МААМ-картинки

Мастер-класс с педагогами «Организация утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста»

Татьяна Скороходова
Мастер-класс с педагогами «Организация утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить педагогов с современными приемами и подходами к проведению утренней гимнастики в ДОУ, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, успешное формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников.

Задачи:

• Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями дошкольников.

• Осветить задачи и значение утренней гимнастики для дошкольников.

Инструктор по физической культуре: «Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас на нашем мастер-классе. Вначале мероприятия хочу вам загадать загадку. Отгадав её, вы узнаете тему нашего мастер-класса.

Ранним утром мы проснулись.

Потянулись, улыбнулись.

Отличное есть средство,

Чтоб быть здоровым с детства,

Для всех по распорядку

С утра нужна. (зарядка)

Тема нашей встречи сегодня «Организация утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста».

Предлагаю воспитателям проверить, насколько активно они заботятся о своем здоровье и способствуют его укреплению.

Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".

Воспитатели становятся в одну линию и по-очереди называют то, что они делают для того, чтобы быть здоровыми. За каждый ответ даётся лепесток.

Инструктор по физической культуре: «Все мы увидели, что вы уделяете достаточно внимания своему здоровью, заботитесь о нём. А теперь давайте с вами соберём цветок из лепестков, которые у вас в руках и увидим, что же гарантирует нам здоровье».

Каждый воспитатель подходит и приклеивает лепесток к кругу, на котором написано «Здоровье».

Инструктор по физической культуре: «Ну вот вам и ответ, почему так важно уделять внимание себе и своему здоровью. Здоровье – это жизнь, богатство, красота, молодость, энергия, счастье, сила».

- Наша профессия обязывает нас педагогов, в первую очередь, заботиться о здоровье наших воспитанников. В детском саду ежедневно проводятся с дошкольниками различные формы работы по физическому воспитанию, которые представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных задач, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:

1. Физкультурные занятия.

2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия).

3. Активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья, каникулы).

4. Самостоятельная двигательная деятельность.

5. Домашние задания по физкультуре.

6. Индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

7. Секционно – кружковые занятия.

- Уважаемые педагоги, мне бы хотелось поговорить с вами о таком важном элементе двигательного режима и средстве для поднятия настроения, как утренняя гимнастика в детском саду. Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желание ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.

Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Как правило, вводная часть включает в себя построение, перестроения, различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания).

Основная часть – это комплекс общеразвивающих упражнений, при подборе которых нужно руководствоваться следующими требованиями:

упражнения должны быть:

• для всех групп мышц

упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

упражнения для мышц туловища;

упражнения для мышц ног;

• из разных исходных положений

стоя, сидя, лёжа на спине и животе и т. д. ,

• разной интенсивности, темпа;

• с различными предметами

флажки

платочки

султанчики

кубики

верёвочки

обручи

мячи

ленты и т. п. ;

• без предметов;

• с ритмично-музыкальным сопровождением;

• в различных построениях и обязательно интересными для детей.

Комплекс ОРУ для утренней гимнастики берётся с физкультурных занятий и повторяется две недели.

Количество упражнений зависит от возраста детей. Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. Руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:

• построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;

• раздача пособий;

• способы подачи упражнений;

• контроль в ходе выполнения детьми упражнений.

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе, лёгкий бег, а также игры малой подвижности для восстановления дыхания. Включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию: упражнения на восстановление дыхания, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.

Местом проведения утренней гимнастики может быть физкультурно – музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада. Необходимо соблюдать требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмичного сопровождения используется бубен, счёт, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).

Используются разные формы проведения гимнастики:

- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

- обыгрывание какого-нибудь сюжета «На прогулке», «Зайчата», «Мышата», «Мы на луг ходили» и т. п. ;

- с использованием ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).

Продолжительность гимнастики:

1 младшая группа – 4-5 мин

2 младшая группа – 5-6 мин

Средняя группа – 6-8 мин

Старшая группа – 8-10 мин

Подготовительная группа – 10-12 мин

Количество ОРУ в комплексе.

Возрастная группа. Количество упражнений.

1 младшая группа 4

2 младшая группа 4-5

Средняя группа 5-6

Старшая группа 6-7

Подготовительная группа 6-8

Дозировка (повторы) ОРУ в комплексе.

Возрастная группа На плечевой пояс На туловище и ноги

1 младшая группа 4 раза 3-4 раза

2 младшая группа 5-6 раз 4-5 раз

Средняя группа 6-8 раз 5-6 раз

Старшая группа 8-10 раз 6-8 раз

Подготовительная группа 10-12 раз 8-10 раз

В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем.

В старших группах педагог старается дать четкое объяснение вместо показа упражнения, используется также показ ребенка.

После выполнения утренней гимнастики используются различные речёвки, которые помогают ребёнку в развитии памяти, мыслительных процессов, а также умение рассказывать громко, дружно, сохраняя единый темп речи и мысли.

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

«Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна. От лени и болезни спасает нас она»

«Спорт здоровье нам даёт, не болеем круглый год!»

«Каждый день зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым!»

«Чтоб расти и закаяться не по дням, а по часам,

Нужно спортом заниматься и зарядку делать нам!»

«Зарядку делаем с утра – здоровы будем мы всегда!»

«Чтобы день твой был в порядке, начинай его с зарядки!»

