Татьяна Бичикова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «На помощь Алёнушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
«На помощь Алёнушке»
Автор разработки:
Бичикова Т. А. ,воспитатель
МБДОУ «Д/С «Ромашка»
2015год
Пояснительная записка
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе „На помощь Алёнушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Данное занятие было составлено и проведено по мотивам сказки «Гуси – лебеди». Оно предназначено для детей подготовительной группы. Занятие проводилось в конце года, следовательно, здесь идет повторение пройденного материала.
Были поставлены задачи:
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий:овладевать количественной характеристикой временных эталонов, учить решать логические задачи, проявлять смекалку, находчивость, закрепить знания о составе числа от5-20, воспитывать учебные навыки, умение сотрудничать, анализировать
«Социально – коммуникативное развитие» : развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, умение адекватно оценивать собственные возможности.
Задачи ОО в интеграции:
Физическое развитие» : способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого, сочувствовать, реагировать на гнев другого, переживать печаль
Для проведения данного занятия требуется следующее оборудование и материалы : волшебный цветок на стойке, карточки с цифрами, мяч, печка с пирогами, ножницы, карточки для игры «Соседи числа», яблоня с яблоками, лазер, 5шт. гусей, перья серые и белые, ткань белая и голубая,рыбки белые. синие, голубые, яблоки, кукла мальчика, 3 баночки с водой, магнитофон, подушки массажные с разными наполнителями, карандаши, счетные палочки, иллюстрация по сказке.
Предварительная работа с детьми :
Отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, работа в парах, индивидуальные занятия.
Условия для проведения:
Группа детского сада или музыкальный зал.
По периметру группа оформлена в стиле сказки, все оборудование прикрыто тканью, чтобы создать эффект неожиданности. По стене развешены белые гуси. Для сюрпризного момента изготовлен сказочный цветок, украшен гирляндой. Для экспериментальной деятельности имеется аквариум с магнитными рыбками, разные удочки и сачки, для фокуса-банки с водой.
Методические приё мы:
Релаксация перед занятием.
Игровой прием (использование сюрпризных моментов).
Наглядный метод (использование иллюстрации).
Словесный метод
Метод проблемных ситуации,
Поисковая деятельность
Физ. минутка, зрительная гимнастика по методике Базарного
Поощрение.
Рефлексия
Структура занятия :
Игровая ситуация: путешествие по сказке «Гуси-лебеди», проблемная ситуация, решение задач, решение примеров, фокус-эксперимент, запись знаков больше-меньше, конструктивная деятельность выкладывание из счетных палочек, рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети заходят в группу, и звучит голос Иванушки. Зовет на помощь.
Воспитатель: Ребята, кто это? Как вы его узнали? Что мы сможем сделать?
(Дети предлагают разные варианты)
Воспитатель: А как мы можем оказаться у бабы Яги? (варианты детей, замечают красивый, мигающий цветок, делают предположения, что он волшебный и с его помощью мы можем оказаться в сказке и помочь Иванушке (звучит музыка «В гостя у сказки»)
Воспитатель: дети берутся за руки и закрывают глаза.
Волшебный цветок, в сказку веди,
Не дай, цветок, ослабнуть в пути.
Ты смелость и знания нам подари
И сказку волшебную ты оживи!
Открывают глаза, видят иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди».
Воспитатель:
-Из какой это сказки?
-Что сделала девочка (заигралась)
-А как вы думаете, в какие игры она играла? (ответы детей)
И мы с вами сейчас поиграем в игры, которые играла Машенька.
Игровое упражнение: «Посчитай»
А) я задумала число: если к нему прибавить 1, то получится число 9,10, 7,16, 13, 5. Какое число я задумала?
Б) Игра по карточкам «Назови соседей числа»
В) Покажи число, которое на 1 больше, чем число 8, 4, 6, 9.(На числовом веере)
Воспитатель: Когда Машенька наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой, а что же было дальше?
Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и унесли его на крыльях.
Воспитатель: Ребята, какую ошибку совершила Машенька? (беседа с детьми по ОБЖ)
-А хотите узнать, сколько было гусей?
-Послушайте загадку и узнайте:
Два гуся летят над нами,
Два других за облаками,
Три спустились на ручей,
Сколько было всех гусей?
(Гуси развешаны по группе, дети находят их глазами, считают, затем предлагаю сильно зажмуриться и проследить за светящейся точкой от лазера, который подводит взгляд к перьям на полу).
