Татьяна Демьяненко
Конспект занятия (НОД) по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Куклы в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогатить и обобщить представления детей об «участии» игрушек в музыкальных произведениях различных жанров.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей об игрушках;
познакомить детей с видом сценического искусства - балетом «Щелкунчик» П. И. Чайковского (просмотр видеосюжета);
совершенствовать певческие навыки;
побуждать детей в движении и в пении выражать образы различных игрушек.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия (НОД) по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста „Куклы в музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и творческую активность, побуждать детей импровизировать;
расширять словарь эстетических эмоций – подбирать точные слова для характеристики музыкального произведения;
развивать связную речь, мышление, восприятие, творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к игрушкам;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
воспитывать в детях культуру слушания классической музыки в различных видах искусства.
Оборудование:
CD – проигрыватель
Телевизор
DVD - проигрыватель
Мольберт
Иллюстрации
Куклы, игрушки
Музыкально-дидактическая игра «Весёлые матрёшки»
Элементы костюмов
Петрушка – игрушка би-ба-бо.
Предварительная работа:
Слушание «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского;
разучивание песни «Портниха» с девочками группы;
разучивание «Танца кукол и солдатиков».
Куклы в музыке.
В зале оформлена выставка любимых игрушек детей.
Дети под музыку заходят в зал встают в круг.
Музыкальный руководитель (М. Р.). Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем друг друга весёлой песней-приветствием!
- Здравствуйте, ребята! (взрослый)
- Здравствуйте! (дети)
-Пора нам заниматься (взрослый)
-Да-да-да! (дети)
-Мы будем все стараться! (взрослый)
-Так же, как всегда! (дети)
Вы живёте в прекрасной стране – в Мире детства! Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже в ракете прилететь нельзя. Но туда можно просто перенестись, вообразить этот мир, придумать его самим. В этой стране побывали дети всей Земли, и даже ваши родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими, они были там со своими первыми друзьями – игрушками. Вы принесли свои любимые игрушки, и они будут на вас смотреть.
Сегодня я предлагаю вам самим ненадолго превратиться в игрушек и вообразить, как они живут и что думают…
Звучит волшебная музыка, дети одевают элементы костюмов.
Представим себе такую историю… Я её буду рассказывать, а вы – показывать.
Звучит музыка.
Этюд «Ожившие игрушки»
В одном большом красивом доме, жила семья: мама, папа и маленькая девочка. (выбрать девочку-ведущую). У девочки было много игрушек, которых она очень любила. А ещё она любила фантазировать и видела то, чего не видят взрослые. Девочка умела творить чудеса. Игрушки были расставлены по всей комнате. Она ходила между игрушками и любовалась ими. Они стояли неподвижные, их лица ничего не выражали. Девочке захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Она стала ходить между своими игрушками и нежным взглядом, и тёплым прикосновением рук вдыхала в них жизнь. Игрушки оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они ещё не умели ходить, не умели танцевать, некоторые даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились всё выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца.
Но вот наступал вечер, девочке пора было идти спать, и все игрушки опять застывали в своих позах, и, засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки и надеялись, что девочка, когда вырастет, не забудет свои любимые игрушки.
М. Р. А сейчас я предлагаю вам сесть на стулья.
Дети садятся на стулья.
М. р. Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали забавные игрушки из тряпочек, глины, фарфора, дерева, соломы, бумаги. (показать). Бывают Куклы-игрушки, куклы-обереги, подарочные куклы, а также куклы – хранительницы тепла в чайнике. (показать)
Это сейчас у вас игрушки из пластмассы, а во времена Петра Ильича Чайковского пластмассы не было, игрушки делали из дерева или из металла, потом раскрашивали яркими красками и играли.
Сейчас мы с вами послушаем уже знакомое произведение П. И. Чайковского, а вы скажите мне, как оно называется.
