Татьяна Скороходова
Мастер-класс с педагогами «Организация утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с современными приемами и подходами к проведению утренней гимнастики в ДОУ, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, успешное формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников.
Задачи:
• Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями дошкольников.
• Осветить задачи и значение утренней гимнастики для дошкольников.
Инструктор по физической культуре: «Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас на нашем мастер-классе. Вначале мероприятия хочу вам загадать загадку. Отгадав её, вы узнаете тему нашего мастер-класса.
Ранним утром мы проснулись.
Потянулись, улыбнулись.
Отличное есть средство,
Чтоб быть здоровым с детства,
Для всех по распорядку
С утра нужна. (зарядка)
Тема нашей встречи сегодня «Организация утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста».
Предлагаю воспитателям проверить, насколько активно они заботятся о своем здоровье и способствуют его укреплению.
Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".
Воспитатели становятся в одну линию и по-очереди называют то, что они делают для того, чтобы быть здоровыми. За каждый ответ даётся лепесток.
Инструктор по физической культуре: «Все мы увидели, что вы уделяете достаточно внимания своему здоровью, заботитесь о нём. А теперь давайте с вами соберём цветок из лепестков, которые у вас в руках и увидим, что же гарантирует нам здоровье».
Каждый воспитатель подходит и приклеивает лепесток к кругу, на котором написано «Здоровье».
Инструктор по физической культуре: «Ну вот вам и ответ, почему так важно уделять внимание себе и своему здоровью. Здоровье – это жизнь, богатство, красота, молодость, энергия, счастье, сила».
- Наша профессия обязывает нас педагогов, в первую очередь, заботиться о здоровье наших воспитанников. В детском саду ежедневно проводятся с дошкольниками различные формы работы по физическому воспитанию, которые представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных задач, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:
1. Физкультурные занятия.
2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия).
3. Активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья, каникулы).
4. Самостоятельная двигательная деятельность.
5. Домашние задания по физкультуре.
6. Индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).
7. Секционно – кружковые занятия.
- Уважаемые педагоги, мне бы хотелось поговорить с вами о таком важном элементе двигательного режима и средстве для поднятия настроения, как утренняя гимнастика в детском саду. Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желание ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.
Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Как правило, вводная часть включает в себя построение, перестроения, различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания).
Основная часть – это комплекс общеразвивающих упражнений, при подборе которых нужно руководствоваться следующими требованиями:
упражнения должны быть:
• для всех групп мышц
упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц туловища;
упражнения для мышц ног;
• из разных исходных положений
стоя, сидя, лёжа на спине и животе и т. д. ,
• разной интенсивности, темпа;
• с различными предметами
флажки
платочки
султанчики
кубики
верёвочки
обручи
мячи
ленты и т. п. ;
• без предметов;
• с ритмично-музыкальным сопровождением;
• в различных построениях и обязательно интересными для детей.
Комплекс ОРУ для утренней гимнастики берётся с физкультурных занятий и повторяется две недели.
Количество упражнений зависит от возраста детей. Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. Руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:
• построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;
• раздача пособий;
• способы подачи упражнений;
• контроль в ходе выполнения детьми упражнений.
В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе, лёгкий бег, а также игры малой подвижности для восстановления дыхания. Включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию: упражнения на восстановление дыхания, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.
Местом проведения утренней гимнастики может быть физкультурно – музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада. Необходимо соблюдать требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмичного сопровождения используется бубен, счёт, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).
Используются разные формы проведения гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета «На прогулке», «Зайчата», «Мышата», «Мы на луг ходили» и т. п. ;
- с использованием ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).
Продолжительность гимнастики:
1 младшая группа – 4-5 мин
2 младшая группа – 5-6 мин
Средняя группа – 6-8 мин
Старшая группа – 8-10 мин
Подготовительная группа – 10-12 мин
Количество ОРУ в комплексе.
Возрастная группа. Количество упражнений.
1 младшая группа 4
2 младшая группа 4-5
Средняя группа 5-6
Старшая группа 6-7
Подготовительная группа 6-8
Дозировка (повторы) ОРУ в комплексе.
Возрастная группа На плечевой пояс На туловище и ноги
1 младшая группа 4 раза 3-4 раза
2 младшая группа 5-6 раз 4-5 раз
Средняя группа 6-8 раз 5-6 раз
Старшая группа 8-10 раз 6-8 раз
Подготовительная группа 10-12 раз 8-10 раз
В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем.
В старших группах педагог старается дать четкое объяснение вместо показа упражнения, используется также показ ребенка.
После выполнения утренней гимнастики используются различные речёвки, которые помогают ребёнку в развитии памяти, мыслительных процессов, а также умение рассказывать громко, дружно, сохраняя единый темп речи и мысли.
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
«Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна. От лени и болезни спасает нас она»
«Спорт здоровье нам даёт, не болеем круглый год!»
«Каждый день зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым!»
«Чтоб расти и закаяться не по дням, а по часам,
Нужно спортом заниматься и зарядку делать нам!»
«Зарядку делаем с утра – здоровы будем мы всегда!»
«Чтобы день твой был в порядке, начинай его с зарядки!»
В последнее время часто в работе с детьми используются различные нейроигры. Это специальные игровые комплексы, основанные на принципах нейропсихологии. Они направлены на стимуляцию различных участков мозга и развитие психических процессов у детей.
Рассказываю и показываю педагогам, какие нейроигры можно использовать во время проведения утренней гимнастики.
Обучение играм.
Игра «Успей первым»
Цель: развивать внимание и быстроту реакции.
Оборудование: цветные мячи, обручи для каждой пары детей.
Ход игры: Дети стоят в парах напротив друг друга, между ними обруч с мячами. Повторяют за педагогом разные движения, затем педагог называет цвет, который есть в обруче и ребенок должен быстро взять его.
Игра «Классики»
Цель: развивать внимание, мышление, умение выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.
Оборудование: обручи.
Ход игры: Обручи расположены по принципу классиков. Дети выполняют прыжки из обруча в обруч с продвижением вперёд (ноги вместе - ноги врозь).
Обучение массажу, который может применяться в утренней гимнастике.
Идёт по спинке холодок – ок-ок-ок-ок
Дует сильный ветерок –ок-ок-ок-ок
Сделаю тебе массаж – аш-аш-аш-аш
Тебя согрею, друг ты наш – аш-аш-аш-аш
Плечи сильно разотру – тру-тру-тру-тру
А теперь я их помну – мну-мну-мну-мну
И тебя я обниму!
Предлагаю воспитателям выполнить комплекс утренней гимнастики для старшей группы в соответствии с методикой проведения.
Комплекс утренней гимнастики.
I Вводная часть
Построение в шеренгу
Повороты
Ходьба обычная
Ходьба на носках
Ходьба гимнастическим шагом
Ходьба приставным шагом
Бег обычный
Бег поскоками
Бег с остановками
Ходьба обычная
Перестроение тройками через центр зала
II Основная часть (с ленточными эспандерами)
1. и. п: о. с., лента захватывается двумя руками на ширине плеч.
вып: 1 - медленно растягивая ленту, поднять руки вверх над головой;
2 - и. п.
8 - 10 раз
2. и. п: лента под стопами соединённых ног, захват руками за концы ленты. вып: 1- упираясь стопами на ленту, поднять руки в стороны, удерживать положение растянутой ленты;
2 - медленно опускать руки вниз вернувшись в и. п.
8 - 10 раз
3. и. п: стоя, ноги на ширине плеч, лента захватывается двумя руками.
вып: 1 – поворот вправо, медленно растягивая ленту руками, поднять руки над головой;
2 – и. п.
3 - так же поворот влево;
4 – и. п.
6 – 8 раз
4. и. п: ноги на ширине плеч, руки с лентой опущены вниз
вып: 1(3) – наклон вперёд, руки вытянуть вперёд
2(4) – и. п.
6 – 8 раз
5. и. п: правой ногой сделать шаг назад и наступить на ленту для упора; левая нога впереди, захват руками тот же.
вып: 1 - поднять прямые руки в стороны и лентой подтягивать назад – вверх выпрямленную правую ногу;
2 – и. п.
3 – поднять прямые руки в стороны и лентой подтягивать назад – вверх выпрямленную левую ногу
4 - и. п.
по 5 раз
6. прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой
вып: 1 – прыжком ноги врозь, руки с лентой вытянуть вперёд
2 – и. п.
25 – 30 сек
III Заключительная часть.
Ходьба обычная
Нейроигра «Успей первым»
Упражнение на дыхание
Массаж друг другу
Ходьба по дорожкам для профилактики плоскостопия
Обращаю внимание педагогов на массажные коврики, которые используются в основном во время проведения утренней гимнастики и после дневного сна. Предлагаю изготовить своими руками дорожку для профилактики плоскостопия, которую впоследствии можно использовать в работе с детьми.
Изготовление педагогами дорожки из подручного материала, подготовленного заранее.
Подведение итогов. Вопросы для педагогов:
1. Что такое утренняя гимнастика?
2. В какое время суток проводится утренняя гимнастика?
3. Сколько частей в комплексе утренней гимнастики?
4. Место проведения утренней гимнастики?
5. Сколько дней, недель повторяется один комплекс утренней гимнастики?
6. Что используется для ритмичного сопровождения утренней гимнастики?
7. Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах?
Упражнение психотренинга. Педагоги пишут на листочках пожелания своим коллегам, кладут их в шкатулку (корзинку). После этого каждый берёт по одному листочку и читает пожелание, которое ему досталось.
- Уважаемые педагоги, спасибо за внимание!
Надеюсь, мастер-класс был для вас полезным, т. к. именно совместные усилия работников ДОУ, единство требований к организации и проведению утренней гимнастики будут способствовать развитию двигательной активности детей, укреплению их здоровья.