НаумоваТамара Анатольевна
Значение семейных отношений в воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во лжи, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивать, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Публикация «Значение семейных отношений в воспитании ребенка» размещена в разделах
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится
находить любовь в этом мире.
Вечна педагогическая истина, сколь значимы семейные отношения в воспитании. Весь вопрос в том, каков «механизм» воспитательного воздействия. Каким же образом следует воспитывать ребенка в семье, какие условия должны быть созданы, какие принципы, средства и методы наиболее эффективны в семейном воспитании? Семейная жизнь для ребенка имеет то же значение, что общественная для взрослых. Иными словами, подобно тому, как взрослый человек проявляет себя, реализует свои потребности, интересы и стремления в процессе социальной практики, так и дети развивают свои силы и возможности в условиях семейной жизни, и прежде всего через общение с родителями и взрослыми, будучи включенными в определенную систему семейных отношений. Прочность семьи, ее нравственные устои определяются не только факторами социально-экономического характера, но и духовными, культурными, психолого-педагогическими, личностными. Семья тем и сильна, что это - союз, и отсюда проистекает ее громадное воспитательное значение. Семейный союз пронизан системой внутрисемейных отношений; одновременно он включен в систему общественных отношений. Таким образом, если у взрослого члена семьи (отца, матери) нет интереса общего, а именно интереса родительского, воспитательного, то в жизни семьи, в жизни родителей не будет того основного родственного звена, которое связывало бы их судьбы. Наличие детей в семье пробуждает родительское чувство, расширяя круг забот, волнений, внося в жизнь родителей много ни с чем несравнимых родительских радостей.
К сожалению, многие родители совершенно не задумываются над тем, что и как они говорят детям, и как они воспитывают своих детей. Фразы, брошенные в гневе или с досады, сильно ранят ребенка, принося ему существенный вред. Иногда родители даже не осознают то, что не задумываясь, повторяют ошибки своих родителей. Некоторые методы воспитания передаются из поколения в поколение, и дети, ставшие родителями, уверены в правильности своего метода воспитания, ведь именно так их воспитывали родители. Проблема в том, что чтобы изменить собственное мышление и вырастить полноценного ребенка, нужно, чтобы будущий родитель сам получил любовь от своих родителей.
Однако родители никогда не должны забывать о том, что у детей есть не только обязанности, но и свои права. Основное их законное право – быть детьми. Отсюда обязанность родителей: не лишать самого дорогого – детства. В этой простой формуле заключается вся трудность ее практической реализации.
Мы не всегда задумываемся над тем, что дети, доставляя повседневные заботы, приносят нам самое светлое родительское счастье. Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразные запросы и потребности, как материальные, так и духовные. Чтобы семья сумела воспитать доброго, отзывчивого ребенка, детям необходимо видеть и чувствовать взаимную родительскую любовь и уважение. Дети чутко подмечают отсутствие добрых взаимоотношений между родителями. Ссоры между родителями очень травмируют детскую психику, равнодушие родителей по отношению к ребенку вызывает у него чувство одиночества. А что может быть трагичнее для ребенка, чем чувствовать себя одиноким среди самых близких ему людей? В этом случае дети замыкаются в себе, ломается их характер. Первые впечатления ребенок получает в семье. Они постоянны, обыденны, семья действует незаметно: «укрепляет или отравляет физическое и психическое состояние ребенка». В семье происходит сенсорное развитие ребенка, семейные отношения служат нередко единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив, а впечатления остаются на всю жизнь. Непосредственно в семье под воздействием родителей, их поведения, их отношений ребенок учится любить одно и ненавидеть другое, быть безразличным к третьему, привыкает к труду или праздности, усваивает первые уроки нравственности, понятия о добре и зле, прекрасном и отвратительном, наконец, формируются навыки и привычки того или иного поведения. Именно в семье закладываются основы последующего формирования интересов, симпатий, отношений; усиленно развивается интеллектуальная и эмоциональная сфера личности, ее способности и характер.
