Ольга Жидкова
Конспект НОД по музыке «Мы-волшебники» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23» Миасского городского округа
Конспект НОД в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие.
для детей старшего дошкольного возраста
«Мы – волшебники»
Составитель:
Жидкова Ольга Викторовна
Публикация «Конспект НОД по музыке „Мы-волшебники“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории, 2015г.
Тема: «Мы – волшебники»
Задачи:
1. Образовательные: приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.
2. Развивающие: формирование песенного, музыкального вкуса; развитие музыкальных способностей : музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; развитие детского музыкального творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности.
3. Воспитательные: доброжелательное отношение друг к другу, воспитание нравственных чувств; эстетического отношения к окружающему, стремление к самостоятельности и творчеству.
Оборудование:
- Фланелеграф с геометрическими фигурами, обозначающими запев, припев, вступление,
ритмические полоски
- Палочки для ритма
- Осенние листочки на леске и колечках
- Детские музыкальные инструменты : барабаны, бубны, румбы, тарелки, музыкальные
треугольники, колокольчики, «капельки», дудочки, бубенцы
- Модули в виде треугольников, прямоугольников, кругов
- Музыкальный центр с дисками
- Шапочка для игры
- Музыкальный сундучок с нотами
Предварительная работа:
Слушание «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
Ход занятия:
Под музыку В. Шаинского «Улыбка» дети входят в зал, перестраиваются парами.
Педагог здоровается с детьми: «На музыку добро пожаловать!» (поёт восходящий звукоряд до1 – до2) .
Дети в ответ поют: «Здравствуйте!» (тоническое трезвучие вниз)
Педагог: А теперь, поприветствуйте друг друга!
Исполняют приветствие «Здравствуй, друг!» Автор Тютюнник Г. Г.
Педагог: Ребята, сегодня пришло письмо, догадайтесь, от кого оно? (показывает конверт, на котором изображён скрипичный ключ).
Дети отвечают: От скрипичного ключа
Педагог: (достаёт из конверта письмо) Он сообщает нам, что в Музыкальном королевстве приключилась беда. Злой волшебник заколдовал все звуки! И теперь там музыка не звучит. Как вы думаете, сможем мы помочь жителям Музыкального королевства?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, а чем можно расколдовать звуки, как вы думаете?
Дети: волшебными словами, волшебной палочкой.
Педагог: Смотрите, какие красивые палочки у нас есть! Сейчас мы произнесём волшебные слова, а вдруг палочки окажутся волшебными!
Дети берут палочки и садятся в кружок.
Проводится игра «Волшебные палочки», автор О. Жидкова
Педагог: Надо проверить, стали наши палочки волшебными или нет. Вот лежат листочки, давайте, их оживим! Дети надевают на палочки листочки на колечках.
Проводится упражнение на дыхание 2 раза:
Дует, дует ветерок, и качается листок:
Ф-ф, ф-ф, ф-ф, ф-ф (короткий вдох и лёгкий выдох)
Подул сильный ветерок (короткий вдох и сильный выдох)
Улетает наш листок. (листик падает на пол)
Педагог: Вы теперь настоящие волшебники! А какими бывают волшебники?
Дети: Добрыми, злыми.
Педагог: Сейчас мы с вами послушаем отрывок из музыкального произведения, а вы мне скажите, про какого волшебника она.
Дети присаживаются на ковёр.
Слушают фрагмент «Марша Черномора» М. Глинки (на диске)
После прослушивания дети отвечают, что это музыка про злого волшебника Черномора, потому что музыка страшная, резкая, пронзительная и пр.
Дети определяют звучание симфонического оркестра, какие инструменты композитор использовал, чтобы передать образ Черномора. Называют их.
Педагог просит вспомнить, сколько частей в этом произведении (определяли на предыдущих занятиях). А какие инструменты звучат во второй части произведения?
Дети называют: Колокольчики, металлофоны, музыкальные треугольники.
Педагог: У нас есть детские музыкальные инструменты. Давайте, попробуем сыграть вместе с настоящими музыкантами «Марш Черномора», а я буду дирижировать вашим небольшим оркестром. Кем я буду?
Дети: Дирижёром!
Дети берут музыкальные инструменты, встают полукругом.
