Ирина Гордеева
Конспект занятия «Добро пожаловать в страну музыкальных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать музыкальные способности детей через разные виды деятельности, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления, показать преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя в освоении детьми программы.
Образовательные задачи:
• формировать представления о звуке
• учить правильному овладению певческими навыками.
• продолжать закреплять названия музыкальных инструментов
Публикация «Конспект занятия „Добро пожаловать в страну музыкальных звуков“» размещена в разделах
Развивающие задачи:
• развитие музыкального слуха, внимания, памяти
• развитие дыхательной и артикуляционной систем
• развивать воображение детей
• развивать внимание и логику
• развивать мелкую моторику рук
• развивать правильное интонирование
Воспитательные задачи:
• воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях
Муз. рук. : Добрый день, дорогие дети! Давайте мы с вами вежливо поздороваемся. (дети проговаривают с муз. руководителем «вежливые слова»). А вы знаете, что все звуки происходят от колебаний – быстрого – быстрого дрожания воздуха, то есть вибрация. Давайте, все вместе скажем эти новые слова «ко-ле-ба-ние» и «ви-бра-ция». Способов заставить колебаться воздух не так уж много. Потому – то все музыкальные инструменты делятся всего на несколько видов. В одни инструменты бьют или их трясут. В другие дуют. А третьи щиплют за струны или водят по ним смычком. В четвертые что делают? (муз. рук. подводит к ответу - «нажимают на клавиши», путем мимического показа)
2часть (2мин.)
Цель: Закрепление пройденных тем.
Муз. рук. : Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты мы знаем.
Дети называют по картинкам знакомые инструменты: бубен, барабан, треугольник, кларнет, саксофон, дудочка, флейта, труба, скрипка, виолончель, гитара, контрабас, арфа, пианино, орган.
(Если дети затрудняются назвать, муз. рук. помогает)
2. Основная часть
1часть (5мин.) Проведение опыта
Цель: С помощью исследования показать детям механизм извлечения звука из муз. инструментов
Муз. рук. : Дрожание воздуха называют колебаниями, или вибрацией. Сейчас мы узнаем, как различные инструменты порождают вибрацию воздуха.
Перед вами лежат расчески, оберните ее пергаментной бумагой, прижмите ее ко рту и попробуйте пропеть звуки. Чувствуете, как бумага колеблется и щекочет губы?
А теперь берем мисочки и ложки. Кончики пальцев приложите к мисочке, чувствуете вибрацию? Так играет треугольник.
А теперь натянем резинки на пальчики и легонько подергаем за него. Делаем мы это осторожно, чтобы резинка не соскользнула с пальцев и не поранила вас. Внимательно посмотрите на резинку, оберегая глаза. Видите, как резинка колеблется. Если дернуть посильней, только осторожно, вибрация усиливается, а звук становится громче. Так играет гитара.
Приложите пальцы к горлу, чувствуете вибрацию? Оказывается, когда мы говорим или поем у нас тоже происходит… (дети должны сами сделать вывод).
2часть (7мин.) ИКТ.
Проводится музыкально – дидактическая игра «Назови лишний инструмент».
Цель: С помощью игры развивать внимание и логику детей, закрепить названия инструментов.
Муз. рук. : Дети, мы все уже знаем названия многих музыкальных инструментов, знаем родство муз. инструментов. Посмотрите внимательно на экран и назовите один лишний инструмент.
Предполагаемый ответ: Барабан и колокольчик
Муз. рук. : Почему?
Предполагаемый ответ: Потому, что барабан не относится к клавишным, а колокольчик не является духовым.
Муз. рук. : Посмотрите на второй слайд и назовите лишний инструмент
Предполагаемый ответ: Гармошка и фортепиано (при правильном ответе муз. рук хвалит детей)
Муз. рук. : Молодцы! А теперь подумаем почему?
Предполагаемый ответ: Гармошка не относится к струнным, а фортепиано является клавишным инструментом.
Муз. рук. : Молодцы! Посмотрите внимательно и подумайте, почему труба лишняя, а фортепиано не лишнее?
