Гусамова Ольга
Конспект занятия «Гласные звуки и буквы» в старшей комбинированной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Гласные звуки и буквы» в старшей комбинированной группе.
Подготовила учитель-логопед: Гусамова Ольга Сергеевна.
Конспект открытого
занятия в старшей комбинированной группе
по теме: «Гласные звуки и буквы»
Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Гласные звуки и буквы“ в старшей комбинированной группе» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- Научить согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма.
- Способствовать формированию у детей старшей группы правильного речевого дыхания.
Коррекционно-образовательная:
- учить детей различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико-артикуляционным характеристикам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- закреплять понятие «гласный звук»;
- развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;
- развивать умение соотносить звуки и буквы;
- развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Материалы и оборудование:
- песочный планшет со светодиодной подсветкой;
- магнитная доска;
- Игра «Чебурашкаш» (картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов);
- схема: «Звуки - буквы»;
- мяч;
- массажный мяч;
- картинки с изображением артикуляции гласных звуков.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- познавательное развитие.
Виды детской деятельности:
- игровая;
- двигательная;
- коммуникативная.
Предварительная работа:
- разучивание артикуляционной гимнастики;
- разучивание пальчиковой гимнастики;
- разучивание физкультминуток (движение с речью);
- развитие дыхания и голоса;
Методы и приемы:
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки, показ артикуляции).
- Игровой (дидактические игры)
- Практический (упражнения).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.
Сегодня у нас необычное занятие, к нам приехали гости. Поприветствуем гостей и подарим им свои улыбки.
Ребята, а вы сегодня делали зарядке?
А сейчас мы с вами сделаем дыхательную гимнастику, она нам нужна для того чтобы правильно дышать.
«ЛАДОШКИ»
Опустите руки, чтобы они свободно лежали вдоль туловища, затем согните их так, чтобы локти «смотрели» вниз, а кисти рук были обращены на себя. В таком положении делайте короткие шумные вдохи, на каждом сжимая кулачки. Одна серия включает 8 вдохов, за ней следует пауза 3–5 секунд и повторение серии вдохов.
«ПОГОНЧИКИ»
Согните руки в локтях, кисти сожмите в кулаки и расположите на уровне талии. На вдохе резко выпрямите руки, одновременно разжав кулаки и растопырив пальцы. В этот момент вы ощутите напряжение в мышцах предплечья, кистей и плеч. На выдохе снова согните руки и сожмите ладони в кулак. Серия коротких вдохов — 8 повторов. Пауза 3–5 секунд, затем повторение серии вдохов.
«НАСОС»
При этом упражнении нужно делать легкие поклоны, одновременно выполняя шумные и короткие вдохи. Поклоны должны быть не глубокими — наклон вперед до пояса будет в самый раз. Не старайтесь держать спину и голову прямо. При каждом поклоне спина должна округляться, а голова опускаться — такие движения напоминают накачивание шины насосом.
- Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
- Сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Он недавно стал ходить в детский сад. И просит нам помочь ему разобраться,что такое гласные звуки. Предлагаю вам ребята помочь Чебурашке. Готовы?
II. Основная часть.
- Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ и пальчиков. Чебурашка спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да.)
1) Артикуляционная гимнастика
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
• [А] — Откройте шире рот,
Как огромный бегемот!
Подразнить его охота –
Пошутить над бегемотом. («Окошко»)
• [И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Вот понравится лягушкам -
Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)
• [У] — Надул капризно губки,
Подними скорее руки!
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! («Трубочка»)
• [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так. («Часики»)
• [Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Язычок вдруг разленился,
На крылечке развалился. («Блинчик»)
• [О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
На качелях О катался:
Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)
2) Работа над развитием дыхания и голоса.
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.
А, У, О, Ы, Э, И –
Вот такие все они.
Пальчиковая гимнастика:
За буфетом под пакетом десять тараканов.
За буфетом под пакетом десять тараканов.
Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман,
За буфетом под пакетом девять тараканов.
За буфетом под пакетом десять тараканов.
За буфетом под пакетом восемь тараканов.
За буфетом под пакетом восемь тараканов.
За буфетом под пакетом семь тараканов.
За буфетом под пакетом шесть тараканов.
За буфетом под пакетом пять тараканов.
За буфетом под пакетом четыре таракана.
За буфетом под пакетом три таракана.
За буфетом под пакетом два таракана.
За буфетом под пакетом один таракан.
3) Объявление темы занятия.
- Сегодня мы с вами расскажем Чебурашке, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. (Перед детьми схема-подсказка «Звуки - буквы»).
- Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)
- Что мы видим и пишем? (Буквы.)
- Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)
- Каким цветом они обозначаются? (Красным.)
- Теперь уже и Чебурашка готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки.
4) Развитие фонематического слуха. Упражнение «Ветерок»
-Поднялся сильный ветер и Чебурашке не слышно гласные звуки. Ребята, давайте поможем? Когда услышите гласные звуки хлопните в ладоши.
Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Логопед отчетливо произносит каждый из звуков :А, О, С, Т, Э, П, К, И, Ы, П.
Физкультминутка
Чебурашка потянулся,
Раз – нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Гену видно не нашел.
Чтобы Шапокляк достать,
на носочки нужно встать.
5) Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Эхо»
- Давайте с вами поиграем в мячик. Я буду вам бросать мяч и называть звуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.
Логопед, «бросая» мячик, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании :АУ,УА, АИ, УИА, ОЫА, АОИ.
6. Игра «Угадай, что напишу»
Дети встают рядом с логопедом.
Логопед. Вытяни вперед ладошку. Какую букву я написала?
Дети встают рядом со столом на котором песочный планшет.
Логопед. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку с изображение этой буквы и пропиши ее на волшебном песке. Если ты пропишешь правильно песок засветится красным светом, а если неправильно, то синим
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук.
7. Игра сЧебурашкой.
Чебурашка хочет с вами поиграть. Ему очень нравятся гласные звуки, особенно звук [а].Чебурашка принес с собой паровоз с тремя вагонами и ещё картинки: арбуз, мак, улитка, акула, аист. Определите место звука [а] в этих словах. Если звук в начале слова- положите картинкуна 1-ый вагон, если в середине- на 2-ой, в конце- на 3-ий вагончик.
III. Итог.
- Чебурашке пора возвращаться в свой детский сад. Давайте попрощаемся с Чебурашой и вспомним, чем мы сегодня занимались. (Мы вспоминали гласные звуки и буквы.)
- Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.
Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.
- Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)