Слушание: первые такты «Марша деревянных солдатиков» П. И. Чайковского
М. Р. Вы узнали это произведение?
Как называется сборник, в который вошла эта пьеса?
Какая она по характеру?
К какому жанру относится?
Ответы детей
М. Р. Скажите мне, а какие у вас есть любимые игрушки? Ответы детей. Конечно, все девочки любят играть в куклы. Вика знает стихотворение о своей любимой кукле.
Девочка. Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдёшь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берёшь.
И хоть слёз у куклы нету,
Плачет девочка моя:
Мама, мама! Где ты, где ты?
Ну, а мама – это я!
Я надену кукле бусы,
Платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку мою!
М. Р. Этим займутся девочки-рукодельницы. Спойте нам песню «Портниха», которую мы с вами учили.
Песню исполняют девочки.
Песня «Портниха»
М. Р. Знаете ли вы какие-нибудь сказки, в которых действуют куклы? Ну конечно, это «Буратино», «Волшебник Изумрудного города», «Три толстяка». У меня для вас есть сюрприз. Давайте вспомним прекрасную сказку про одну игрушку, которая раскалывала орехи и про добрую девочку, благодаря которой в сказке победило добро. Ответы детей. Правильно, Щелкунчик! Девочке Мари подарили на Рождество необычную игрушку – Щелкунчика и он стал её лучшим другом. Когда Мари угрожал Мышиный король и его войско, храбрый Щелкунчик встал на её защиту. Мари не могла оставить его в беде, она тоже помогает Щелкунчику сражаться с мышиным войском, в конце Щелкунчик становится принцем. Музыку к этому балету написал П. И. Чайковский. Вы знаете, что такое балет? Балет – музыкальный спектакль, в котором всё содержание раскрывается в танце и в музыке. Давайте посмотрим фрагмент балета «Щелкунчик». Рассаживайтесь поудобнее.
Фрагмент балета «Щелкунчик» (DVD)
М. Р. Вам понравился балет? Ответы детей. Я советую вам с родителями обязательно съездить в театр оперы и балета в Екатеринбург и посмотреть балет «Щелкунчик» или посмотреть по телевизору на канале «Культура». Я уверена, вам очень понравится!
М. Р. А про следующую игрушку отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он — веселая игрушка,
А зовут его. (Петрушка).
(Показать куклу би-ба-бо). Знаете ли вы, кто такой Петрушка? Это кукла – герой русского народного кукольного театра. Он смелый и весёлый забияка, который не прочь подраться: он грозит палкой, задирается, над всеми насмехается. Петрушка одет в яркую рубашку, колпак с бубенчиками и кисточками. В других странах тоже есть Петрушки, только они называются по-разному. Во Франции – Полишинель, в Италии – Пульчинелла, в Германии – Гансвурст. (показ иллюстраций). Нравится вам такой герой? Тогда выучим про него песню.
Песня Петрушки. Разучивание
Послушайте ещё одно стихотворение и догадайтесь, о какой игрушке идёт речь?
Погляди скорее -
Щёчки розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
У нас есть свои матрёшки. Они прячутся в другом конце зала. Давайте к ним подойдём.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Весёлые матрёшки»
М. Р. В завершение, предлагаю вам продолжить разучивание танца кукол и солдатиков.
Танец кукол и солдатиков
М. Р. Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
Игрушки, превратитесь опять в ребят!
Звучит мелодия. На фоне мелодии:
Вот мы и побывали в мире игрушек. Берегите игрушки, они ваши первые помощники в Мире детства. Давайте пойдём в группу и посмотрим на свои игрушки другими глазами. Может, вы их чем-то обидели – тогда попросите прощения, может, какая-то игрушка, которой вы давно не играли, просит, чтобы на неё обратили внимание… Вспомните о ней! А сейчас возьмите каждый свою любимую игрушку и отнесите её в группу. Я желаю вам добра и счастливого детства!
Дети уходят.