Елена Бутова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умения составлять слова сложной слоговой структуры.
- Совершенствовать умения детей использовать выразительные средства языка.
-Расширить и закрепить представление детей о зимующих птицах (внешнем виде, повадках, питании)
- Продолжать развивать умения внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
-Развивать логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие, общую моторику, координацию.
-Развивать познавательную активность детей через поисково - исследовательскую деятельность.
Воспитательные:
Формировать заботливое отношение к птицам, стремление беречь их, желание оказывать посильную помощь.
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать по согласованию.
Планируемые результаты:
Принимает активное участие в организации и проведении ОД, умеет формулировать ответы на вопросы педагога, активно и доброжелательно ведет себя в процессе коллективной деятельности.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, презентация к занятию, яблоки для изготовления кормушек, тарелочки с кормом, листочки с рисунками, карандаши, птички на веревочке, карточки для продуктивной деятельности, шапочки птиц, гуашь.
Методические приемы:
Игровые, наглядные, словесный, проблемно- поисковый, практический
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»,
просмотр фильма о зимующих птицах, чтение рассказов и стихотворений о птицах,
изготовление кормушек для птиц, подкормка птиц, слушание голосов птиц, рисование и лепка птиц.
Ход занятия
Введение в занятие : Круг. Упражнение на релаксацию.
-Ребята, прислушайтесь к звукам вокруг нас.
Справа друг и слева друг,
Сделали мы с вами круг.
Дети становятся в круг.
Логопед предлагает закрыть глаза.
Звучит трель разных птиц. Затем сигнал о получении смс.
Организационный момент
Л: Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо. Интересно от кого оно? Кто прочитает его?. (слайд 1)
Кто- то из детей читает письмо (слайд 2)
«Дорогие ребята! В нашу страну Смешарию, долетела весть о том, что вы очень любите птиц и много о них знаете. Хотелось бы проверить, так ли это на самом деле. Если вы правильно выполните все мои задания, то я расскажу о вас всем моим друзьям, и прилечу к вам в гости с подарками. С уважением, Совунья»
Л: Ну, что выполним, все задания Совуньи?
1задание (слайд 3)
Загадка
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите,
Дети, кто мы? Назовите?» (зимующие птицы) (слайд 4)
- Правильно. Вот сколько птиц встречает нас на лесной полянке!
2задание
-Ребята, посмотрите,на экране картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц.
(отмечают птиц : ворона, дятел, голубь, клест, синицу, снегиря, воробья, сову, тетерева, сороку).
Л: А почему вы не назвали ласточку и журавля?
(Правильно, потому что ласточка и журавль птицы перелетные. Перелетные птицы не могут делать запасы на зиму и добывать его зимой. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А когда наступают холода улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края). Слайд 5.
Л: - А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
(Они не боятся морозов и могут найти себе еду даже в самые сильные морозы. Птицы отыскивают насекомых, которые спрятались в коре деревьев, сьедают семена растений, шишки с семенами. А синицы отыскивают запасы которые они сделали еще осенью).
3 задание
Игра «Подбери признак» (слайд 5)
-Подберите слова- признаки к нашим зимующим птицам? Снегирь какой?
Дети: Синица-шустрая, веселая, маленькая, желта я
Воробей- серый, маленький, смешной
Ворона- хитрая, наглая
Снегирь- нарядный, голосистый
Дятел- трудолюбивый, большой, пестрый
Голубь- сизый, важный, смелый
Сорока- пестрая, болтливая.
4 задание
Л: Давайте поиграем, но мы будем не просто играть, а будем составлять сложные слова состоящие из 2 частей. Будьте очень внимательны, соберите все свои знания и силы.
(Логопед указкой показывает на снегиря)
Л: Например, снегирь, у него красная грудь, поэтому его можно назвать красногрудым. Слово красногрудый состоит из 2 частей- красная грудь. Повторите.
(Дети повторяют хором, а затем 2-3 ребенка индивидуально).
Л: А теперь я буду называть части слова, а вы составьте из этих частей одно большое слово.
Как можно назвать снегиря с красной грудью (Красногрудый)
-А как назовем синицу с черной головой? (Черноголовая)
-А клеста с острым клювом (Остроклювый)
-А ворона с черными крыльями (Чернокрылая)
- сорока с длинным хвостом? (Длиннохвостая)
5 задание
Л: Удивительно, как быстро вы справились с этим трудным заданием. А вот вам следующее испытание от Совуньи.
-Какая птица после снегиря? Перед воробьем? Справа от вороны? Внизу под совой? Между совой и клестом? Слева от совы?
6 задание
Л: А сейчас моя волшебная палочка превратит вас в птиц. Возьмите по желанию шапочки.
«Встаньте в круг.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь»
(Звучит звук металлофона).
