Получи документы

Конспект занятия для детей старшей подгруппы «Приобщение детей к культуре и быту адыгов» (3 фото)

Русиет Чуяко
Конспект занятия для детей старшей подгруппы «Приобщение детей к культуре и быту адыгов»
▼ Скачать + Заказать документы

Дети заходят в зал под музыку,

здороваются с гостями на адыгейском языке.

Конспект занятия для детей старшей подгруппы «Приобщение детей к культуре и быту адыгов»

Стихотворение «Уц1ыфыш1умэ, къысфеблагъ».

Уц1ыфыш1умэ, къысфеблагъ,

Сиунапчъэ ренэу зэ1ухыгъ.

Усымыш1эрэми благъэ усш1ын,

Хьак1эныщри пфязгъэук1ын.

Шъукъеблагъ, ц1ыфыш1у пстэури,

Сиунапчъэ шъуфызэ1усхын,

Адыгагъэр хабзэу тэ тхэлъыр,

Тиц1ыфыш1ухэр шъозгъэлъэгъун.

Къушъхьэ шыгуи, типсы орхэми,

Ч1ып1э дахэми сэ шъусщэн.

Тиджэгук1и, ти орэдхэми,

Ядэхагъэ шъозгъэлъэгъун.

Публикация «Конспект занятия для детей старшей подгруппы „Приобщение детей к культуре и быту адыгов“» размещена в разделах

Ведущий: Сегодня мы поговорим о природе нашей Республики, о ее красоте, вспомним обычаи и традиции народа. Ч1ыгоу тызщыпсэурэр, идэхагъэ непэ тытегущэ1эщт, орэд дахэу «Сэлам хэгъэгур», зыфи1ормк1э едгъэжьэщт.

1 Сэлам хэгъэгур, сэлам сэлам

Сыкъызщышэсрэр о уиурам,

Сэлам хэгъэгур, сэлам сэлам

Узфэзгъэдагъэр къэгъагъ 1эрам.

Пр-в.

Жъогъо нэфхэр ом хэк1уак1эх,

Пчэдыжь шэплъэу ок1эрак1э.

Къушъхьэ фыжьхэр къыпфэсакъых еее-й,

Гугъэ нэфэу тыгъэр къепсы,

Сегъэгуш1о уиосэпсы,

Уиорэди бгъэр е1эты ей.

2

Сэлам хэгъэгур, сэлам сэлам

Уич1ылъэ дахэ мамыр терэт,

Гуш1уагъоу илъыр тич1ыгу ш1агъу,

Гъаш1эм ылъапсэ сэ исэлъагъу.

Пр-в. 2р.

Ведущий: Я горжусь тем, ребята, что я живу на прекрасной земле, богатой красивыми высокими горами и полноводными реками.

-Ребята, вы уже много знаете о своем крае, скажите, название каких рек Краснодарского края, и Республики Адыгея знаете вы?

(Кубань, Шъхьэгуащ, Псекъупс,Афипс, Лаба)

Одной из крупных рек Адыгеи, ее естественной границей на востоке является река Лаба. Она самый крупный приток реки Кубань. Лабэ фэгъэхьыгъэ усэм къытфеджэщт Эммэ.

Ти Лэбэ чъэрэу, типсынашхъу. О уичъэрыгъэ сичъэрынэу,

О уикъэбзагъэ сикъэбзэнэу, Арары сэри сызк1эхъпсрэр

О уикууагъэ сикуунэу, Узэрэкъабзэу сэрэкъабзи,

сызк1эхъопсын дунаим тетэп.

А где берут начало реки? (Реки берут начало с гор)

Как звучит слово гора, на адыг. яз.? (Къушъхьэ)

Названия, каких гор Краснодарского края и Республики Адыгея знаете вы?

(Чугуш,Фишт,Эльбрус,Лаго-наки,Оштен).

Показ презентации.

