Наида Курбанова
Конспект занятия по безопасности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование навыков безопасного поведения.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения
- уточнить знания о правилах безопасного поведения в случае возникновения пожара
-закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту
- закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах.
Публикация «Конспект занятия по безопасности в старшей группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Развивающие:
- развивать навыки безопасного поведения на проезжей части и в быту, в природе;
- развивать речь, память, мышление, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность;
- воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.
Оборудование:
Кинопроектор. Видео - сказка. Картинки - иллюстрации по правилам поведения дома. Мяч. Картинки опасные и безопасные предметы. Дорожные знаки – «Пешеходный переход» и «Светофор», книга «Правила безопасности».
Предварительная работа:
- рассматривание альбомов по безопасности.
- беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице, в природе.
- дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно - не опасно», «Кто быстрей потушит дом».
- чтение русских народных сказок «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! (Молодцы)
Дети садятся на места.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель:
Я тоже их очень люблю. Ведь только в сказках происходят настоящие чудеса.
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть.
А вы хотите попасть в сказку?
Сейчас я произнесу волшебные слова, которые нам помогут попасть в сказку, а вы мне помогайте – повторяйте за мной движения.
Пальчиковая игра (дети выполняют движения по показу воспитателя)
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке)
Этот пальчик – прыг в кровать! (начиная с мизинца. Затем большим пальцем)
Этот пальчик прикорнул. (Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать)
В сказку нам идти пора –(широко расставив пальцы.)
Звучит аудиозапись волшебной музыки (Приоткрывается занавес.)
Воспитатель: Вот мы свами и очутились в сказке.
Воспитатель: Итак, начинается сказка. (показ слайдов на экране)
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Но случилась беда. Кощей Бессмертный похитил Василису, и отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.
Выходят герои и обыгрывают все сказанное воспитателем. (роль царевича играет ребенок)
Шел, шел Иван и вышел к большой, широкой дороге. И не знает, как перейти через ее.
Иван Царевич : Как же мне перейти. Помогите пожалуйста, ребята.
Ведущая: Ребята, поможем царевичу?
-- Кто скажет, где можно безопасно перейти дорогу? (Переходить дорогу надо по пешеходному переходу).
--Как надо переходить дорогу? (чтобы перейти дорогу надо сначала посмотреть на лево, потом на право, и если нет машин то можно переходить дорогу).
-- Что нельзя делать на дороге? (нельзя бегать и играть на дороге).
-- Как узнать, в каком месте находится пешеходный переход? (надо найти дорожный знак «Пешеходный переход».
- Как выглядит этот знак? (это знак квадратной формы, синего цвета, на нем нарисован белый треугольник и шагающий человечек по зебре) Молодцы.
-- Что еще нам поможет безопасно перейти дорогу? (безопасно перейти дорогу нам поможет светофор).
-- Ребята, расскажите про сигналы светофора? Скажите, что означает если красный свет горит? (Если красный свет горит, это значит путь закрыт)
Что означает желтый свет? (Желтый – подожди чуть-чуть, будь готов продолжить путь)
Что означает Зеленый свет? (А зеленый свет горит, это значит путь открыт. Молодцы дети.
Воспитатель: А сейчас дети расскажут еще раз о правилах перехода через дорогу.
1. Пешеходный переход
От беды убережет
Все дороги на пути
По нему переходи!
2. Первым делом нужно нам
Посмотреть по сторонам!
Слева, справа путь свободен?
Значит, смело переходим.
3. Не перебегай дорогу,
Лучше подожди немного
И машину пропусти!
Лишь потом переходи. Дети садятся.
Воспитатель: Дождался Иван-царевич зеленого сигнала светофора. Перешел дорогу по пешеходному переходу и пошел дальше. Шел, шел и дошел он до леса. Идет между березками, бредет между дубами, через елки пробирается. Устал Иван, проголодался, пора подкрепиться. Дети, что же можно съесть в лесу. (ягоды, грибы)
Иван царевич садится на пенек и слушает ответы детей.
Надо помочь Ивану-царевичу собрать съедобные грибы.
Воспитатель: Давайте вспомним правила сбора грибов и поиграем в игру, «Топай, хлопай» При ответе «да»,-хлопать, при ответе «нет»- топать.
