Ирина Степанова
Занятие по звуковой культуре речи на тему «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Задачи: 1. Закрепить правильное произношение звуков [c],[ш].
2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
3 Учить детей протяжно произносить эти звуки, отчётливо и внятно проговаривать слова и фразы.
4. Учить пользоваться различной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова, первый звук в слове.
Оборудование и материал: зеркала, игрушки (машина и автобус, картинки с предметами в которых есть звук [c] и [ш].
Публикация «Занятие по звуковой культуре речи на тему „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия.
- Ребята, давайте вспомним,песни, которые мы пели
Голосовые упражнения :
а)а-о-у-и-э (спеть громко, тихо)
б)пальчиковая гимнастика "Дом" :
Я хочу построить дом (руки над головой "домиком")
Чтоб окошко было в нём (руки перед глазами,пальцы рук сомкнуты в окошко)
Чтоб у дома дверь была (ладони сомкнуты боковыми частями)
Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены,руки тяннутся вверх)
Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединить)
Пёс ворота охранял (собака лает)
Солнце было (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
Дождик шёл, (стряхивающие движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)
2. Основная часть.
1) -Дети, кто помнит, как свистит воздух, когда накачивают насосом шину и как шелестят листья на деревьях ([с],[ш]).(индивидуально, группой)
-А сейчас я буду произносить эти звуки, а вы должны отгадать на слух. Песенка насоса или песенка шелеста листьев (воспитатель рот прикрывает листом бумаги)
-Когда я буду произносить звук [c]- хлопайте в ладоши, а когда звук [ш]- поднимайте руку.
-А сейчас я буду показывать картинки в названиях которых есть звук [с] или [ш]. Вы должны назвать предмет на картинке, произнести звук [с] или [ш].(машина, самолёт, кошелёк, ананас, карандаш, шляпа)
-Посмотрите, ребята, к нам в группу заехал автобус и машина, мы сейчас возьмём картинки, в названиях которых есть звук [с] или[ш]. Теперь положите картинки со звуком [с] - в автобус, а со звуком [ш] - в машину. (собака, слон, лиса, санки \ шуба,мышка, кошка, шапка)
2) Физкультминутка.
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда (поворот туловищем вправо, влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно Ванькой - встанькой стали
А потом пустились вскачь (прыжки на месте)
Будто мой упругий мяч
Раз, два,раз, два (упражнения на востановление дыхания)
Вот и кончилась игра.
3) Закончи слово звуком [с] или[ш] :
Малы., уку., гро., пала., ду., мы. ь, бро. ь, абрико., ле., ти. ь.
4) Закончи слово слогом са или ша :
Колба., гало., афи., поло., ка., простоква., ду., ро., голо.
5) Повтори чистоговорку:
ша-ша-ша, са-са-са - не найдёт мышат лиса
шо-шо-шо, со-со-со - насыпай песок в мешок
шу-шу-шу, су-су-су - уношу я колбасу
ши-ши-ши, сы-сы-сы - малыши доели сыр
6)Упражнения со скороговорками.
Купили Маше сушки? -Произнесите в форме вопроса (хором, индивидуально).
Купили Маше сушки. -Произнесите в утвердительной форме.
Шла Саша по шоссе. -Произнесите, выделяя голосом слово Саша (подгруппой, индивидуально)
Саше дали кашу, а Клаше простоквашу. -Произносить с различной громкостью (медленно, быстро).
При этом следить, чтобы все дети произносили звук [с] и[ш] чётко их дифференцировали.
7) Стихотворение "Смешные слова ".
-Слушай, кот, и повторяй :
Шом, шорока, шад,шарай,
Но смеё тся кот в ответ :
-Да таких и шлов-то нет.
-Какой звук не произносил ребёнок? (звук [с]).
3. Итог.
-Какие звуки мы научились различать сегодня?