Воспитатель: Что это? Возьмем с собой в дорогу, может они нам пригодятся. (Дети вешают перья себе на грудь, перья двух цветов, так дети поделятся на подгруппы)
-Бросилась Машенька догонять гусей. И увидела на своем пути?
Дети: Печку.
Воспитатель: Правильно печку.
«Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?»
А печка ей в ответ: «Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу».
(Достают из печи 2 больших пирога)
Воспитатель: Ребята, у нас только 2 пирожка, а вас много. Что будем делать? (Ответы детей)
У меня есть предложение : дети с белыми перышками подойдут к одному столу, серые к другому и договорятся, как поделить пирог на свою компанию, чтобы никто не обиделся.
Дети: на 4 части. (Дети разрезают, деление предмета на 4 равные части).
Выполнила Машенька задание и сказала ей печка, куда гуси улетели. Бежит Машенька дальше и видит, стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька ей в ответ: «Я скажу, если ты съешь моего яблочка»
-Ребята, на каждом яблоке написан пример, кто решит пример, тот поможет яблоньке. (Дети присаживаются на лужайке и по очереди срывают яблоки, решают примеры)
Воспитатель: А дальше встретилась Машеньке на пути речка с кисельными берегами. Но Машенька не знает, как через нее перебраться. Давайте ей поможем, спросим у речки.
Воспитатель: А речка отвечает: «Я помогу, если вы выполните мое задание. Я хочу быть рекой с красивой синею волной и бирюзовою водой, и чтобы в моей воде плавали волшебные рыбки»
Эксперимент: (В аквариуме плавают магнитные рыбки, дети решают, с помощью чего будут ловить рыб)
-Каждая рыбка приносит с собой задачу на логическое мышление, при этом используем сказочный элемент (Фокус, если решили две задачи правильно, вода в банке окрашивается в белый цвет, еще две – синий и зеленый. (Стоят банки с водой, у которых крышки обмазаны краской и при взбалтывании вода окрашивается в определенный цвет)
Задачи:
-У девочки 10рублей. Сколько она может купить карандашей? Почему?
-Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
- В теплые края летели птицы 2 журавля и 2 синицы. Сколько птиц
летело в теплые края?
- Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи?
-У стола 4 угла. Если один отпилить, сколько углов останется?
- У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько
ног у животного?
-Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если он встанет на одну ногу?
Воспитатель: Молодцы, ребята все справились с заданием.
Воспитатель: Бежала, бежала Машенька в поисках братца, устала и решила она немного отдохнуть.
Физминутка: «Как живешь?»(2раза)
Воспитатель: Посмотрите, речка нам разложила камушки, чтобы мы могли пройти на тот берег (дети снимают обувь и по массажным мешочкам переходят речку по цифрам от большего к меньшему)
Дети находят конверт с заданием от Бабы Яги с заданием. (На две команды карточка с заданием для расстановки знаков больше-меньше. Дети разбиваются на подгруппы и сами делают вывод, что нужно делать)- социоприем
Воспитатель: Ребята, чтобы точно убедиться, что вы все выполнили правильно, проверим задание друг у друга.
Побежала девочка дальше. Что же увидела Маша?
Дети: Избушку!
(Аудиозапись. Голос бабы Яги)
Воспитатель: Не трогай, баба Яга, Иванушку! Мы тебе хотим подарок сделать! Новую, красивую избушку.
-Дети по подгруппам выкладывают по образцу домик из счетных палочек
Баба Яга: Ну и молодцы! Так и быть, забирайте скорей своего Иванушку и уходите, пока я не передумала! До свидания!
Дети забирают куклу Иванушку, он их угощает яблоками. Подходят к цветку, где их ждет Аленушка.
Воспитатель: Ну вот, Аленушка, твой братец Иванушка. Наши ребята вызволили его от бабы Яги, справились со всеми заданиями и ответили правильно на все вопросы.
Ребята, а какие задания вы выполняли? Какое было интересное? Какое задание было трудным? (рефлексия)
Аленушка: Спасибо вам большое ребята! До свидания!
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад (подходят к цветку, закрывают глаза, говорят волшебные слова)
Литература:
1. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность
старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. –
С. 4-12.
2. Колесникова Е. В. Математика в детском саду для детей 6-7 лет. --- М. : ТЦ Сфера, 2004. – 32с.
3. Мезенцева В. Н, Власенко О. П. Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа / авт. – сос. В. Н. Мезенцева, О. П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012. – 76с.
4. Михайлова, З. А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. - М. : Речь, 2000.