Иван Царевич задает вопросы детям.
Вопросы. 1. Нужно брать большие, старые грибы? (нет)
2. Собирать только знакомые грибы. (да)
3. Лучше собирать грибы возле дороги? (нет)
4. Сырые грибы есть нельзя? (да)
5. Несъедобные грибы надо топтать ногами. (нет)
Иван Царевич: спасибо, ребята все подсказали и расказали.
Воспитатель: Правильно, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Ведь грибами в лесу питаются животные - белочка, ежик, а мухоморами лоси лечатся.
Игра «Соберем грибы в лукошко» Воспитатель: Скажите, а какие съедобные грибы вы знаете? (лисичка, сыроежка, подберезовик, подосиновик, опята, маслята) Молодцы, дети, а какие ягоды лесные вы знаете (малина, земляника, голубика, черника) Хорошо. А сейчас немного разомнемся и продолжим нашу сказку.
Физминутка «Дети по лесу гуляли»
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели. (закрываем глаза руками)
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
А мы дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
И ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И несколько не устали!
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Тем временем вышел наш царевич на поляну, видит: стоит избушка на курьих ножках.
Выходит Баба-Яга (играет взрослый).
Баба-Яга- Зачем пожаловам?
Иван Царевич: случилась беда. Кощей Бессмертный похитил Василису. А я иду к нему, освободить намерен Василису.
Баба-яга- Помогу я тебе,только ответь сначала на мои вопросы.
Иван Царевич- ребята, поможите?
Ребята, давайте поможем Ивану –царевичу. Вы согласны (да)
Баба-яга: Выходите, ребята, становитесь в круг. Я буду задавать вопросы и бросать мяч. А вы ловить мяч и отвечать. Хорошо?
Баба-яга: Кто из героев сказки «Кот, петух и лиса» нарушил правило безопасности?
Ребенок: петушок.
Баба-яга: Назовите это правило?
Ребенок: нельзя доверять незнакомцам.
Баба-яга: Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы?
Ребенок: петушок громко кричал «спасите, помогите»
Баба-яга: А в сказке колобок, какие правила безопасности нарушил главный герой?
Ребенок: Колобок убежал от бабушки и дедушки. Разговаривал с незнакомыми.
Баба-яга: Чем закончилась эта сказка?
Ребенок: Колобка съели.
Баба-яга: А в сказке «Три медведя» какие правила нарушила девочка?
Дети: девочка пошла в лес одна, зашла в чужой дом, трогала чужие вещи. Молодцы.
Баба-яга: Ребята, почему герои сказки «Волк и семеро козлят» попали в беду?
Ребенок: Потому что козлята открыли чужому дверь.
Баба-яга: Ребята, а в сказке «Кошкин дом» что случилось?
Ребенок: Начался пожар.
Баба-яга: Кто знает, почему случился пожар?
Ребенок: Кошка неосторожно обращались с огнем. Нельзя играть с огнем.
Баба-яга: Молодцы, ребята. Садитесь на места.
Баба-яга: Понравились Бабе-яге ваши ответы. Но дала она Ивану-царевичу еще одно задание: «Расскажи Иван правила поведения в лесу», -говорит Баба-яга,- «а не-то рассерчаю и съем тебя»
Баба-яга: Ребята, не дадим пропасть Ивану-царевичу, поможем ему?»
Какие правила надо соблюдать в лесу для нашей безопасности?
(Нельзя разводить в лесу костер – может случится пожар. Нельзя мусорить – человек может сам споткнуться и упасть. Нельзя кричать и шуметь в лесу – звери и птицы могут испугаться и набросится. Нельзя залазить на деревья и висеть на ветках – можно упасть и ушибиться. Нельзя есть ядовитые и незнакомые грибы и ягоды – можно отравиться. Нельзя трогать диких животных – они могут быть больными.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли царевичу справиться с заданием.
Баба -Яга: вот тебе клубок волшебный, он тебя и приведет.
Долго шел он через леса и поля и добрался наконец до царства Кощея Бессмертного.
Кощей Бессмертный: чего явился?
Иван Царевич: За Василисой я
Кощей Бессмертный: Просто так я Василису не отдам. Выполнишь задания мои, тогда и посмотрим.
