Екатерина Дорошенко
Конспект занятия «Из истории России. Государственная символика страны — герб, флаг, гимн»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с государственной символикой. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, воспитывать чувство любви и уважения к своей стране.
Материал и оборудование: карта России; иллюстрации с изображением древнерусских князей; современных герба и флага России.
Публикация «Конспект занятия „Из истории России, Государственная символика страны — герб, флаг, гимн“» размещена в разделах
- Герб России
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Флаг России
- Флаг России. Конспекты занятий к 22 августа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Ход занятия
Воспитатель. Кто мне сможет показать границы нашего государства, нашей страны — России?
Обращает внимание детей на карту. Предлагает двум-трем детям обвести границу России на карте. Беседа с детьми.
Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту. (С помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить то, что было им рассказано ранее.) Россия — большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых.
Наша Родина Россия — государство очень древнее. Оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни таких, как сейчас, городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки. Они стояли по берегам рек. В таких домах жили наши предки. Предки — это люди, от которых мы произошли. Наши предки, восточные славяне, жили возле рек: Ока, Днепр, Волхов. (Показывает на карте.)
Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое.
Самым главным у славян был князь. Князь возглавлял войско, когда нападали враги. (Показывает иллюстрации с изображением древнерусских князей.)
Много княжеств было в Древней Руси — так называлась тогда Россия. Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги из других стран (немцы, шведы, монголы, например, то князья объединялись и побеждали своих противников. И, наконец, князья поняли, что если объединиться навсегда, а не только на время войн, то страна станет намного сильнее. Вместе будет легче не только воевать, но и трудиться, помогая друг другу. И тогда никто не сможет победить наше Отечество.
Князья объединились, а самым главным стал князь Иран III. (Если есть его портрет, показать.) Все остальные князья ему подчинились, и образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.
Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей остались, но у нового Русского государства появился свой герб, новый. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показывает крупное изображение герба России.) Помните, я вам говорила, что гербы изображены на щитах различной формы. Какая форма щита у российского герба? (Круглая.)
Что вы видите в центре? (Орла.) Расскажите о нем, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.) Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государством. Иван III женился на племяннице императора Византии. В давние времена Византия была очень сильным государством, и на ее гербе был изображен орел. Иван III тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия — сильная страна. Но почему у орла две головы? (Предположения детей.) Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские. Это якуты, коряки, кабардинцы и многие, многие другие народы.
А что вы видите еще? (Корону.) Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.) Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь. А что в лапах у орла? (Ответы детей.) Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти. В России правил в те времена царь.
А в другой лапе у орла шар, или его называют держава. Держава — знак могущества; значит, страна, в которой правит царь, могучая.
А что-нибудь в этом гербе вам знакомо? Да, это герб Москвы в центре. Расскажите, что вы помните о гербе Москвы. (Рассказы детей.) А почему герб Москвы в самом центре? (Предположения детей.) Да, потому, что Москва — главный город России, ее столица. Этому российскому гербу много-много лет. Сейчас не царь стоит во главе России, а Президент страны. Но корона, скипетр и держава на российском гербе напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно, у нее славная история. А будущее зависит от того, какими мы будем работниками в нашей стране, что мы сделаем для нашего общего блага.
У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают на фасадах домов
во время праздников.
У России флаг трехцветный, три полосы: белая, синяя и
красная. Что же они обозначают?
Белый цвет — это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет — это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет — цвет силы. Это кровь, пролитая в сражениях за Родину, за ее свободу, за счастье всех детей, матерей, старых людей.
Вот как много могут рассказать о стране ее герб и флаг.
У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн — это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях — во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
В конце занятия можно послушать запись музыки российского гимна.
После занятия с детьми проводятся беседы на закрепление материала