Лариса Седнева
Конспект НОД по закреплению правил пожарной безопасности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чтоб не ссорится с огнём, нужно много знать о нём»
Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с огнем и его свойствами.
Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
Публикация «Конспект НОД по закреплению правил пожарной безопасности в старшей группе» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Развивающие: Формировать у детей понимание необходимости соблюдать меры предосторожности, умение реально оценивать возможную опасность.
Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие:
Закрепление представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними.
Речевое развитие:
Формирование умения отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника. Развитие выдержки, памяти, диалогической речи
Социально - коммуникативное развитие:
Обобщение знания детей о профессии пожарного. Закрепление представления детей об особенностях данной профессии, предметах – помощниках, орудиях труда при тушении пожара. Развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков.
Художественно – эстетическое развитие:
Закрепление основных цветов, присущих огню, развитие музыкального слуха, танцевальных движений.
Физическое развитие:
Воспитание правильного отношение к своему здоровью и безопасности в жизни.
Предшествующая работа: экскурсия в пожарную часть, проведение НОД на тему: «Пожарный герой, он с огнём вступает в бой». Беседа: «Огонь друг, огонь враг», рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, заучивание стихов, пословиц и поговорок об огне. Проведение дидактических и подвижных игр, игры драматизации по сказке «Кошкин дом»
Ход.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Психогимнастика.
Воспитатель: Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и гостям мы улыбнемся.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кажется к нам кто – то идёт!
Заходит Незнайка, в кармане у него коробка спичек.
Незнайка: Здравствуйте ребята, я тут мимо проходил, решил к вам в гости зайти, поиграть.
Смотрите что у меня есть! (Достаёт из кармана спички). Настоящие.
Сейчас я одну возьму и зажгу! (зажигает)
Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонёк такой яркий.
- Ой, ребята посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо сделать?
Дети: (подуть, затушить, бросить на пол.)
Незнайка: Спасите меня скорее, дуйте.
-Ой, спасибо вам ребята, я так испугался! А вы?
Воспитатель: Ребята, а если - бы Незнайка бросил горящую спичку на пол, что бы было?
Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда может произойти от маленькой спички.
- Неужели, Незнайка, ты об этом не знал?
Незнайка: Нет. Я думал с ними можно играть, огоньком ярким любоваться.
Воспитатель: Запомни Незнайка, спички детям - не игрушка.
- Ребята, давайте Незнайке расскажем пословицы о спичках, чтобы он ещё лучше запомнил, почему с ними нельзя играть.
Дети:
- Спички не игрушка, огонь не забава.
- Спичка – невеличка, а огонь великан.
- Ростом спичка невеличка, не смотрите, что мала, эта маленькая спичка может сделать
много зла.
- Со спичками игры опасны всегда, от маленькой искры – большая беда.
- Не имей привычки носить в кармане спички.
- Спички не тронь – в спичках огонь.
Незнайка: Да, теперь я понял, почему со спичками играть нельзя. В них живёт огонь, а он плохой.
Воспитатель: Нет, это не совсем так.
- Ребята, расскажите Незнайке может ли быть огонь добрым и полезным?
Высказывание детей: На огне можно приготовить еду, около огня можно согреться. Огонь даёт свет.
Воспитатель: (обращает внимание детей на экран)
Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах.
Предложить детям рассказать стихи про огонь.
1. Знают все:
Человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
2. Посмотрите, ребята вокруг –
Нам огонь – повседневный друг!
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь.
3. Если будешь баловаться,
То беды не миновать -
От огня несдобровать!
И когда мы небрежны с огнем
Он становится нашим врагом.
Воспитатель: А чтоб не ссорится с огнём, нужно много знать о нём.
- Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют, не ссорится с огнем. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может возникнуть беда.
- Какая?
Дети: пожар.
Воспитатель: При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но самое главное – при пожаре могут погибнуть люди.
- Ребята, я хочу рассказать вам одну историю про девочку Лену, в доме которой произошёл пожар. А почему это произошло, мы узнаем, посмотрев мультфильм. «Пожар» С. Маршак.
Дети садятся.
Просмотр мультфильма.
Воспитатель: Ребята, скажите отчего же произошёл пожар в доме девочки Лены. ?
Ответы детей: Лена приоткрыла дверцу печки, выпал горящий уголёк, и загорелся пол и всё остальное. Произошёл пожар.
Воспитатель: Хорошо ли поступила девочка? Можно ли без взрослых подходить к печке. Открывать дверцу?
- Нет! Делать это нельзя! Может произойти беда
Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь.
Воспитатель: Скажите, что ещё может стать причиной пожара?
Дети: спички, зажигалки, непотушенный окурок, костёр оставленный без присмотра, не выключенная газовая плита и электроприборы.
Воспитатель: Как вы считаете по чьей вине происходят пожары? (по вине человека)
- А сейчас мы отдохнём и поиграем в игру «Правильно - неправильно».
Я буду читать стихотворение, если вы услышите строки, где дети поступают правильно - вы хлопаете, а если неправильно – топаете.
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнём играть нельзя! (Хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (Топают)
Коля убежал за дом,
Там играет он с костром. (Топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (Хлопают)
Таня с Ниною играют,
Без родителей газ зажигают. (Топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит. (Хлопают).
