глаза и подумайте, кому бы вы хотели пожелать счастья? Может подарите птицу или оставите себе?
- Можно открыть глаза. Кто-нибудь из вас хочет сказать, кому бы хотел пожелать счастья?
- Вы очень доброжелательные и отзывчивые дети.
- Мы сегодня узнали секрет старинного сундука, увидели предметы народного творчества нашего края. Изделия настоящих мастеров вы можете увидеть в музее деревянного зодчества Малые Корелы. Сделали птицу счастья. Вы стали настоящими мастерами и сможете подарить птичку и частичку своего тепла и души родным, близким или друзьям.