Надежда Даниловская
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: Домашние животные.
Цель: активизация словаря детей в старшей группе по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
1. Коррекционно - образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря предметов, признаков и глаголов по теме «Домашние животные».
2. Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка «Спор животных»). Совершенствование грамматического строя речи.
Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления (игра «Подарки гостей»); творческого воображения; артикуляционной, мелкой и общей моторики.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания. Воспитание любви к домашним животным.
Оборудование:
• иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки голов домашних животных,
• изображение коровника, конюшни, конуры, хлева.
• мягкие игрушки (лошадь, кошка, собака, коза, овца, корова).
I. Организационный момент.
Спереди пятачок, сзади крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка. (Свинья).
Везёт она воз.
Ест сено да овёс. (Лошадь).
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кошка).
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака).
Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком. (Корова).
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца).
Логопед: «Свинья, лошадь, собака, кошка, корова, овца Как этих животных можно назвать одним словом?»
Дети: «Это домашние животные».
Логопед: «Почему они так называются?»
Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».
Логопед: «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».
II Основная часть.
Логопед: «Ребята – а у животных сегодня праздник! Кошка именинница и пригласила всех животных к себе на день рождение. Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу».
1. Игра «Кто спрятался?» (образование притяжательных прилагательных)
Логопед (показывает картинку). «Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечки сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их».
Дети: (составляют предложения по картинке). «Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова».
2. Образование глаголов от звукоподражаний.
Логопед: «Животные стали поздравлять кошку и каждый произнес ей свои пожелания!»
Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). «Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала».
3. И. «Что подарили?»
Логопед: «Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?»
Дети: «Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку. Коза подарила капусту».
4. Физминутка.
Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка верх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом
«проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз. (присесть).
5. Игра «Назови ласково»
Логопед: «На именинах животные были очень добры к друг - другу и говорили только ласковые слова».
Дети: кошка - кошечка, собака -собачка, хвост - хвостик, когти - коготки, усы - усики, уши - ушки, лапы – лапки и т. д.
Логопед: «Начался спор у домашних животных, кто из них нужнее человеку.
- Давайте разберём, какую же пользу приносит каждое домашнее животное?»
6. Игра с мячом «Польза домашних животных»
• Корова даёт молоко, мясо; из её кожи шьют кожаные куртки, пальто, сапоги, сумки.
• Коза даёт молоко; изготавливают пряжу, а из пряжи вяжут тёплые вещи.
• Свинья даёт мясо; из её кожи шьют куртки, пальто, сапоги, сумки.
• Кошка ловит мышей.
• Собака сторожит дом хозяина, служит в полиции, на границе, в службе спасения.
• Лошадь перевозит тяжёлые грузы, людей.
• Овца даёт мясо. Из овечьей шерсти изготавливают пряжу, а из пряжи вяжут тёплые вещи.
Логопед: «Как вы думаете, кто же оказался самым важным домашним животным?».
Дети: «Все домашние животные нужны человеку, потому, что они приносят пользу».
7. Пальчиковая гимнастика:
Вот наш Бобик, славный пес.
(протягивают ладони вперед, поворачивают их вверх – вниз.)
Гав – гав – гав!
(хватательные движения пальцев, произносить слова)
Белый лобик, черный нос.
(показывают на себе)
Гав – гав – гав!
(хватательные движения пальцев, произносить слова)
Бобик, Бобик, лапку дай.
(протянуть руку вперед, ладонь вверх)
Сядь на коврик и не лай.
(погрозить пальцем) Тс – с -с.
8. Игра “Кто, где и с кем живет?”
Логопед: «День рождение завершается пора животным разойтись по своим домам, вернутся к своим деткам».
Дети: Лошадь живет в конюшне с жеребёнком;
Корова живет в коровнике с телёнком; собака живет в будке с щенком; коза живет в хлеву с козлёнком; овца живет в хлеву с ягнёнком; кошка живет в доме хозяина с котенком.
III. Заключительная часть.
Логопед: Все эти домашние животные нужны человеку, без них человек не сможет прожить.
- Конь, собака, кот, коровы,
Козы, овцы - все готовы
С нами рядом в дружбе жить
И на радость нам служить
IV. Анализ занятия.
Звучит музыка
Логопед: Вот мы и побывали в мире животных.
Логопед: Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?
Что нового вы узнали?
Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.