Татьяна Головнина
Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Вид деятельности: коммуникативная.
Интеграция: познание, здоровье.
Формы работы: решение проблемной ситуации.
Задачи:
- Развивать интерес к поэтическому литературному жанру, стихи.
- Развивать слуховое внимание.
Публикация «Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе „Сочиняем стихи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Побуждать детей к самостоятельному сочинению стихотворений.
- Активизировать в речи детей слова: рифма, смысл.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
Мотивация: В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).
Методы и приемы: художественное слово, вопросы, проблемная ситуация.
Совместная деятельность: помощь Незнайки.
Самостоятельная деятельность: Игра «Кузовок», «Подбери рифму», «Добавлялки»
Рефлексия: Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с книгой, обещает детям подклеить её, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.
-Незнайка, давай мы тебе поможем с ребятами отремонтировать книгу и почитать её вместе с детьми.
Содержание НОД:
В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).
-Незнайка, почему ты такой грустный?
-Да вот книжка вся рассыпалась
-Незнайка, как же это могло произойти?
-Не знаю.
-Ты наверное с книжкой плохо обращался?
-Не знаю. .А как это?
Ребята давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращался с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, разрисовывать листы карандашом и фломастером, разбрасывать небрежно книги и т. д.)
Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая обычная. Так. .стишки какие-то.
Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей. Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.
«Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (А. Барто)
«Мяч»
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой
-Не угнаться за тобой!
(С. Маршак)
«Матрешка»
У меня матрешка есть
-Новая игрушка,
В желтом сарафанчике
Славная толстушка.
(З. Медведева)
«Дождик»
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки! (Е. Трутнева)
Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи в Незнайкиной книжке. Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (ответы детей). Правильно в стихах есть ритм, рифма.
Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг-другу кузовок и складывать в него все, что заканчивается на -ок. Начинает ведущий: «Я положу в кузовок клубок»
-А я - платок
-А я - замок
-А я - сапожок
-А я - башмачок
-А я - чулок
-А я - утюжок
-А я - колобок
-А я - бачок и т. д.
Хорошо, молодцы. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Чиарди :
«Удивительные птицы»
На улице прохожего увидел я вчера,
Он ящик нес, на ящике Написано: «Игра».
Я два квартала шел за ним, Поверьте, я не вру,
И, наконец, спросил его:
-А как играть в игру? Он улыбнулся вежливо, Потом мне отвечал:
-Уверен, что такой игры еще ты не встречал.
Две птицы удивительных
Есть в ящике моем.
И если хочешь, то с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у некоторых этих птиц
Похожие хвосты.
Поймать таких смешных
Весьма нелегкий труд,
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
И вправду, птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.
Одна достала слово «гвоздь»,
Другая сразу - «гость» и «трость».
Одна достала слово «грусть»
Другая фразу: «Ну и пусть!»
Она достала слово «слон»,
Другая -«звон» и «телефон».
-Теперь, - сказал мне человек Пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова, Ты должен рифмовать.
Достал он слово «кочка», А я ответил: «бочка»,
И «строчка» и «сорочка», И сразу «два листочка».
И на прощанье «точка».
Мы с ним играли целый час, похожими словами.
Теперь мы покидаем вас, И вы играйте сами!
-Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму стихотворении Д. Хармса «Пирог».
Я захотел устроить бал -И я гостей к себе. .(позвал).
Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый. .(пирог)
Пирог, ножи и вилки - тут, Но что - то гости. .(не идут).
Я ждал пока хватило сил, Потом кусочек. .(откусил)
Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту. .(съел).
Когда же гости подошли, То даже крошки. .(не нашли).
-Сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре «Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.
Игра с мячом.
Я буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы должны подобрать рифму Пень - день; ночь - дочь; кот - рот; палка - галка; печка - свечка; мушка -пушка; мышка - крышка; планка - кошка; лиса - краса; дом - том; и т. д. -молодцы, справились.
Устали, давайте чуть - чуть отдохнем.
Физ. Минутка.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы плечами тик-тик, мы глазами миг-миг(2 раза).
Игра «Добавлялки»
Ра-ра-ра - начинается. .(игра)
Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)
Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)
Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)
Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)
Ар-ар-ар -кипит наш. (самовар)
Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)
Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)
Ша-ша-ша - мама моет. (малыша)
Жа-жа-жа - есть иголки у. (ежа)
Жу-жу-жу - молока дадим. (ежу)
СА-са-са - в лесу бегает. .(лиса)
Су-су-су -бывает холодно в. (лесу)
От-от-от - в болоте спит. (бегемот)
Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?
Да что их там сочинять! Тяп-ляп и готово! Подобрал рифму - вот и стишок получился.
Ребята, а теперь послушайте какие стихи написал знаменитый поэт Незнайка:
«Посмотрите, у зайчонка Меду - целых два бочонка»
Незнайка, разве так бывает? (нет)
Ну хорошо, давай почитаем дальше твои стихи :
«У пушистой белки три морковки на тарелке»
Незнайка, ну ты опять что-то не то сочинил.
А вот еще стихотворение Незнайки :
«У Маши в кружке квакают лягушки»
Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными и шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.
-вначале нужно выбрать героя (зайка)
Жил-был пальчик.
-далее нужно рассказать, какой он был и что делал.
Маленький. зайчик. Он кашу. кушал, и маму. слушал
-Ребята, что еще мог делать зайчик?
Он. печь топил, Дрова. носил,
Пол. подметал, Бабушку. встречал,
Папу на работу. провожал.
-можно рассказать о том какой он был (он был. вежливый,. добрый,. послушный,. терпеливый,. неравнодушный и т. д.)
-ребята и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.
Хороший был пальчик,
Маленький зайчик.
-незнайка, теперь ты понял, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Эдуард Успенский, Самуил Маршак и многие другие.
Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с книгой, обещает детям подклеить её, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.
-Незнайка, давай мы тебе поможем с ребятами отремонтировать книгу и почитать её вместе с детьми.