Предполагаемый ответ: У фортепиано тоже имеются струны, а труба духовой инструмент. (Если дети затрудняются с ответом, то муз. рук. постепенно подводит к правильному ответу: У трубы нет струн, а у фортепиано, давайте вспомним, что находится внутри этого инструмента? Правильно - имеются струны по, которым стучат молоточки).
Муз. рук. : Теперь очень внимательно посмотрите и подумайте почему один из этих инструментов лишний. (Если дети затрудняются, то обращаю их внимание на размеры и габариты)
Предполагаемый ответ: Скрипку держат в руке, а все остальные инструменты стоят на полу.
3часть (1 мин.) Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики в сочетании с музыкой; будить воображение детей.
Муз. рук. : Дети, чем и как играют на скрипке? Давайте покажем пальчиками, как это делается. Активно двигаем пальчиками левой руки и водим правой рукой, как бы смычком по струнам. (Звучит Леонид Коган – концерт для скрипки с оркестром соль минор)
А теперь покажем, как играют на фортепиано. (Звучит в записи Вальс №7 Ф. Шопена)
(1мин.) Дыхательное упражнение
Цель: будить воображение детей, активизировать дыхательный аппарат, работа над дыханием, артикуляцией.
Муз. рук. : Дети, покажите – ка мне как дуют в трубу. Что мы должны сделать, чтобы наше дыхание не прерывалось как можно дольше?
Предполагаемый ответ: Нужно набрать носом, как можно больше воздуха в легкие и выпускать его медленно, по мере выдыхания.
(1мин.) Распевка
Муз. рук. : В трубу подули, а теперь тихо – тихо продудим в трубу. Затем, постепенно увеличивая звук. Дети, что происходит, когда мы своим голосом изображаем трубу? Приложите пальцы к горлу и скажите, что вы чувствуете?
Предполагаемый ответ: Колебание
Муз. рук. : Правильно, колебание или по другому вибрацию. Звук появляется, когда наши связки вибрируют. Или звук появляется когда воздух колеблется.
(6мин.) Пение
Цель: Развивать правильное интонирование, учить правильному овладению певческими навыками. Учить эмоциональному отклику.
Муз. рук. : Паровозик, паровозик,
Нас из сказки в сказку возит
Видим реки и леса
И, конечно, чудеса!
Какую песню Вам напомнили эти строчки?
Предполагаемый ответ: «Паровозик»
Муз. рук. : Верно! Давайте вспомним, кто написал эту чудесную песенку
Предполагаемый ответ: Игорь Русских - Кировский поэт, композитор, автор-исполнитель.
Муз. рук. : Какой у нее характер?
Предполагаемый ответ: Веселый, задорный…
Муз. рук: Как мы должны петь эту песенку?
Предполагаемый ответ: Легко. Брать дыхание носом и задержать его у нас в животе. Как только, зазвучит музыка, мы должны начать петь под музыку.
3 Рефлексия (1 мин.)
Муз. рук. : Дети, какие новые слова мы сегодня узнали?
Предполагаемый ответ: Вибрация и колебание.
Муз. рук. : Как происходит звук, за счет чего?
Предполагаемый ответ: звук происходит, когда воздух колеблется.
Муз. рук. : Что происходит, когда мы ударяем палочкой по барабану или дергаем за струну? (Если дети затрудняются) Что происходит, когда мы ударяем ложечкой по мисочке?
Предполагаемый ответ: Вибрация (при правильном ответе – молодцы! Как хорошо Вы поняли наш материал)
Муз. рук. : Значит когда ударяем по барабану или дергаем за струну происходит?
Предполагаемый ответ: Вибрация
Муз. рук. : Сколько многого мы сегодня узнали с вами. Я хочу задать вам вопрос, понравилось ли вам сегодня окунуться в мир звуков или нет? Если да – позвените в колокольчик, если нет – постучите по ксилофону.
Ответ детей.
Муз. рук. : Ребята, я хочу вам пожелать всего доброго. Пусть ваше настроение будет таким же приподнятым и радостным, как этот замечательный день!
Дети уходят из зала вместе с музыкальным руководителем.