Проводится Музыкально-дидактическая игра «Укрась музыку». Звучит «Марш Черномора» М. Глинки
Педагог: Молодцы, одного злого волшебника мы победили.
Ребята, а теперь, посмотрите на фланелеграф (открывает, выложенную длинными и короткими полосками, попевку). Как вы думаете, что это такое?
(Любая попевка из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, знакомая детям)
Дети говорят, что это попевка, но только заколдованная.
Педагог предлагает расколдовать, превратив полосочки в звуки.
Дети сначала прохлопывают ритмический рисунок попевки, затем, узнав, поют её.
Педагог: Ребята, я тоже волшебница. У меня есть волшебная палочка (показывает детям)
Сейчас я взмахну ею три раза, и вы будете повторять за мной всё, что я спою. Попробуем?
Дети соглашаются.
Педагог взмахивает «волшебной» палочкой три раза.
Исполняется распевка «Мы ребята лучше всех» И. Рыбкиной (приём «эхо»)
Педагог: Посмотрите, тут ещё какие-то значки! (открывает изображённую на фланелеграфе ранее разученную с детьми песню)
Дети говорят, что это песня, и объясняют значение: кружок – это вступление, квадратик – запев, треугольник – припев. (На предыдущих занятиях проводилась музыкально-дидактическая игра «Составь песенку»)
Педагог: Ребята, вы правильно назвали песню. А что надо сделать, чтобы она зазвучала?
Дети: Спеть её!
Педагог спрашивает у детей о характере песни и предлагает спеть её, встав в круг, по цепочке. А кто начнёт песню первым, выбирают по считалке.
Исполняют песню «Осень, милая, шурши!», муз. С. Зарицкой
После исполнения песни педагог обращает внимание на модули, лежащие под прозрачной тканью.
Педагог: Смотрите, что-то здесь лежит. Давайте, посмотрим! (сдёргивает ткань, дети видят объёмные фигуры треугольников, квадратиков и кружков, разложенных в определённом порядке).
Дети узнают в них строение знакомой песни. Рассказывают, что эта песня состоит из вступления, запева, припева, повторяющихся три раза.
Исполняют песню «Тучка» Н. Фроловой, рассыпавшись «как горошины» по всему залу, под фонограмму.
После исполнения песни педагог замечает шапочку, украшенную нотками.
Педагог: Ребята, это же шапочка из музыкальной игры! Но, как же мы в неё поиграем, если звуки заколдованы?
Дети предлагают произнести волшебные слова «Крибли-крабли-бум!» и закрыть глаза.
Сразу после этого звучит вступление к игре «Шапочка», С. и С. Железновых
Педагог: Вот как здорово у нас получилось!
Дети встают в круг, и проводится игра «Шапочка» С. и С. Железновых (под фонограмму)
Как только заканчивается игра, звучит фрагмент музыки, передающий образ злого волшебника (на выбор)
Педагог: Ой, что это!
Дети: Это, наверное, злой волшебник недоволен, что мы расколдовали звуки в «Музыкальном королевстве»
Педагог: Ребята, мы же волшебники сегодня! Давайте, сделаем так, чтобы злой волшебник стал добрым и больше никогда не заколдовывал музыкальные звуки.
Дети придумывают волшебные слова, произносят дружно.
Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Педагог: Какая музыка звучит! Что это, дети?
Дети: Вальс!
Педагог: Как вы думаете, волшебник стал добрым?
Дети: Да! Музыка светлая, добрая, красивая!
Педагог: Настроение у всех хорошее, радостное, потому что в «Музыкальном королевстве» снова зазвучала музыка!
Педагог предлагает потанцевать вальс.
Дети импровизируют танец.
Педагог: Ребята, посмотрите, какой маленький сундучок я нашла. Это, наверное, Скрипичный ключ прислал нам подарок за то, что мы расколдовали музыкальные звуки.
Хотите заглянуть в него?
Дети: Да!
Педагог открывает сундучок (музыкальную шкатулку) Звучит мелодия.
Педагог: В том маленьком сундучке живут тоже музыкальные звуки, а обозначаются они вот такими значками-нотами. (Достаёт и раздаёт нотки детям).
Педагог: Волшебную палочку я поднимаю,
Над головами тихонько вращаю.
Все ребята закружились,
В свою группу возвратились!
Дети, кружась, выходят из зала.