В последнее время часто в работе с детьми используются различные нейроигры. Это специальные игровые комплексы, основанные на принципах нейропсихологии. Они направлены на стимуляцию различных участков мозга и развитие психических процессов у детей.

Рассказываю и показываю педагогам, какие нейроигры можно использовать во время проведения утренней гимнастики.

Обучение играм.

Игра «Успей первым»

Цель: развивать внимание и быстроту реакции.

Оборудование: цветные мячи, обручи для каждой пары детей.

Ход игры: Дети стоят в парах напротив друг друга, между ними обруч с мячами. Повторяют за педагогом разные движения, затем педагог называет цвет, который есть в обруче и ребенок должен быстро взять его.

Игра «Классики»

Цель: развивать внимание, мышление, умение выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

Оборудование: обручи.

Ход игры: Обручи расположены по принципу классиков. Дети выполняют прыжки из обруча в обруч с продвижением вперёд (ноги вместе - ноги врозь).

Обучение массажу, который может применяться в утренней гимнастике.

Идёт по спинке холодок – ок-ок-ок-ок

Дует сильный ветерок –ок-ок-ок-ок

Сделаю тебе массаж – аш-аш-аш-аш

Тебя согрею, друг ты наш – аш-аш-аш-аш

Плечи сильно разотру – тру-тру-тру-тру

А теперь я их помну – мну-мну-мну-мну

И тебя я обниму!

Предлагаю воспитателям выполнить комплекс утренней гимнастики для старшей группы в соответствии с методикой проведения.

Комплекс утренней гимнастики.

I Вводная часть

Построение в шеренгу

Повороты

Ходьба обычная

Ходьба на носках

Ходьба гимнастическим шагом

Ходьба приставным шагом

Бег обычный

Бег поскоками

Бег с остановками

Ходьба обычная

Перестроение тройками через центр зала

II Основная часть (с ленточными эспандерами)

1. и. п: о. с., лента захватывается двумя руками на ширине плеч.

вып: 1 - медленно растягивая ленту, поднять руки вверх над головой;

2 - и. п.

8 - 10 раз

2. и. п: лента под стопами соединённых ног, захват руками за концы ленты. вып: 1- упираясь стопами на ленту, поднять руки в стороны, удерживать положение растянутой ленты;

2 - медленно опускать руки вниз вернувшись в и. п.

8 - 10 раз

3. и. п: стоя, ноги на ширине плеч, лента захватывается двумя руками.

вып: 1 – поворот вправо, медленно растягивая ленту руками, поднять руки над головой;

2 – и. п.

3 - так же поворот влево;

4 – и. п.

6 – 8 раз

4. и. п: ноги на ширине плеч, руки с лентой опущены вниз

вып: 1(3) – наклон вперёд, руки вытянуть вперёд

2(4) – и. п.

6 – 8 раз

5. и. п: правой ногой сделать шаг назад и наступить на ленту для упора; левая нога впереди, захват руками тот же.

вып: 1 - поднять прямые руки в стороны и лентой подтягивать назад – вверх выпрямленную правую ногу;

2 – и. п.

3 – поднять прямые руки в стороны и лентой подтягивать назад – вверх выпрямленную левую ногу

4 - и. п.

по 5 раз

6. прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой

вып: 1 – прыжком ноги врозь, руки с лентой вытянуть вперёд

2 – и. п.

25 – 30 сек

III Заключительная часть.

Ходьба обычная

Нейроигра «Успей первым»

Упражнение на дыхание

Массаж друг другу

Ходьба по дорожкам для профилактики плоскостопия

Обращаю внимание педагогов на массажные коврики, которые используются в основном во время проведения утренней гимнастики и после дневного сна. Предлагаю изготовить своими руками дорожку для профилактики плоскостопия, которую впоследствии можно использовать в работе с детьми.

Изготовление педагогами дорожки из подручного материала, подготовленного заранее.

Подведение итогов. Вопросы для педагогов:

1. Что такое утренняя гимнастика?

2. В какое время суток проводится утренняя гимнастика?

3. Сколько частей в комплексе утренней гимнастики?

4. Место проведения утренней гимнастики?

5. Сколько дней, недель повторяется один комплекс утренней гимнастики?

6. Что используется для ритмичного сопровождения утренней гимнастики?

7. Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах?

Упражнение психотренинга. Педагоги пишут на листочках пожелания своим коллегам, кладут их в шкатулку (корзинку). После этого каждый берёт по одному листочку и читает пожелание, которое ему досталось.

- Уважаемые педагоги, спасибо за внимание!

Надеюсь, мастер-класс был для вас полезным, т. к. именно совместные усилия работников ДОУ, единство требований к организации и проведению утренней гимнастики будут способствовать развитию двигательной активности детей, укреплению их здоровья.

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для дыхательной гимнастики «Самолётик» с детьми дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению атрибутов для дыхательной гимнастики «Самолётик» с детьми дошкольного возраста «Самолётик», мастер-класс по изготовлению атрибутов для проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Подготовила Красикова.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Комплекс утренней гимнастики «На дачу к бабушке» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «На дачу к бабушке» 1. Сегодня мы с вами пойдем на дачу к бабушке. (Дети строятся парами, берутся за руки и идут за воспитателем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс с педагогами «Организация утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 марта 2025 в 14:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс с педагогами «Организация утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скороходова (УИ 184661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 марта 2025 вторник
Путешествуем в прошлое книги!
Время сдавать ГТО!
Откуда в кране вода?
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД