Ольга Гайдина
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Проказы зимушки — зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счёту месте?
Доминирующая область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)
Интеграция областей: коммуникация, социализация, физкультура.
Образовательные задачи:
Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма,
Вести прямой и обратный счет до 10, находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Проказы зимушки — зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Вести порядковый счет, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы,
Выкладывать множество с заданным количеством элементов,
Учить выполнять игровые действия.
Развивающие задачи: развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.
Материал: письмо, карточки с загадками, цифровой ряд 1-10, разноцветные снежинки, елочка с игрушками, набор геометрических фигур, д/и «Отгадай по описанию», д/и. «Найди пару», сигнальные карточки.
Предварительная работа. Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Что лишнее?» (классификация геометрических фигур по одному- трём признакам, «Соседи числа».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: письмо, конверт.
Воспитатель: Правильно письмо. Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его:
Дорогие ребята,
Пишет вам зимушка-зима.
Хотите, чтобы я пришла?
Все снегом белым замела?
Чтоб смогли построить горку
Кати, Павлики, Егорки?
Чтоб смогли скатиться с санок
Вани, Сони и Оксаны?
На коньках по льду скользить?
У елки хоровод водить?
Выполняйте все заданья,
Проявляйте вы вниманье,
Постарайтесь и тогда,
все укатаю в снега.
Воспитатель: Ребята, кто же написал письмо?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, хотите, чтобы пришла настоящая снежная зима?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте приступим к выполнению заданий, но зима хитрая, все задания «заморозила», чтобы их разморозить надо отгадать ее загадки.
2. Количественный и порядковый счет
Воспитатель: Итак, первая загадка:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Дети: Снежинка.
Воспитатель: Правильно снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима.
Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего снежинок? Давайте сосчитаем от одного до десяти. От десяти до одного.
Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 и 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Воспитатель: Назовите соседей числа 4? Дети: 5 и 3.
Воспитатель: Назовите соседей числа 7?
Дети: 6 и 8.
Воспитатель: Назовите соседей числа 3?
Дети: 2 и 4.
Воспитатель: Назовите, какого цвета снежинки? (на доске 6 снежинок разных цветов)
Дети: синяя, малиновая, белая, красная, желтая и фиолетовая.
Воспитатель: Какая по счету белая снежинка?
Дети: третья.
Воспитатель: Какая по счету синяя снежинка?
Дети: первая.
Воспитатель: Какая по счету желтая снежинка?
Дети: пятая.
Воспитатель: Какого цвета четвертая по счету снежинка?
Дети: Красная
Воспитатель: Какого цвета шестая по счету снежинка?
Дети: фиолетовая
Воспитатель: Отлично справились с этим заданием. Попробуем отгадать следующую загадку.
3. Образование множеств с заданным количеством элементов.
Работа с демонстрационным и раздаточным материалом
Воспитатель: У нее одежки колки: Все иголки, да иголки.
Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож".
Приходит с подарками, блестит огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год - главная. (Елка.)
Дети: елка.
Воспитатель: Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками)
Воспитатель: Игрушками какой формы украшена наша елка? (круглой и квадратной). Кто поможет мне выбрать круг? (вызывается один ребенок к доске)
Воспитатель: Что мы знаем о Круге? (у круга нет углов)
Дети: у круга нет углов.
Воспитатель: У какой еще геометрической фигуры нет углов? (овал)
Дети: у овала.
Воспитатель: Кто поможет мне выбрать овал? Молодец!
Воспитатель: А кто может выбрать квадрат? Что мы о нем знаем? (у квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны ровны).
Дети: у квадрата четыре угла.
Воспитатель: Молодцы! А теперь выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке. (4) Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы. (8)
Воспитатель: Сколько вы выложили квадратов? Давайте проверим.
Дети: 4
Воспитатель: Сколько кругов?
Дети: 8
Воспитатель: Чего больше кругов или квадратов?
Дети: кругов
Воспитатель: А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке (5). А во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек. (3)
Воспитатель: Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Дети: красных
Воспитатель: Каких меньше?
Дети: желтых
Воспитатель: А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный. Какая фигура здесь лишняя? (из 3–ех фигур – синий круг, желтый круг и зеленвй квадрат – выбрать лишнию). Почему, объясните.
Дети: квадрат лишний, потому что у квадрата есть четыре угла и они равные, а у кругов нет углов.
4. Физкультминутка «Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ
Мы хлопаем руками
Хлоп, хлоп, хлоп
Качаем головой
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем Мы руки разведем
И побежим кругом.
5. Дидактическая игра «Отгадай по описанию»
Воспитатель: Уже две загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать третью:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Дети: снеговик
Воспитатель: Правильно, снеговик. Посмотрите, сколько снеговиков дарит нам зима, все они разные. Чем же они отличаются? (выставляются 4 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц»)
Воспитатель: Давайте, ребята, поиграем, я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю и сказать под каким номером этот снеговик.
Проводиться дидактическая игра «Отгадай по описанию»
Воспитатель: У этого снеговика нос морковкой, бантик красный и в руке метла. Под каким номером этот снеговик? (2)
Дети: 2
Воспитатель: У этого снеговика есть пуговицы, шарфик синего цвета и держит коробочку в руке. Под каким номером я описывала снеговика? (3)
Дети: 3
Воспитатель: У этого снеговика есть разноцветный шарфик, валенки на ногах и несет под мышкой елочку. Под каким номером это снеговик? (1)
Дети: 1
Воспитатель: У этого снеговика есть шляпа, шарфик разноцветный и на руках варежки черного цвета. Под каким номером я описывала снеговика? (4)
Дети: 4
Воспитатель: Молодцы ребята!
6. Дидактическая игра «Найди пару»
Воспитатель: Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка?
Две сестрички,
Две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
Дети: варежки
Воспитатель: Правильно. Варежки носят по одной?
Дети: нет
Воспитатель: Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек. (из 4 варежек необходимо выбрать 2 одинаковые)
Проводиться дидактическая игра «Найди пару»
7. Работа с сигнальными карточками.
Дидактическое упражнение «Это правда или ложь»
Воспитатель: А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить и все о ней знаем. Если то, о чем я говорю – правда, вы поднимаете синею карточку, если ложь, красную карточку.
Воспитатель: Зимой метет метель. (синяя карточка). Зимой цветет сирень. Красная карточка). Зимой можно кататься на лыжах. (синяя карточка). Зимой медведь спит. (синяя карточка). Зимой можно играть в снежки. (синяя карточка). Дед Мороз приходит зимой. (синяя карточка).
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны!
8. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все задания мы выполнили.