Ильичева Ирина
Конспект занятия ООД по познавательному развитию «Земля. Космос» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи: Установить, что удерживает спутник на орбите. Узнать, почему в космосе темно.
Развивающие задачи: Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Используемый материал: Бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик, фонарик, стол, линейка.
Ход.
Введение в игровую ситуацию.
Публикация «Конспект занятия ООД по познавательному развитию „Земля, Космос“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Дети стоят возле стульев.
- Ребята давайте поприветствуем друг друга улыбкой: я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Сделаем глубокий вдох и вдохнем хорошее настроение, настроимся на рабочий лад.
Звучит музыка на экране появляется персонаж Незнайка.
- Ребята, это же Незнайка. Он собирает для своего журнала информацию о космосе и просит нас помочь в этом.
Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Вы согласны помочь Незнайке собрать информацию о космосе?
Открытие нового знания.
- Напомните мне как называется планета, на которой мы живем? (Планета, на которой мы живем, называется Земля).
- На что похожа Земля? (Земля похожа на шар).
- Правильно. Земля и небо – это наша планета с морями и океанами, реками, озёрами и сушей. За её пределами космос.
- А что такое космос?
- Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос!
- Давайте вспомним, что вы уже знаете о космосе.
Игра «ВОПРОС – ОТВЕТ»
1. Первый космонавт планеты? (Ю. Гагарин)
2. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова)
3. Какое состояние испытывают космонавты в космосе? (невесомость)
4. Специальный костюм космонавта (скафандр)
- Замечательно, вы показали хорошие знания. На чём можно отправиться в полет? (на ракете)
- Правильно. У планеты Земля есть спутники - это небесное тело, которое движется вокруг планеты Земля. Например, Луна — это спутник Земли. Луна вращается вокруг Земли и это движение называется орбита. Луна не падает на Землю, потому что она не стоит на месте, она вращается вокруг Земли по своей орбите. Спутник остается на орбите (путь вращения, несмотря на земное притяжение, благодаря высокой скорости движения (на самом деле спутник все время «падает» на Землю, но из-за большой скорости спутник не падает.
- Вокруг движения спутника также вращаются спутники, сделанные руками людей. Эти космические аппараты называют искусственными спутниками. На околоземную орбиту их выводят космические ракеты. У каждого искусственного спутника свое назначение. Есть спутники, запускаемые для проведения научных исследований в космосе. Метеоспутники ведут наблюдение за погодой. Спутники связи передают на большие расстояния теле- и радиосигналы.
ОПЫТ № 1.
Взрослый предлагает детям решить задачу: что произошло бы со спутником (например, Луной, если бы планета его не притягивала (земное притяжение). Ставит вместе с детьми опыт: разрезает бумажную тарелку пополам и использует одну половину; помещает в нее шарик, ставит на стол и слегка наклоняет, чтобы шарик быстро покатился по выемке в тарелке. Дети выясняют, что происходит (шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее по прямой, делают вывод: предметы двигаются по прямой, если на них не действует какая-нибудь сила. Луна тоже удалилась бы от Земли по прямой, если бы земное притяжение не удерживало ее на круговой орбите.
Физкультминутка.
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации.
- Ребята, скажите, а солнце – это планета или звезда? (звезда)
-Почему же от солнца много света, а от звезд нет?
- Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко.
-Могут ли космонавты приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)
-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)
-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)
- Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток.
ОПЫТ № 2 «День - ночь».
На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.
Дети: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.
Опыт «Зима – лето»
На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.
Дети: Если Земля обращается к Солнцу одной стороной - Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.
ОПЫТ № 3.
- Ребята, как вы думаете, почему в космосе темно?
Дети выясняют с помощью опыта, почему в космосе темно. Кладут фонарик на край стола, затемняют комнату, оставив только включенный фонарь. Находят луч света и пытаются проследить его, подносят руки на расстоянии примерно 30 см от фонаря. Видят, что на руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его почти не видно. Объясняют почему (рука отражает лучи света, и тогда их видно).
Дети делают вывод: хотя в космосе постоянно от Солнца идут лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами.
Рефлексия. Итог.
- Ну что ребята, как вы думаете мы помогли Незнайке собрать информацию о космосе для его журнала?
- А что же мы узнали о космосе?
- Теперь Незнайка напечатает информацию о космосе в своем журнале, и все смогут прочитать этот журнал.