Юлия Сухарева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Т]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1
Цель: выработка умения различать буквы «п» и «т»; формирование оптико-пространственной ориентировки; развитие зрительного восприятия, воспитание конструктивной деятельности; совершенствование операций логического мышления, внимания и памяти, развитие общей и артикуляционной моторики
Дидактические пособия: наборы индивидуальных карточек с правильно и неправильно напечатанными буквами; карточки с буквами «п» и «т».
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [П]-[Т]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ход занятия.
I. Организационный момент. Пароль на посадку. Сядет тот, у кого на парте лежит карточка, на которой все буквы правильно записаны. А теперь тот, у кого правильно записаны 2 буквы, а сейчас тот, у кого правильно записана только 1 буква.
II. Основная часть.
– Ребята, сегодня у нас снова в гостях персонаж сказки «Приключения Незнайки и его друзей» Торопыжка. Кто эту сказку написал? Вы услышите сказку «Про Торопыжку и буквы т и п»
• Чтение сказки.
Первого сентября вместе с другими мальчиками и девочками Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве «т» третью ножку дописывать. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу записку: «Пойдем гулять!», а получается: «Пойдем гуляпь!» Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал о своей беде. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в слове «три»? «Т», — отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, — говорит Знайка, — что у буквы т три ножки, а у буквы «п» — пара ног, т. е. две. Помни об этом и перестань торопиться».
• Сравнение слов по написанию и смыслу.
– Среди вас, ребята, тоже есть такие ученики, которые путают буквы «т» и «п». Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы «т» :
тачка – пачка
толк – полк
тир – пир
точка – почка
торт – порт
затирать – запирать
течение – печение
стал – спал
выть – выпь
тара - пара
• Инструкция. Я назову слова, а вы будете поднимать карточки с буквами «п» или «т».
Перечень слов: туман, сапоги, утка, батон, тоска, пожар, халат, пришел, спел, студень.
• Инструкция. А теперь, ребята, выкладывайте буквы в том порядке, в которых они встречаются в слове: лопата, топор, петушок, полет, лапти, полотно, аптека, тапочки, платок, пастила, торт.
Проводится словарная работа с малоупотребляемыми словами.
• Инструкция. Ребята, Торопыжка предлагает нам поиграть в разведчиков. Прочитайте слова, записанные на доске, расшифровав их: какая буква будет обозначена двумя палочками, а какая — тремя? (По цепочке, стоя.)
||альма
|||анец
|||ворог
||авлин
ла||ка
жел|||ок
кру||а
салю|||
сиро||
зака|||
с|||анок
|||ол||а
||ла|||ок
||ира|||.
Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради, запишите дату.
• Инструкция. Самостоятельно запишите слова, но при этом что ещё нужно сделать? Правильно, предварительно расшифровать их.
ка||ус|||а, ||ла|||очки, автома|||, ||ала|||ка, ||оворо|||, ||лане|||а, ||ос|||ель, ||е||ел, за||у|||ал.
• Динамическая пауза.
Дыхательная гимнастика «Шторм».
– «Ветер». Подул ветер. Делаем глубокий вдох и очень длительно выдыхаем, в конце выдоха с напряжением втягиваем мышцы живота. На звук с на одном выдохе звук сначала усиливается, затем затихает.
– «Шум моря». На море начался шторм. Сделаем тихий, мягкий вдох животиком и плавно поднимем руки вверх. А теперь выдохнем: ш-ш-ш. Выдыхаем долго-долго, втягиваем в себя животик, чтобы вышел весь воздух. Мягко опустим руки. И снова мягкий вдох.
– «Качка». Шторм все сильнее, волны разбиваются о борт корабля, началась качка. Дети стоя соединяют перед собой концы пальцев рук, имитируя нос корабля, и легонько покачиваются из стороны в сторону. Дыхание мягкое, ритмичное. При покачивании в одну сторону - вдох носом, в другую - выдох через рот; произносим звук ф. Упражнение выполняется ритмично, спокойно.
– Но вот ветер стих, шторм прекратился, корабли благополучно пришли в порт. И мы сели на свои места.
– А тем временем нам пришла ещё одна шифровка. Посмотрим…
Как вы думаете, какую букву может обозначить цифра 2? Правильно, это буква «п», у которой две ноги. А цифра 3? Верно! Это буква «т», у которой три ноги.
• Инструкция. Читаем шифровку по цепочке: су2, 3ок, 2лакаЗ, 2аль3о, 2арЗа, 2лоЗник, 2уЗь, 2ашЗеЗ, 2ианисЗ, Зулу2, Зро2инка, 2оЗо2, 2исЗолеЗ.
• Инструкция.
Самостоятельно зашифруйте эти слова, записывая вместо буквы т цифру… Правильно, три, а вместо п - … верно 2.
тихо
лето
палата
тепло
пакеты
пилоты
пулеметы
теплоходы
полёты
томаты
– Торопыжка попросил вас помочь ему разгадать загадки. Подсказка: в отгадке есть буквы т и п.
1. Кто заливается поёт,
О том, что солнышко встаёт? (Петух)
2. Сетка густая мух не отпускает. (Паутина)
3. Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Платок)
– Запишите отгадки в тетрадь, не зашифровывая их. Подчеркните букву п двумя чертами а т – тремя чертами карандашами разного цвета.
3. Заключительная часть занятия. Пароль на выход. – А теперь запишите в тетрадь чистоговорку:
От топота копыт пыль по полю летит.
Подчеркните в ней буквы п и т карандашами разного цвета.
Каждому четко и быстро сказать чистоговорку.