Воспитатель: Ребята, чем, кроме огня ещё опасен пожар?
Дети. Дымом – им можно задохнуться.
Воспитатель: А как нужно выбираться из горящего, задымлённого помещения?
Незнайка: Я. Я знаю! Надо бегом, бегом!
Воспитатель: Послушай, Незнайка, наши ребята тебе расскажут.
Дети: Нужно намочить платок, полотенце, любую вещь холодной водой. Закрыть ей нос и рот и пригнувшись к полу двигаться к выходу.
Воспитатель: Верно, надо дышать через мокрую ткань, потому что влажная ткань задерживает часть ядовитых веществ.
Кроме того холодная, мокрая ткань предохраняет лицо, глаза, дыхательные пути от раскаленного воздуха.
А сейчас внимание на экран.
Предлагаю поиграть в игру «Кросс – вопрос».
Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сможем назвать, что там изображено.
Вопросы к детям:
1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
3. Какая у них работа? (Трудная, но интересная, тяжёлая, но нужная людям.)
4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными.)
5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
7. По какому номеру вызывают пожарных? («01», сотовый 101)
8. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Имя. Фамилию. Что случилось и точный домашний адрес.
Воспитатель: Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка – это пожарная машина. (Звук серены)
На ней можно быстро примчаться на пожар.
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина.
А теперь давайте поиграем. Игра называется «Лови – бросай, сразу отвечай»
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает им мяч и задаёт вопросы.
• Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)
• Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы её было заметно на дорогах.)
• Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)
• Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)
• Чем тушат бензин? (пеной.)
• Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, на все вопросы вы ответили.
Воспитатель: У пожарных есть различная техника – не только пожарные машины но и вертолеты, катера и даже пожарный поезд.
- Ребята, а знаете ли вы, чем пожарные тушат огонь?
Дети: (водой, пеной, песком).
Воспитатель: Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент и уточнить, чего же на самом деле боится огонь?
Дети садятся. Проводится опытно – экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Итак, чего же боится огонь?
Незнайка: Ух, как интересно, чего же он боится!
Воспитатель: У меня на столе в контейнерах находится материал, который используется для тушения огня. Это что? (песок, земля, вода)
Проведем опыт.
Для начала я зажгу свечи. Это можно делать только взрослым.
На горящую свечу посыпим немного песка. (Ребенок выполняет указания воспитателя.)
Что происходит и почему?
Дети: Огонь погас, потому что он боится песка.
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: землёй, водой.
Воспитатель: Давайте проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу я плотно закрою стеклянной банкой. Что происходит с огнем?
Дети: Он гаснет.
Почему наш огонек через некоторое время погас?
Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в банку прекратился, огонь погас.
- Вот теперь мы с уверенностью можем сказать, что огонь можно потушить песком, землёй водой, и если ограничить приток воздуха.
А сейчас пришла пора отдохнуть нам детвора.
Дети с воспитателем выходят и становятся в круг.
Воспитатель: Ребята закройте глаза и представьте, что мы попали с вами в лес. (Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
В это время воспитатель ставит перед детьми макет костра.
- Ой, посмотрите, кто-то развел костер и не потушил его. Как вы думаете, что может произойти? Давайте превратимся в искорки этого костра и попробуйте передать под музыку характер огня.
Воспитатель раздаёт детям ленточки цвета огня. (Звучит аудиозапись «Танец огня», дети под музыку имитируют пламя.)
Люди оставили костер в лесу, подул легкий ветерок, и искры этого костра разлетелись в разные стороны. Они разгорались все сильнее и сильнее… Ветер усиливался, и они летели все дальше и дальше, сжигая все на своем пути и деревья, и кусты, и траву. А когда искры собирались вместе, они превращались в огромное пламя. И это пламя бушевало все сильнее и сильнее… Но вот закапал дождик. Сначала маленький, искры сопротивлялись ему, спорили с дождем. А потом хлынул ливень и затушил огонь.
Воспитатель: Ребята, запомните, непотушенный костёр может наделать много беды
Давайте же вспомним что мы должны делать, чтобы не было пожара?
1. Никогда и нигде не играть со спичками и зажигалками.
2. Самостоятельно не зажигать газовую плиту или печь.
3. Не оставлять без присмотра включенный утюг или чайник.
4. В лесу не жечь костер.
5. Не зажигать фейерверки, свечи, бенгальские огни дома (лучше это делать со взрослыми).
Воспитатель:
Помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен!
Чтобы в ваш дом не пришла беда - будьте с огнём осторожны всегда!
Воспитатель обращается к Незнайке.
-Ну, что Незнайка, ты всё запомнил? Теперь ты знаешь, почему нужно быть осторожным с огнём?
Незнайка: Да, я многое узнал и запомнил. Оказывается, огонь может быть добрым и злым. Теперь я знаю чего он боится. Я обещаю быть осторожным с огнём.
И никогда не буду больше играть со спичками.
Спасибо вам ребята и до свидания, мне пора возвращаться домой. (Уходит)
Воспитатель: И нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем нашим гостям до свидания.