Валентина Костяева
Конспект занятия «Государственная и региональная символика и геральдика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Государственная и региональная
Подготовила
Костяева Валентина Геннадьевна
воспитатель МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №2 «Парусок»
города Коряжма
Архангельская область
«Государственная и региональная символика и геральдика»
Старшие дошкольники.
Публикация «Конспект занятия „Государственная и региональная символика и геральдика“» размещена в разделах
Цель: Формирование и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, развитие их познавательных и творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Задачи: Знакомство с наукой геральдикой. Дать детям представление, что такое государственные символы (герб, флаг, гимн). Формировать представления о функциональном назначении государственных символов. Расширение представлений о своей малой родине на основе герба Коряжмы.
Развивать логическое мышление и составление описательного рассказа.
Совершенствование графических навыков и умений. Закрепление умения работать ножницами, с шаблонами и соломкой, аккуратность при наклеивании.
№ Этап НОД Деятельность педагога Деятельность детей
1 Заинтересовывающий момент: приглашение
детей в путешествие в страну Геральдику. Идёт видеозапись «Широка страна моя родная». Рассказ о необъятных просторах нашей родины, о городах и сёлах. У каждого населённого пункта есть своё название-имя и у каждого человека на земле есть свое Имя, Отчество и Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией.
Есть свое имя и у нашей Родины. Какое имя носит наша Родина?
А какое имя у нашего с вами города?
Дети входят в зал. Смотрят видеозапись, слушают рассказ воспитателя
2 Проблемная ситуация. У каждого человека своё неповторимое лицо. Города тоже имеют своё «лицо». Как вы думаете, что является лицом города?
Как бы вы изобразили лицо нашего города Коряжма?
Ответы детей.
Описательные рассказы. Фантазии детей.
3 Герб города Коряжма выкладывание на фланелеграфе. Подводит детей к фланелеграфу, вокруг которого расположены репродукции с гербами разных городов.
Лицом города является герб города. Сколько городов столько и различных гербов.
Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или "живность" в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. А чем гордится наш город?
Вы помните, как выглядит герб нашего города? Что на нём изображено? Выложите герб Коряжмы на фланелеграфе.
Разглядывают иллюстрации с видами различных городов, сёл и их гербами, флагами.
Ответы детей. Воссоздают герб Коряжмы на фланелеграфе
4 Гимн России. Прослушивание и рассказ о нём. Звучит аудиозапись Гимна России. Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. По звучащему гимну, можно определить из какого государства приехали гости. Гимн России был написан композитором А. В. Александровым и поэтом С. В. Михалковым.
Во время исполнения гимна (продолжает рассказ воспитатель, все поворачивают голову в сторону Государственного флага. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству.
Дети слушают гимн России и рассказ воспитателя.
Рассматривают иллюстрации сопровождающие рассказ.
5 Флаг России.
Дидактическая игра «Найди флаг». – Скажите, ребята, а как же выглядит флаг России?
Среди множества флажков найдите наш государственный флаг и встаньте около его.
– Правильно, это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех полос трех цветов: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного. Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы. Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.
Ответы детей.
Дети разбегаются по залу и находят флаг России. Встают рядом с флагом
6 Физкультминутка Проведение физкультминутки с флажками «На парад» Выполнение упражнений с флажками.
7 Герб России – двуглавый орёл. Свои гербы имеют не только города, но и страны. Наша страна Россия тоже имеет свой герб. Показ детям репродукции герба России. Это ещё один Символ России –
Государственный герб. – Что же изображено на гербе? На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха, а в левой – держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона. Почему орёл двуглавый?
Да, ребята, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны. Вот такая версия.
Разглядывают репродукцию герба России.
Ответы детей. Описывают герб России двуглавого орла.
Ответы детей.
8 Аппликация соломкой фрагментов герба России. Сейчас у меня для вас сюрприз. Объёмная аппликация соломкой герба России. Но! Герб мастер не успел доделать - у орла нет крыльев. Поможем мастеру, сделаем пёрышки для крыльев?
Напомнить, как работать с соломкой. Контроль работы детей.
Сбор пёрышек сделанных детьми и расположение их на гербе.
Какой замечательный у нас получился орел – герб России. Повесим его в наш уголок «Моя Родина».
Разглядывают объёмную аппликацию соломкой герба России.
Да.
Изготовление пёрышек аппликацией соломкой.
Приклеивание пёрышек к орлу.
Радость от сделанной работы.
Оформление уголка «Моя Родина»
Итог. Поблагодарить детей за работу. Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной и когда вырастите, может быть, прославите ее своими именами.