Олеся Захарова
Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы воспитания в России связаны с духовным кризисом, охватившим общество. В следствии распада нравственно-культурных ценностей прежней политической системы стал поиск выхода из кризиса в чужих образцах, а не в преобразовании и совершенствовании собственных исторически сложившихся форм культуры.
В этой ситуации, наиболее незащищенными от негативных воздействий (в силу несформированной мировозренческой позиции, оказались дети.
Публикация «Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ» размещена в разделах
Исследования последних лет показывают, что под влиянием деструктивного потенциала современной «массовой культуры» уже у дошкольников происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира.
Именно национальная культура объединяет все стороны жизни определенного народа в неповторимую духовно-смысловую целосность.
После рождения, ребенок попадает в конкретное культурно-историческое пространство, оказывающее значительное влияние на формирование ценностных приоритетов его картины мира. Осуществляя выбор ценностных ориентиров и способов взаимодействия с социокультурным окружением, он включается в культурную деятельность своего народа.
Идея становления отечественной школы как института, последовательно приобщающего личность ребенка к определенной культурно-исторической традиции, имеет глубокие корни в истории российской педагогики прошлого (С. И. Гессен, И. А. Ильин, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский) и современности (Е. В. Бондаревская, Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский, Е. А. Янбург и др.).
Родная культура народа – эта та база, на которую необходимо опираться при воспитании детей. Народная культура проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках, детской одежде, подвижных играх, фольклоре и во многих других элементах народной поэзии и прежде всего в сказках.
В исследованиях, проводимых В. Д. Бондарь показано, как на основе народных сказок формируется эмоционально-положительное отношение не только к своему народу, но и к другим. Доказано, что воспитание положительного отношения к культуре своего народа, ее создателям начинается с приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям. И эти ценности в большей степени заложены в сказках.
С. Н. Султанова, Л. С. Ядрихинская в процессе приобщения к культурным ценностям национальной культуры детей учитывают единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка, доказывают, что интерес к культуре современного проживания может пробудиться в старшем дошкольном возрасте при активации эмоционально-чувственной сферы ребенка. Они предлагают выстраивать работу с детьми 5-7 лет на основе:
• Общения с детьми посредством включения произведений художественной литературы и устного творчества;
• Ознакомления детей с народными играми;
• Ознакомления детей с народным, музыкальным песенно-танцевальным творчеством;
• Ознакомление с декоративно-прикладным искусством;
• Ознакомление с народными праздниками и обычаями [1, c.5], [2, c.18].
Е. И. Корнеева показала, что наиболее оптимальным способом приобщения детей к русской культуре являются фольклорные праздники и развлечения, которые способствуют формированию эмоционального восприятия дошкольников, общественной мотивации интересов. Ею были определены основные критерии этнокультурного развития дошкольников: положительное устойчивое отношение к этносу (народным праздникам, традициям, играм); проявление эмоционально-положительной реакции на своеобразие и красоту национальной культуры, умение слушать и передавать в процессе практической деятельности эмоции и состояния, характер и движение национальных образов; использование национальных элементов в изобразительной, декоративной деятельности; владение родным языком [3, c.32]
В современных общественно-политических условиях особую значимость приобретают вопросы формирования межнационального общения. Данная проблема решаема в процессе познания родного края, изучения его истории и географии (М. И. Богомолова). М. И. Богомолова отмечает, что уже с младшего дошкольного возраста нужно закладывать симпатию и дружелюбное отношение к разным народам [4, c.41].
Таким образом, можно проследить, что в современных исследованиях и в практической деятельности обосновывается значение и необходимость ознакомления дошкольников с национальной культурой.
1. Султанова С. Н. Формирование положительной ориентации у детей пятого года жизни на людей ближайшего национального окружения. - М. ,1998г.
2. Ядрихинская Л. С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде. якутск 1998г.
3. Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. - М., 1995г.
4. Богомолова М. И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны. - М., 1994г.