Починская Евгения
Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи детей с ТНР «Звук [А]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков элементарного звукового анализа; развитие фонематического слуха.
Задачи:
1. Упражнять в чётком произнесении звука [А].
2. Уточнить понятие «звук»
3. Познакомить детей с гласным звуком [А], особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогом звучания.
4. Учить выделять звук [А] на слух и произносительно в потоке звуков и в начале слов.
5. Совершенствовать фонематическое восприятие.
6. Пополнять словарный запас («аист»).
Публикация «Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи детей с ТНР „Звук [А]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: символ звука [А]; индивидуальные зеркала; предметные картинки (аист, улитка, улей, утка, арка, арбуз, акула, Аня, Уля, ананас, автобус); звуковые пеналы; домики красного и синего цветов; круги красного цвета (большие).
Ход занятия
I. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовёт овощ.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия, постановка цели
- Сегодня мы отправимся с вами в мир звуков и познакомимся с новым звуком. Кто может напомнить нам, что такое «звук»? (Звук – это то, что мы слышим и произносим).
2. Знакомство со звуком [А], характеристика звука
- Сегодня мы познакомимся со звуком [А]. Звук [А] – гласный, он поётся, тянется, когда мы его произносим воздух выходит свободно: логопед показывает: «ААААА». Звук [А] обозначается красным кружком и живёт в красном домике.
Работа с зеркалами: дети произносят звук [А], убеждаются в том, при его произнесении язык находится внизу и воздух выходит свободно.
- Задание «Звук [А] потерял свой домик»: найти звук [А] (дети подходят к доске, где находятся круги разных цветов, выбирают среди них звук [А] (красный кружок) и относят его в домик).
Звук [А] похож на то, как плачет девочка (показ картинки – символа).
2. Фонетическое упражнение
Девочка плачет громко, тихо: «ААА».
3. Игра «Поймай звук»
Выделение звука [А] из ряда гласных звуков:
А – О – У – У – И – Э – А – О – У – У – А – А – И – Э – У – А
Выделение звука [А] из ряда слогов:
АХ – УХ – ИХ – ЭХ – АХ – УХ – ОХ – УМ – АМ – ОМ - ИМ
4. Работа с картинками
Звук [А] очень любит, когда с ним играют. Найдите все картинки, названия которых начинаются на звук [А].
• Проговаривание всех слов хором.
• Затем каждый ребёнок подходит к доске, на которой расположены картинки, называет слово и определяет первый звук. Если слово на звук [А] – эта картинка ставится к звуку [А].
Физминутка «Сова»
В лесу темно,
Все спят давно.
(Дети изображают спящих.)
Все птицы спят.
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками.)
Совушка - сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
5. Работа со звуковыми пеналами
Выкладывание звуков и звукосочетаний: У, А, АУ, АА.
6. Игра «Чего не стало?»
Игра проводится с картинками, названия которых трудны для запоминания.
III. Итог занятия
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Почему звук [А] гласный?
- В каком домике живёт звук [А]?
- Можем ли мы увидеть звук?
- Какие игры вам понравились?