Кощей Бессмертный:
Налетели буйные ветры на мое царство и разбросали все вещи в нем. Все перемешали – опасные предметы и безопасные предметы. Наведешь порядок, тогда может быть отпущу Василису.»
Воспитатель: Ребята, посмотрите чего тут только нет. ( обратить внимание детей на столы с различными предметами - картинками: игрушки, иголка с нитками, пила, топор, молоток, нож, кнопки, таблетки, ножницы)
Надо помочь Ивану-царевичу, а то он не скоро справится с этим заданием. ( предложить детям разложить все картинки по тарелкам : на одну тарелку безопасные предметы, на другую опасные. Дети подходят к столам и раскладывают картинки в соответствующую тарелки.)
Воспитатель: Давайте ребята проверим как вы справились (воспитатель берет предмет и спрашивает опасный он или нет и почему)
Дети садятся.
Кощей Бессмертный:
Все равно не отдам Василису. Ты, в мой дворец незваный пришел, а где подарки? Должен ты подарить мне что-то такое, чтобы оно мне в жизни моей бессмертной пригодилось.
Опечалился Иван-царевич, не знает он, что может пригодиться Кощею.
Иван Царевич: Ребята, а вы знаете, что должен знать Кощей и конечно каждый человек, если с ним вдруг случится беда? (надо знать номера служб спасения)
Воспитатель: Куда нужно обращаться если случился пожар? (показать картинку)
Дети: В пожарную службу – номер телефона 01.
Воспитатель : Давайте запишем этот номер на доске. (ребенок выходит и записывает номер)
Воспитатель: Ребята, назовите мне номер службы, в которую нужно обратиться, если кто-то внезапно заболел?
Дети: скорая помощь- 03 (ребенок записывает номер на доске)
Воспитатель: Ребята, а куда нужно звонить, если к вам в дом хочет проникнуть незнакомец?
Дети: Звонить нужно в полицию по номеру 02. (ребенок записывает номер на доске)
Воспитатель: Ребята, а куда нужно звонить, если в доме запахло газом?
Дети: В газовую службу, по номеру -04. (ребенок записывает номер на доске)
Воспитатель: Какой номер еще все должны знать?
Дети: единая служба спасения -112. (ребенок записывает номер на доске)
Воспитатель:
А на последок расскажите дети Кощею правила поведения дома. (дети рассказывают стихи и показывают соответствующие картинки)
1. Дома ты один остался.
Вдруг в дверь звонок раздался.
Незнакомцам ты не верь!
Отворять не надо дверь!
Это вовсе не пустяк:
Может быть, за дверью враг!
2. Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди на дороге
Ты увидел – подбери!
Эти острые предметы
Не должны быть на полу.
Сам наступишь незаметно
Иль на гвоздь, иль на иглу.
3. Ребята, вам твердят не зря:
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью,
Для всех, людей без исключенья!
4. Пилюли и таблетки
Нельзя тайком глотать!
Об этом наши детки
Обязаны узнать!
5. Нужно, друзья, за здоровьем следить.
И потому полагается мыть
Фрукты и овощи перед едой
Чисто и тщательно тёплой водой
6. Ты, дружок, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть
Гвоздики в неё совать.
Дети садятся.
7. Нельзя самостоятельно включать электрические приборы,
Они могут ударить током или стать причиной пожара.
8. Помни!
Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике
или свешиваться с балкона.
При этом легко можно свалиться.
Воспитатель: Кощею Бессмертному понравился наш подарок, и он отпустил свою пленницу.
Иван Царевич и Василиса: спасибо, ребята. Вы нам очень помогли.
Василиса с Иваном-царевичем отправились домой, и жили они долго и счастливо.
А для вас тоже есть подарок. За то, что вы не оставили Ивана Царевича в беде, помогли в решении сложных задач, вам я дарю книгу «Правила безопасности».
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Нам пора возвращаться в наш детский сад.
Давайте встанем и скажем волшебные слова.
Если мы глаза закроем
И подглядывать не будем – 1,2,3.
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем. (звучит волшебная музыка)
Воспитатель: Вот мы и в нашем саду. Вам понравилось сказочное путешествие? Кому вы помогли? Какие правила мы вспомнили? Вы все большие молодцы? А сейчас наше занятие подошло к концу. (дети уходят)