Антонина Цурикова
Конспект занятия на тему «Добро и зло в воспитании нравственных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Добро и зло в воспитании нравственных
отношений»
Воспитатель Цурикова А. Н.
МБДОУ №71 «Кристаллик»
г. Смоленск
Цель. Расширение знаний о добре и зле
Задачи:
Обучающие:
- пополнять словарь детей словами на нравственно-этическую тематику;
-учить подбирать антонимы;
Публикация «Конспект занятия на тему „Добро и зло в воспитании нравственных отношений“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- обучать использованию в речи описательных рассказов;
- обучать понимать свои чувства и чувства других людей.
Развивающие:
- развивать связную речь (пересказ по сюжетным картинкам, умение анализировать поступки героев);
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать мыслительные процессы;
- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- развивать умения составлять предложения из отдельных слов;
- развивать выразительное чтение.
Воспитательные :
- воспитывать доброту, отзывчивость;
- воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Оборудование: два цветика-семицветика, серия сюжетных картинок, предметные картинки героев сказок (Волк, Красная Шапочка, Баба-Яга, Доктор Айболит, грамзапись песен «Если добрый ты», «Дружба крепкая», книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», выставка детских рисунков «Добро, зло», выставка книг-сказок, таблички с пословицами и поговорками, два мешочка с надписями «Добро», «Зло», камушки, конвертики со словами для составления предложений, костюмы Кота Леопольда, Мышей, Дедушки и Бабушки, две коробочки для фишек, фишки.
Ход занятия.
I Организационный момент.
- Сегодня у нас необычное занятие. Конкурс «Если добрый ты». Будьте собранными, внимательными, выдержанными, терпеливыми, ведь от каждого из вас зависит победа вашей команды.
Первая команда называется «Солнышко», вторая – «Капелька».
II Основная часть.
1. Первое задание:
- Из какой сказки герой, изображенный на картинке, какой он добрый или злой, какие поступки героя подтверждают это? (Волк, Красная Шапочка, Доктор Айболит, Баба- Яга).
2. Второе задание:
Игра «Наоборот».
- А теперь, ребята, вспомните сказку Катаева «Цветик-семицветик». Кто главный герой этой сказки? Как звали девочку? А что хорошего она сделала?
- Правильно, каждый из вас должен заботиться не только о себе, но и о других людях.
И вот, ребята, Добрый Волшебник прислал и нам два цветика-семицветика. Сейчас вы возьмете по одному лепесточку и прочитаете на нем слово, а потом к нему подберете антоним – слово, противоположное по значению. Обратите внимание, какие хорошие слова встречаются в игре. (Мириться, веселиться, смеяться, добро, солнечный, друг, любовь
3. Физкультминутка.
_ А кто это к нам в гости пришел? (Кот Леопольд и Мыши). Из какой они сказки? (Кот и Мыши проводят физкультминутку под песню «Если добрый ты»).
4. Знакомство со словарями.
- Ребята, а сейчас посмотрите какие интересные книги на нашей выставке. Эти книги называются словарями. Они разные: «Орфографический словарь», «Словарь антонимов и синонимов», «Немецко-русский словарь», «Русско-английский словарь», «Толковый словарь русского языка». «Толковый словарь» «толкует, т. е. разъясняет значение слов, что слово обозначает. Как вы думаете, что обозначает слово «добро»? А «зло»?
Добро – 1. нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Делать людям добро.
2. имущество, вещи.
Зло –1. нечто дурное, злое, противоположное добру; злой поступок.
2. беда, несчастье, неприятность.
Эти словари будут помогать вам в школе. Обращайтесь к ним чаще, дружите с ними.
5. Чтение наизусть отрывков из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
- А теперь давайте вспомним всем вам известную книгу В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Посмотрите на картинки, а ребята нам расскажут, что такое хорошо, а что такое плохо. (Чтение наизусть отрывков из книги).
6. Третье задание.
Составление из отдельных слов предложений.
- Ой, беда, беда, беда! Мы нечаянно!
- Да что случилось? А понятно. Не переживайте, Мышки. Ребята сейчас соберут эти слова в предложения.
- Прочитайте, какие предложения вы составили. Вот видите, как вы дружно составили предложения.
7. Физкультминутка.
- А сейчас немного отдохнем (движения под музыку песни «Дружба крепкая».
8. Обсуждение поступка.
- А Настенька хочет прочитать стихотворение Сарсенова «Бабочка». Послушайте внимательно и скажите, о чем хорошем говорится в этом стихотворении.
9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Ребята, расставьте картинки по порядку и составьте по ним рассказ. (Три сюжетных картинки «Спасение птички зимой»).
10. Четвертое задание.
Работа с пословицами.
- Ребята, прочитайте, что написано на этих листочках. Это пословицы и поговорки. Подумайте и объясните значение этих пословиц и поговорок.
(Жизнь дана на добрые дела. «Авось «да «как-нибудь до добра не доведут. Друзья познаются в беде.)
11. Инсценировка стихотворения «Мальчик с садика пришел».
- Мы с вами обсудили очень много поступков хороших (добрых) и плохих (злых). Но мы совсем забыли вспомнить, как вы себя ведете дома. Вот посмотрите, что произошло в одной семье. Может кто-то узнает себя в главном герое?
III Заключение.
Игра «Два мешочка».
- Ребята, вспомните, какие хорошие и плохие поступки совершили вы совсем недавно. Коротко расскажите о них. Если поступок, совершенный вами хороший, положите камешек в мешочек с надписью «Добро», если поступок плохой – в мешочек с надписью «Зло»
- Какой мешочек тяжелее? Какой вывод можно сделать?
(Добро побеждает зло).
- Капитаны, посчитайте, пожалуйста, фишки. Награждение команд медальками.
Приложение
Мальчик с садика пришел
Вот пришел из сада мальчик,
Поднимает кверху пальчик,
Манит дедушку: - Дедульчик!
Принеси-ка быстро стульчик,
Расстегни-ка мне замочек!
Бабушка спешит: - Ах, внучек!
Хочешь есть? Покушай супчик,
Съешь бульончик! Вот батончик,
Вкусный блинчик, пышный пончик!
Вот огурчик, баклажанчик,
Апельсинчик и бананчик!
- Я наелся! Ну, бабульчик,
Отодвинь-ка быстро стульчик!
Я возьму еще бананчик
И улягусь на диванчик.
- Эй, дедульчик! – крикнул мальчик. -
Принеси-ка мне журнальчик!
И не шаркай так, дедульчик!
Воду выключи, бабульчик!
Не шумите, и молчок!
Отдыхает ваш внучок!
Бабочка.
Н. Сарсенко
Бабочка, давай дружить!
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты!
Ну, а дождь пойдет над садом –
Волноваться зря не надо!
Ни о чем не беспокойся –
Под моей панамой скройся.
Подготовительная работа
1. Чтение и обсуждение рассказов: «Плохо»,
«Хорошее», «Сыновья», «Пуговица», «Девочка с куклой» В. Осеевой; «Милосердие». Составитель Борис Танаго, «Две неряхи» Э. Киселевой, «И незрячему видно» В. Голышкина.
2. Рисование сюжетных картинок на тему «Добро и зло».
3. Лепка сказочных героев добрых и злых.
4. Обсуждение различных ситуаций на тему «Добро и зло».