Починская Евгения
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи детей с ТНР (старшая группа) «Звук [Э]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа; развитие фонематического слуха.
Задачи:
1. Закреплять понятия «звук», «гласный звук».
2. Уточнить правильную артикуляцию звука [Э].
3. Научить детей выделять звук [Э] в потоке гласных звуков и в начале слов.
4. Учить анализировать звуковой ряд из трёх элементов.
5. Упражнять в подборе антонимов.
Материалы и оборудование: индивидуальные зеркала; символ звука [Э]; Эдик; домики звуков; мяч; звуковые пеналы; предметные картинки на звуки [Э], [А], [У].
Ход занятия
Публикация «Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи детей с ТНР (старшая группа) „Звук [Э]“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
I. Организационный момент
Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Дети встают в круг.
Большой мяч – маленький мяч
Высокое дерево –
Голодный волк –
Новая игрушка –
Добрая девочка –
Маленькая кукла –
Злой мальчик –
Чёрный – белый (вопросов по количеству детей).
II. Сообщение темы занятия
Сегодня мы снова отправимся в путешествие в страну звуков! Вы можете вспомнить, с какими звуками мы уже подружились? (Мы подружились со звуками [А], [У], [И]). Какие это звуки? (Гласные).
III. Изучение нового материала
1. Характеристика звука [Э]
Поиграем со звуком [Э]. Его любит Эдик (показ Эдика). Он гласный, когда мы его произносим, язык находится внизу, рот открыт. Логопед показывает артикуляцию.
Работа с зеркалами: дети произносят звук, анализируют.
Как вы думаете, где будет жить звук [Э], в синем или красном домике? (индивидуальные ответы детей).
Двое детей дают полную характеристику звуку [Э].
Звук [Э] похож на то, как девочка укоризненно говорит котёнку: «ЭЭЭ».
2. Фонетическая разминка
Произносим звук [Э] тихо, громко, отрывисто.
3. Игра «Поймай звук»
Приготовили «ловушки»! Мы ловим только звук [Э]!
А – Э – И – Э – У – О – О – Ы – Э – И – О – У – Э….
В слогах: ЭП, АП, АМ, АУ, ЭК, ОХ, АХ, ЭХ, АП, ИП, ЭМ.
IV. Физминутка «Кот Антипка»
4. Работа с картинками
Каждый ребёнок ищет картинку, название которой начинается на звук [Э] и дарит её Эдику.
5. Работа с пеналами
Анализ и выкладывание звукосочетаний: Э, ЭЭ, ЭУ, ЭУА.
- У вас в пеналах есть спички. Представим, что это слова, одна спичка – одно слово. Поиграем в игру «Слова». Вы выкладываете столько спичек, сколько слов я произнесу:
ЭЛЕКТРИК ---
ЭМУ, ЭТАЖЕРКА --- ---
ЭДИК, ЭМУ, ЭСКАЛАТОР --- --- ---
V. Подведение итогов
- С каким звуком мы сегодня подружились?
- Звук [Э] – гласный или согласный?
- Назовите слова, в которых первый звук [Э]?
- Что вам понравилось сегодня?