Ведущий: Самые высокие горы Чугуш,Фишт,Оштен,вершины этих гор всегда покрыты вечным снегом и льдом. Особое внимание привлекает Оштен-это огромный гигантский гребень. Редко кому удается увидеть его снеговую вершину, постоянно прикрытую тучами. По правую сторону Оштена находится плато Лаго-наки, а за ним возвышается двугорбый Фишт. Горы Адыгеи, своей завораживающей красотой привлекают всех. Они позволяют окунуться в мир прекрасного и вечного, насладится первозданной красотой, и покоряют навсегда.

Стх-е «Нет земли моей богаче»

Ч1ыгоу тызщыпсэурэм идэхагъэ къэт1отагъэмэ, джы т1эк1у зыдгъпсэфынэу ык1и тыджэгунэу игъо къэсыгъ.

(Игра)

Фото «Приобщение детей к культуре и быту адыгов»

Стих-е «Адыги»

Ведущий: Сейчас ребята, мы отправимся в гости в адыгейскую семью. У них сегодня праздник «Укладывание ребенка в колыбель». Нас пригласили посмотреть и поучаствовать.

(Детей встречает бабушка с ребенком).

Конспект занятия для детей старшей подгруппы - фото

Дети здороваются на адыг. яз., бабушка приглашает всех в дом.

Вос-ль. –Непэ шъуимэфэк1 теплъынэу, ык1и тыхэлэжьэнэу тыкъэк1уагъ.

Бабушка-Шъопсэу, шъукъеблагъ.

(Воспитатель с детьми подходит,смотрит на ребенка). –Мэшэлахь, тхьэм къышъуфегъэхъу, тик1алэхэми хъохъухэр къыфа1о аш1оигъу. (Дети рассказывают пожелания)

1)Псэ пытэу, бэгъаш1эу, гъэш1э к1ыхьэу тхьэм еш1,

2)Еджэгъэшхоу,гъэсагъэу, щысэ техып1э ц1ыфмэ афэхъунэу тхьэм еш1.

3)Янэ-ятэхэм ядэ1оу, нахьыжъхэр ыгъэлъап1эу, тхьэм еш1.

4)Цызэм фэдэу зигъазэу, къазым фэдэу 1ушъабэу, 1ушъабэу, шъэбэрык1оу тхьэм еш1.

Бабушка- Шъопсэу, насыпыш1оу тхьэм шъуеш1. Непэ тимэфэ хъяр, нахь благъэу шъукъылъык1уатэри шъукъэ1ыст.

-Мыр кушъэ, зыхэш1ык1ыгъэр хьамыщунт1э чъыгыр ары, ар чъыг пытэу, чъыг мафэк1э алъытэ. Мыр кушъэ шъхьант, мыхэр кушъпсых зыр к1ако, ар ылъакъохэр рапхых, зыр к1ахьы ы1эхэр рапхы. Мыр кушъэ бэщ, кушъэпсхэр ращы. (Бабушка берет кота) Адыгэ хабзэк1э сабыир кушъэм хэпхэным ыпэк1э, чэтыу ц1ык1ур хагъэгъуалъхьэ, чэтыум фэдэу сабый ц1ык1уми ичъые 1эш1унэу.

(Укладывает ребенка в колыбель). Джы апэрэ кушъэ орэдыр сипшъашъэ къыфэтэжъугъа1у.

Дети поют колыбельную песню.

Шыпхъу ц1ык1оу ти1эр джыри ц1ык1ужъый,

Ти нысхъапэ фэдэу ар боу 1убыжъый,

Кушъэр тэгъэхъые, чъыенэу телъэ1у,

Темызэщэу ренэу орэд къыфэтэ1у.

Пр-в. Чъые, чъые ти нысхъапэ ц1ык1у,

Умыгъыжьэу чъые тэ тишыпхъу ц1ык1у.

Загъорэ огуш1о, загъорэ огъыжь,

Дахэу къыот1ощтым тэри темызэщ,

Ти нысхъапэ ц1ык1уи тэ о къыотын,

Инэу укъызыхъук1э тызэдэджэгун.

Пр-в. Чъые, чъые ти нысхъапэ ц1ык1у,

Умыгъыжьэу чъые тэ тишыпхъу ц1ык1у.