Если в детстве вы слышали фразы: «Ты – ужасный мальчишка», «Мне не нужен такой сын» или «Какой неуправляемый и капризный ребенок!» - такие фразы родителей выльются в существенные проблемы. К примеру, фраза, подразумевающая, что в ребенке не нуждаются – очень сильно ударит по самооценке ребенка, по его значимости в отношениях с другими людьми. Такие фразы закладывают в детях задатки неуверенности, собственной ненужности. Очень плохо, когда родители кричат на малыша. Таким образом, вырастает малыш, который всего боится. Малыш очень привязан к матери, к ее настроению. А если мама постоянно чем-то недовольна, то в подсознании малыша постоянно появляется мысль, что мама постоянно мной недовольна, я что-то делаю не так. Также можно сказать, что такой ребенок вырастет неврастеником, он может стать пугливым, неуверенным в себе. А. Н. Острогорский, выдающийся педагог и писатель XIX века, не без основания высказывал убеждение: «Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они собирают позже, в годы юности и начале зрелости». Уяснение важности семейного, особенно первоначального воспитания в формировании личности еще не обеспечивает его педагогической эффективности. Необходима педагогическая культура родителей. Важнейшее ее требование – не допускать произвола и чрезмерной опеки при воспитании детей, проявлять уважительное отношение к ним, не забывая об их человеческом достоинстве. Вот что писал в этой связи А. Н. Острогорский: «Если мы хотим, чтобы дети наши были друзьями, нашими и в юности, и в зрелом возрасте, надо с раннего детства стать с ними на дружескую ногу, избегая всего того, в чем чувствуется взгляд на них сверху вниз. Недостаточно говорить им: «Не лги, будь откровенен с родителями, не скрывай от них ничего, сделав что-нибудь дурное, имей мужество сознаться и т. д.». Надо самому не только не лгать, а жить так, чтобы быть примером своим детям.
Педагогическая культура включает в себя культуру общения, вне которого невозможно рациональное воспитание. Разумно организованный быт семьи, жизнь и деятельность детей, привлечение их, как равноправных членов семьи, к активному участию в повседневной жизни является наиболее верным способом установления добрых отношений между членами семьи. Пусть дети знают, что все, что их окружает, что они имеют, все создается трудом родителей, взрослых, что они, дети, по мере сил своих и возможностей – участники создания материальных ценностей. Только при этом условии малыш будет бережно относиться к игрушкам, книгам, личным вещам, к хлебу, к окружающей нас природе. Дети должны знать прозу жизни. Положительный пример старших – важнейшее средство нравственного воспитания. Для дошкольника главным является уклад жизни семьи, именно она определяет социальную ситуацию, в которой развивается ребенок. Готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей, что очень благотворно влияет на воспитание ребенка. Конечно, взаимодействие детского сада с семьей – долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого и неуклонного следования выбранной цели.
Например, можно реализовать проект по созданию развивающих игр самоделок. Особенный интерес вызывают игры, созданные бабушками, дедушками, старшими братьями и сестрами. В этом случае дети чувствуют свою значимость : они выступают в роли творцов, создавших игру, в которую играют все желающие. Многие родители убеждаются, что такие совместные проекты дают понять, что надо чаще играть с детьми, делать что-то совместно. Это познавательно, интересно и помогает раскрыть в ребенке его лучшие качества, развивает фантазию, творчество, интеллект, помогает содержательно провести свободное время.
Тема семейного воспитания – без конца и без края. Взрослые дети – аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную любовь к ним и наш педагогический профессионализм, нашу человеческую красоту и гражданскую доблесть, наше родительское мужество и семейное счастье.
Список использованных источников
1. Аркин Е. «О педагогическом опыте» / Е. Аркин // «Дошкольное воспитание», – № 3, 2013. – С. 78 – 93.
2. Васильева М. Г., Савельева Н. В. «Значение семейных отношений в воспитании» / М. Г. Васильева, Н. В. Савельева // «Дошкольное воспитание», – № 9, 1990. – С. 35– 40.
3. Алиева Т. «Детский сад и семья» / Т. Алиева // «Ребенок в детском саду», – № 12, 2011. – С. 38 – 41.