Галина Бухтерева
Конспект занятия «Москва — столица России» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о Москве, как о главном городе нашей страны, об истории её возникновения.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о Москве – столице России.
2. Познакомить детей с историей возникновения Москвы, формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь.
Оборудование:
• компьютер и мультимедийный проектор, экран, слайд - шоу о Москве;
Публикация «Конспект занятия „Москва — столица России“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
• магнитофон, музыкальное сопровождение: фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта», фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве».
Материал:
• стихотворения о Москве;
• репродукции картин А. Васнецова;
• Карта России.
Ход :
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
– Давайте вместе с вами подойдем к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она, наша Родина?
(Дети подбирают признаки к слову «Родина» : любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая.)
– Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, гора и леса. А кто знает, как называется наша Родина?
– Верно, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. А вы знаете, почему у нее такое название?
(Воспитатель читает стихи в сопровождении слайд – шоу)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
- В нашей стране много разных городов, но есть среди них один - самый главный. Какой это город?
- Это Москва (показываем на карте). О Москве очень много сложено стихов, послушайте один из них:
… Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам он – голова,
Столица Родины – Москва. (слайд «Москва»)
- Как еще называют Москву? (столица)
- Подумайте, чем столица отличается от других городов страны?
(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их)
- В столице находится наше правительство, работает президент. А кто у нас президент? (слайд «Президент России»)
- Где работает наше правительство и президент?
- А что же такое Кремль? Ребята, слово «Кремль» очень древнее. Кремлём на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.
- Ребята, а вы хотели бы узнать, как появился московский Кремль? Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие!
(Включается фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта»)
- Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами перенеслись на много - много лет назад…
Вот лес стоит, дремучий и таинственный… И едет князь со своими воинами, князь Юрий по прозвищу Долгорукий. И вдруг в тумане явился князю зверь невиданный: три головы у него, шерсть длинная, пёстрая, разноцветная. Все застыли в изумлении, а зверь, показавшись людям, растаял, как утренний туман.
Когда все пришли в себя от испуга, спросил князь у мудреца, что все это значит. Задумался мудрец и молвит:
– Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым и что сойдутся сюда люди всех племён и народов.
Поверил князь Юрий в это толкование и поставил на боровицком холме на месте древнего села крепость деревянную. И назвал эту крепость по имени реки, что протекала рядом – Москва. (слайд «Юрий Долгорукий»)
На холме в бору сосновом
У слияния двух рек,
Древний город был основан.
Поселился человек.
Боровицким холм назвали,
А потом века прошли.
Кремль Московский основали,
И столицу возвели. (слайд – репродукция картины А. Васнецова «Основание Москвы»)
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов. (слайд – репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»)
- Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. А ещё случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. (слайд – «Нападение татарской орды»)
- Тогда решено было построить Кремль из камня. Как вы думаете, почему?
- На славу потрудились москвичи! (слайд - репродукция картины А. Васнецова «Расцвет Москвы»)
- Краше прежнего получилась Москва.
Белым камнем весь Кремль наш украшен,
И пожар ему больше не страшен!
- И с тех пор стали называть Москву белокаменной. Уже тогда Москва-красавица стала главным городом на Руси. Она всё росла и росла. Уж и мосты через реку Москву перекинулись, а город всё расширяет свои владения. Церквей и храмов понастроили столько, что если посмотреть в солнечный день на Москву со стороны, так словно золотом горят купола да крыши. И прозвали Москву «златоглавой» из-за её золотых голов - куполов церквей.
- Прошло ещё целых сто лет и только тогда москвичи построили новые стены Кремля, теперь уже из кирпича. (слайд - репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III»)
- Таким мы видим его и сегодня. (слайд «Московский Кремль»)
- Ребята, вы, наверное, немножко устали от путешествия. Давайте проведём небольшую разминку. (Физкультминутка проводится с музыкальным сопровождением)
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.
Наклоняемся вперёд. (Наклоны вперёд.)
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту.
Вверх рука и вниз рука. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
Крутим-вертим головой, (Наклоны головы в стороны)
Разминаем шею. Стой!
Мы размяться все успели, (Восстанавливаем дыхание)
И на место снова сели.
- Вот мы снова набрались сил, и продолжаем наше путешествие теперь уже по современной Москве.
(Включается фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве», минусовка)
- А помогут нам продолжить путешествие ребята из нашей группы. Они вместе с родителями посетили некоторые достопримечательности нашей столицы и сейчас хотят поделиться с нами своими впечатлениями.
(Дети подготовительной к школе группы рассказывают о достопримечательностях, которые они посетили в форме коротких эссе, подготовленных вместе с родителями. Работа проводится заранее, поэтому каждый рассказ сопровождается показом слайда по теме.)
- Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? Тогда давайте проверим, что вы узнали и запомнили:
- Кто основал Москву?
- Что означает слово «Кремль»?
- Из чего был построен Кремль сначала?
- Почему Кремль перестраивали много раз?
- Почему Москву называют «златоглавая»?
- О каких достопримечательностях Москвы вы сегодня узнали?
- Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!