Джанэр къыпщытэлъэ, утэгъэк1эрак1,

Джы нысхъапэ ц1ык1ум о уфэдэкъабз,

Шъхьацыр к1ахьы хъумэ, бантыр къыхэтш1эн,

О тэщ фэдэ къабзэу, дахэу укъэхъун.

Пр-в.

Бабушка: -Сыдэу шъук1элэ дэгъу, джы сипшъашъэ мэчъыешъ, ц1ык1у-ц1ык1оу, унэм ч1этхыщт.

Вос-ль: -Нан, упшъашъэ мэчъыефэ, тик1алэхэм пшысэ къыпфа1отэщт.

Дети рассказывают сказку «Унэ цыгъомрэ мэз цыгъомрэ».

Вос-ль: -Тэрэз, чэтыум зэри1уагъэу, адыгэмэ хабзэ дахэу ахэлъыр бэ. Адыгэ хабзэмэ нэ1уасэ тафэзыш1рэ орэдыр къэтэжъугъа1у.

Песня: «У Адыгов обычай такой».

1. Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг

Ты не вздумай его перебить

Придержи свою гордость и прыть.

Уважай его возраст седой-

У адыгов обычай такой.

2. Если за ново строишь ты дом

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимешь бревно,

А для всех как пушинко оно.

Станет радостным дом над рекой,

У адыгов обычай такой.

3. Если гость постучит у двери,

Свое сердце ему отвари

Ты на время полдома отдай.

И четлибжем его угощай.

Напои ключевою водой,

У адыгов обычай такой.

Непэрэ мэфэк1ыр, адыгэ къэшъок1э пшъашъэмэ къагъэдэхэщт.

Адыгейский танец.

Бабушка: -Тхьашъуегъэпсэух, сик1элэц1ык1ух. Сыдэу непэ тыжъугъэтхъэжьыгъ, тимэфэк1и жъугъэдэхагъ. Сипшъашъэ шъощ фэдэу хъумэ, лъэшэу сигопэн. Насыпыш1оу, еджэгъэшхоу шъохъу.

Вос-ль: -Дунаир рэхьатэу, тиуашъо мамырэу, непэ шъуимэфэк1 зэрэдэхагъэм фэдэу, пшъэшъэжъыем ищы1эныгъи дахэу илъс бэдэдэ ыгъэш1энэу фэтэ1о.

Хъярк1э!

Публикации по теме:

Конспект ООД детей старшей разновозрастной подгруппы «Дорога в страну сказок на сказочном автобусе» Цель: Закрепление у детей знаний русских народных сказок. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Конспект занятия по рисованию «Ласточка» с детьми старшей подгруппы Тема : Ласточка Программные задачи: Воспитательная задача: Продолжать воспитывать положительное отношение к изо деятельности. Изобразительная.

Конспект занятия в средней группе «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. знакомить детей с внутренним убранством.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской народной культуре»Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской народной культуре» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Приобщение детей к русской народной культуре» Романенко Ольги Александровны, воспитателя.

Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ Проблемы воспитания в России связаны с духовным кризисом, охватившим общество. В следствии распада нравственно-культурных ценностей прежней.

Приобщение детей к народной игровой культуре Уже очень давно игра отделилась от магических действий первобытного человека и начала свою самостоятельную жизнь. Через игровые действия.

Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба»Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба» Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей " Русская изба" После новогодних праздников наступает пора новогодних гуляний. Одной.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Семинар-практикум по теме: «Приобщение детей к народной культуре через разные виды деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119» СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ.

Викторина «Целебные травы» для детей подготовительной к школе подгруппы Составила: воспитатель Н. Н. Бондаренко. Цель: • развивать интерес, бережное отношение к окружающему миру, • уточнить и расширить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей подгруппы «Приобщение детей к культуре и быту адыгов»
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 11:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшей подгруппы «Приобщение детей к культуре и быту адыгов»» (включая файлы) размещена пользователем Русиет Чуяко (УИ 407654) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД