Светлана Валерьевна Горбанева
Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР) «Строительные профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию лексико-грамматических средств языка
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Строительные профессии»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР) „Строительные профессии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Расширять и закреплять представления детей о профессиях людей, работающих на стройке. Уточнить и активизировать словарь по теме «Строительные профессии» (каменщик, крановщик, кровельщик, электрик, сварщик, плотник, маляр, слесарь, бетонщик, паркетчик, стекольщик, экскаваторщик, штукатур, бетономешалка, панелевоз, экскаватор, подъемный кран).
- Продолжать учить детей подбирать родственные слова.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать навык слогового анализа слов.
- Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование:
- Игра «Кто где живет?» ( картинки: скворец, свиньи, собака, медведь, ласточка, лиса, белка, корова, куры, рыбки).
- Картина с изображением многоэтажного дома.
- Мяч.
- Картинки с изображением строительных профессий.
- Набор «Машины на стройке».
- Предметы: рубанок, пила, молоток, гвозди, электрические провода, банка краски, клей, обои, кисти, ножницы, кирпич, мастерок, каска, отвертка, плоскогубцы, метр, стекло, стеклорез, лампочка.
- Кассы букв по количеству детей.
- Предметные картинки: пушка, ландыш, овощи, топор, нитки, иголка, кошка.
- 2 картинки с изображением домов и 2 схемы к словам «Мишка» и «Мушка».
- Силуэты домиков, цветные карандаши на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Рассматривание картины «На стройке», сюжетно-ролевая игра «Строители», заучивание стихотворений о строительных профессиях, физкультминутки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков.
- На свое место сядет тот, кто скажет, как называется дом, в котором живет… (показ картинок)
- Скворец? (Скворец живет в скворечнике.)
- Свиньи? (Свиньи живут в свинарнике.)
- Собака? (Собака живет в конуре.)
- Медведь? (Медведь живет в берлоге.)
- Ласточка? (Ласточка живет в гнезде.)
- Лиса? (Лиса живет в норе.)
- Белка? (Белка живет в дупле.)
- Коровы? (В коровнике.)
- Куры? (В курятнике.)
- Декоративные рыбки? (В аквариуме.)
2. Загадывание загадки.
- Отгадайте загадку:
Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
В этой башне мы живем,
И она зовется…
(И. С. Лопухина)
- Дом.
- Кто же живет в доме?
- Что может еще являться жильем человека? (Квартира, замок, дворец, хижина, изба.)
- У человека может быть и временное жилье. Какое временное жилье вы знаете? (Палатка, шалаш, гостиница, пещера.)
3. Подбор родственных слов к слову «дом».
- А сейчас мы поиграем с вами. К кому мой мячик попадет, тот родственное слово к слову «дом» назовет.
- Пирог, испеченный дома. (Домашний.)
- Человек, любящий дом, красоту и порядок в доме. (Домовитый.)
- Тот, кто больше всего любит быть дома, дома сидеть. (Домосед.)
- Все, кто живут дома вместе, в одной семье. (Домочадцы.)
- Сказочное существо, которое селится в домах, охраняет дом, но никому не показывается? (Домовой.)
- А если дом маленький, назовите его ласково. (Домик, домишко.)
- Назовите большой, огромный дом. (Домище.)
- Сейчас я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь, каким словом (от слова дом) надо закончить каждую вторую строчку.
«Гном и дом».
Жил да был весёлый гном,
Он в лесу построил… (дом).
Рядом жил поменьше гномик,
Под кустом он сделал… (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… (домишко).
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был (домосед).
А за печкой, за трубой
Жил у гнома (домовой).
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный… (домовитый).
Мох, калину, зверобой –
Все из леса нёс (домой).
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас (домашний).
Вечером привык встречаться
Гном с любимым (домочадцем).
Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в (домино).
Каждый день соседи – гномы
Навещали деда (дома).
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот (дом).
4. Беседа о профессиях строителей.
- Кто строит дома? (Строители.)
- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? Сначала назовите мне такие строительные профессии, в которых столько слогов, сколько раз я хлопну. (2 хлопка)
- Назовите мне строительные профессии, в названии которых 2 слога. (Сварщик, плотник, маляр, слесарь.)
- А теперь профессии, в названии которых столько слогов. (Логопед хлопает три раза).
- Сколько слогов? (Три.)
крановщик кровельщик
паркетчик стекольщик
каменщик штукатур
бетонщик электрик
5. Дидактическая игра «Кто что делает?».
- Прежде чем строить дом, роют котлован – большую яму. Какая машина поможет быстро вырыть котлован? (Экскаватор.)
- Кто управляет экскаватором? (Экскаваторщик.)
- Затем закладывают фундамент - основание для стен. Кладут плиты из бетона. Бетон делают из песка, цемента, воды. Кто делает эту работу? (Бетонщик.)
- А помогает ему в этом специальная машина. Как называется эта машина?
(Бетономешалка.)
- Как вы думаете, что строители будут делать потом? (Возводить стены.)
- Кто возводит стены? (Каменщик.)
- Какая машина помогает каменщику поднимать кирпичи на этажи? (Подъемный кран.)
- Кто управляет этой машиной? (Крановщик.)
- Кто делает крышу в доме? (Кровельщик.)
- Можно ли жить в таком доме? Уютно ли будет в доме? Чтобы стены были ровные, кого мы позовем? (Штукатура.)
- Красивые ли комнаты будут в доме? Чтобы стены стали красивыми, на них наклеивают обои, потолок белят. А кто делает эту всю работу? (Маляр.)
- Кто делает окна, двери? (Плотник.)
- Стекла вставляет. (Стекольщик.)
- Паркет кладет… (Паркетчик.)
- Можно ли теперь жить в доме? Почему в доме холодно? (Нет тепла, света.)
- Кто делает эту работу? Устанавливает батареи, краны? (Слесарь.)
- Проводит электричество? (Электрик.)
6. Физкультминутка.
Целый день тук да тук. Дети изображают удары молотком.
Раздается звонкий стук. Закрывают уши руками.
Строим дом, дом большой Вновь изображают удары молотком.
И с окошком, и с трубой. Показывают «окошко», «трубу».
Кладем кирпич за кирпичом, Широко разводят руки в стороны.
Растет этаж за этажом. Тянутся на носочках.
И с каждым часом, с каждым днем Поднимают руки вверх.
Все выше, выше новый дом. Подпрыгивают на месте.
7. Игра «Транспорт на стройке».
- Какие машины помогают быстро построить дом и облегчить труд строителей? (Подъемный кран, грузовая машина, панелевоз, самосвал, бетономешалка, экскаватор.)
(Дети подходят к столу и отбирают транспорт, который необходим на стройке).
8. Игра «Кому что нужно для работы?», «Найди лишний предмет».
Логопед выставляет предметы и называет их.
- Рубанок, пила, молоток, гвозди, электрические провода.
- Назовите лишний предмет. (Электрические провода.)
- Рубанок, пила, молоток, гвозди. Кому нужны эти инструменты в работе?
(Плотнику.)
(Банка краски, клей, обои, кисти, ножницы, плоскогубцы?
(Краска, клей, обои, кисти, ножницы нужны маляру.)
- Кирпич, мастерок, каска, отвертка? (Каменщику.)
- Метр, стекло, стеклорез, электрическая лампочка? (Стекольщику.)
- А какие же у нас оказались лишние предметы? (Электрические провода, плоскогубцы, отвертка, лампочка.)
- Кому нужны эти предметы в работе? (Электрику.)
9. Упражнение на развитие звукового синтеза слов.
- А теперь я вам загадаю строительную профессию, а вы попробуйте отгадать. В этом вам помогут картинки на панно. Вы должны по начальным звукам предметов, изображенных на картинках, выложить слово из букв разрезной азбуки. И это слово будет отгадкой.
Картинки: пушка, ландыш, овощи, топор, нитки, иголка, кошка. (Плотник.)
10. Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Приходит домовой.
- Мне кажется, что кто-то к нам пришел. Здравствуй, ты кто?
- Я домовой Кузьма.
- Ребята, а вы знаете кто такой домовой?
- Да, это сказочное существо, которое селится в домах, охраняет его, но никому не показывается.
Домовой. А вот и нет. Вовсе не сказочное, а реальное. Действительно, мы домовые живем в домах, охраняем их и еще приносим в дом счастье.
Логопед. А как ты оказался в детском саду?
Домовой. Мой дом, деревянную избу, где я жил 100 лет, снесли, и я остался без жилья. Вот пока поселился в детском саду.
Логопед. А что это у тебя в руках?
Домовой. А это мой сундучок, а сундучок не простой, а с играми-загадками. Моя игра называется «Мишка и Мушка».
Мишка брел лесной опушкой.
Повстречался Мишка с Мушкой,
Закричала Мушка грозно:
- Уходи, пока не поздно!
Гром тут грянул, как из пушки,
Убежал медведь с опушки.
Мушка кличет: - Эй, друзья!
Прогнала медведя я!
(А. Босев, перевод с болгарского В. Викторова)
Домовой показывает две картинки с изображением домов и схемы слов Мишка (ЗКССК) и Мушка (СКССК).
Домовой. В каком домике живет Мишка? Где домик Мушки?
- Ребята, найдите Мишке и Мушке свой домик. Для этого четко произнесите слово, вслушайтесь в его звучание. Определите первый и последний звуки в слове. Найдите гласные звуки и представьте все звуки по порядку.
(Дети выполняют задание).
- Нам, Кузьма, очень понравилась твоя игра. А какие ещё ты игры предложишь нам?
- Хитренькие какие, я лучше в следующий раз приду и игру вам подарю.
- Кузьма, а что это ты вдруг загрустил?
- А как же мне не грустить, у всех есть дом, у Вани, и у Маши, а у меня нет.
- Ну что, это дело поправимое, мы тебе поможем.
(Дети штрихуют силуэты домиков горизонтальными линиями цветными карандашами).
11. Итог.
Домовой. Какие у вас красивые домики получились!
Логопед предлагает подарить домики Кузьме и приглашает его ещё в гости.
Радостный Домовой благодарит детей и уходит.