Ксения Иванова
Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей различать согласные звуки д-т и буквы д-т изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляции звуков д-т, установить различия по звонкости-глухости, опираясь на зрительный и кинестетический анализаторы.
- развивать фонематическое восприятие.
- совершенствовать навыки звуко-буквенного, звуко-слогового анализа слов сложной слоговой структуры.
- закреплять понятие о смыслоразличительной роли звуков и букв д-т.
Темочки:
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- активизировать и обогащать словарный запас учащихся (знания о профессиях).
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, память, мышление.
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать желание помогать другим.
- воспитывать самостоятельность.
- прививать интерес к профессиям.
Ход занятия:
1. Организационный момент :
- Какое сейчас время года? Назовите все весенние месяцы. Какой сегодня день недели? Какое сейчас время суток? Назовите месяцы, в названиях которых есть звук [д] или [т] (март, август, сентябрь, октябрь, декабрь).
2. Сообщение темы занятия :
- Послушайте загадку:
«Лечит маленьких детей,
Сквозь очки свои глядит
Лечит птичек и зверей.
Добрый. (доктор Айболит)» (картинка)
- Определите первый звук в слове доктор (первый звук д).
- Определите последний звук в слове Айболит (последний звук т).
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
3. Уточнение артикуляции звуков.
- Посмотрите в зеркало, произнесите звук т. Где находится кончик языка? Произнесите звук д. Где находится кончик языка? (за верхними зубами)
4. Характеристика звуков д-т по схеме.
- Дайте полную характеристику звукам т,д.
Дети. [т] – согласный, глухой, твёрдый.
[д] – согласный, звонкий, твёрдый.
Дети находят сходство и различия звуков д-т.
Арт. Гимнастика «Денискина зарядка».
5. Чтение слогов по слоговой таблице.
- Читаем слоги (1 столбик, 2 столбик, 3 столбик, 1 строчку, 3 строчку, 4 строчку, 2 строчку)
Да – та та – да ата – ада
До – то то – до ото – одо
Ду – ту ту – ду уту – уду
Ды – ты ты – ды аты – ады
6. Выделение звуков д-т из слов.
- К нам на занятие пришёл ещё один сказочный персонаж. Кто это? (картинка – почтальон Печкин).
- Печкин принёс нам три конверта с письмами. Чтобы открыть одно из них, нужно выделить звуки д-т из слов : доярка, штукатур, садовник, художник, пастух, портной, продавец, пилот, почтальон.
Дети с помощью сигнальных карточек выделяют звуки д-т из слов.
- Как одним словом назвать все эти слова? ( Дети: профессии).
7. Звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов.
- Вот теперь можно открыть первое письмо. «Дорогие дети! Помогите нам отыскать свои вещи! Жители Города Мастеров».
- Как вы думаете, кто живёт в Городе Мастеров? (мастера)
- Кто такой мастер? (Дети отвечают)
- Мастер – человек любой профессии, который хорошо знает своё дело. Перечислите профессии, которые вы запомнили (дети вспоминают).
- А теперь посмотрим, кому нужна помощь.
Дети берут картинки, на которых изображены предметы для той или иной профессии, ставят её напротив нужной картинки и говорят: «Это нужно портному, художнику, доктору, строителю.»
- Назовите предметы, в которых присутствуют звуки д,т.
(У портного – нитки, лента. У строителя - тачка, рулетка, ведро. У доктора – таблетки, чемодан, халат. У художника – кисточки, мольберт, палитра).
- Какие по счету звуки д, т в словах: портной, доктор, художник, строитель.
Физминутка
Пальчиковая гимнастика:
Вот забор. В заборе щели. - Пальцы правой руки прижать друг к другу. Раздвинуть пальцы.
Пальцы в них пролезть хотели.
Сунул голову Большак. Дальше не пройти никак! - Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным пальцами правой. Крепко зажать большой палец.
Вслед за ним застрял Указка. - Указат. палец левой руки между указат. и средним пальцами правой,
Середняк хотел пролезть – напрасно! - средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой,
Безымянный – безуспешно! - мизинец несколько раз согнуть – разогнуть, потом помахать им. Каждый палец по очереди освободить из плена.
Хоть один прошёл? Конечно!
Щуплый, маленький мизинчик
Помощь братьям оказал:
Из щелей их всех достал.
8. Игра «Наоборот». Чтобы открыть второе письмо, нужно изменить звук в слове и назвать получившееся слово (игра с мячом) :
Логопед Ребёнок
том дом
дачка тачка
плоды плоты
творцы дворцы
9. Закрепление понятия о смыслоразличительной роли букв д,т.
- Открываем второе письмо: «Дети! Помогите мне закончить стихотворение и прочитайте, что получится. Поэт»
Карточки, в которых нужно вставить пропущенные буквы: д-т
Назовём мы книгу. ом По реке плывут пло. ы
Для жилья построим. ом Зеленеют на ветвях пло. ы
Вот тележка. Это. ачка Архитекторы - .ворцы
Дом в саду зовётся. ачка Строят чудные. ворцы
Вывод: если в слове вместо буквы Т, написать Д, то значение слова изменится.
10. Работа с кроссвордом. (Открываем третье письмо). «Дорогие ребята! У нас вышел спор. Кто самый главный житель в Городе Мастеров?» Для этого отгадайте кроссворд «Кто что делает?»
1. ФОТОГРАФ Кто фотографирует?
2. ПРОДАВЕЦ Кто продаёт?
3. ШТУКАТУР Кто штукатурит?
4. ДОЯРКА Кто доит коров?
- Кто догадался, кто же самый главный в Городе Мастеров? (Труд)
11. Подбор родственных слов.
- Подберите родственные слова к слову труд, которые отвечают на вопрос какой? (трудный, трудолюбивый, трудовой). Какое слово объединяет эти слова? (Труд). Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
12. Дифференциация букв д-т на уровне предложения.
- Вспомним мудрость народа о труде. Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы д-т (индивидуальные карточки); запись в тетради и орфографическое чтение по цепочке.
Без. ру. а не вы. ащишь и рыбку из пру. а. Кто люби. .ру., .ого люди ч. у. .
.ру. корми., а лень порти.. Какие. ру. ы, .акие пло. ы.
13. Итог занятия.