Дети надевают шапочки птиц по желанию.
7 задание Физминутка
Л: Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку)
В красных майках снегири.
Распушили перышки, (на первое слово каждой строки- частое потряхивание руками,
Греются на солнышке. На второе – один хлопок по бокам.)
Головой вертят, (по 2 поворота головы в каждую строку.)
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по группе, взмахивая руками,
За метелью! За метелью! как крыльями).
8 задание
Л: Поиграем в игру «Кто как голос подает?». Ты кто?
На каждый ответ ребенка включаем голос соответствующей птицы.
Д:Я ворона. Я умею каркать.
Я сова. Я умею ухать.
Я синица. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я воробей. Я умею чирикать.
Я дятел. Я умею барабанить.
Я клест. Я умею щебетать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
(Включаются поочередно голоса птиц).
Л:-«Вокруг себя обернитесь,
В ребят превратись».
(звучит звук металлофона)
9 задание
Игра» Самый внимательный».
Л: А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Слайд 6.
Л:» Посмотрите внимательно на слайд, нужно запомнить как расположены на нем птицы. Подойдите к столам, выложите птиц точно также, как на экране.
(Дети подходят к инд столам и выкладывают птиц. На экране пустое окно.) Слайд 7
Включаем слайд и проверяем правильно ли вы выполнили. Слайд 6
-Молодцы, хорошо сориентировались на лесной полянке.
10 задание
Игра «Догадайся, что за птица?» (слайды 8,9,10,11)
Л: Птицы спрятались за еловой веточкой. По фрагменту узнайте птицу и докажите, почему вы так решили.
-Это снегирь. (Почему ты так решил (У снегиря красная грудка.)
-Это воробей (Докажи) (Воробья легко узнать по серо - коричневому оперению.)
-Это голубь. (Почему так считаешь (Голубя легко узнать по сизым перышкам.)
-Молодцы, вы отлично справились с этим трудным заданием!
11 задание
Игра «Кто, чем питается?» (слайд 12)
Л: Интересно, чем питается каждая из птиц? А ответ мы найдем с помощью листочка и губки.
Необходимо взять губку обмакнуть ее в гуашь и слева на право проведите по всему листу.
(звучит пение птиц)
Л: Что у тебя получилось? И кого ты этим угостишь? Молодцы, накормили птиц.
12 Задание
Зарядка для глаз» Птичка»
Л: Чтобы глаза ваши отдохнули проведем зарядку с птичками. Руку вытяните вперед, голова не подвижна.
(Логопед раздает каждому ребенку птичку на ниточке)
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела,
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри – не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу!
13 задание
Игра «Какой птицы не стало?» (слайды 13, 14, 15)
-Птицы решили с вами поиграть в прятки. Догадайтесь, кого не стало?
14 задание
Ребус. слайд 16
Л: По первым буква картинок угадайте название птицы. Всего 2 ребуса.
-Молодцы, были очень внимательными!
14 задание. слайд 12
Пальчиковая гимнастика
Л: А теперь разомнем пальчики.
Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному
Шесть щеглов и голубей, пальчику).
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки).
15 задание «Птичья столовая»
Л: Зимующие птицы не боятся морозов, но все-таки им тяжело.
- Как вы думаете, почему зимой трудно живётся птицам?
(Птицам голодно. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, тёплые, перышки птиц защищают от холода, но не от голода) .
- Л: В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. Девять погибают от голода. Сытой птице и сильный мороз не страшен, голодную и небольшой морозец может погубить.
-Как же люди помогают птицам? (делают кормушки, подкармливают)
Слайд 17.
17 задание «Сделай кормушку»
Показ слайда какие бывают кормушки.
-Недавно по телевизору в одной из передач показывали и рассказывали, как сделать кормушку без гвоздей и молотка, и, даже без ножниц. (показ кормушки)
-Хотите научиться делать такие кормушки?
Рассматривание кормушки.
- Из чего она сделана? (из яблока)
- Как вы считаете как она сделана? (взяли яблоко и вставили в него семена подсолнуха, тыквы, арбуза)
(Дети изготавливают кормушки, звучат голоса птиц)
Логопед читает стихи:
«Мы поставим кормушки
Зимним птицам у крыльца
Этим — крошек, этим — корку,
Этим — горсточку пшена.
А кому еще и семя,
И рябиновых кистей.
Поухаживай за всеми,
Покорми своих гостей».
-Когда пойдете на прогулку развесим с вами кормушки у нас на участке!
Придет весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу.
Слайд 18, 19
3 ч Итог
Л: Вот и закончилась наша игра.
_ Мне сегодня понравилось, какие вы были активные, внимательно меня слушали, старательно выполняли задания.
Логопед от имени Совуньи вносит посылку, благодарит ребят за то, что они много знают о птицах, умеют им помогать, раздает угощения.