ольга романенко
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на тему : «Приобщение детей к русской народной культуре» Романенко Ольги Александровны, воспитателя МДОБУ №16 «Солнышко» п. Прогресс Краснодарского края.
Публикация «Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию „Приобщение детей к русской народной культуре“» размещена в разделах
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Чрезвычайно важным является то, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Я работаю воспитателем 25 лет, последние три года приоритетным направлением моей деятельности является духовно-нравственное воспитание. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на «Основной образовательной программе ДОУ», также черпаем информацию и интересный материал из авторской программы «Тёплая избушка» (автор Малова В. В.)
Цель: приобщение детей к духовно нравственным ценностям и воспитание готовности следовать им.
Задачи:
- формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;
- возрождать русские народные традиции;
- помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания;
- повышать познавательную и речевую активность;
- воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
Работу по духовно-нравственному воспитанию ведё м по нескольким направлениям: «Моя семья», «Родной край (посёлок)», «Родная страна», «Родная природа», «Родная культура».
Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. В группе проводятся тематические беседы: «Выходной день в нашей семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Профессии моих родителей» и др.
Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй» и др. Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники. Мы привлекли родителей для создания фотоальбома «Моя семья», организовали фотовыставки «Мой папа – солдат», «Мамочка любимая», конкурсы семейной газеты «Как мы провели лето», «Наши увлечения», праздники посвящённые «Дню матери», «Защитникам Отечества».
В рамках проекта «Моя семья», провели круглый стол с родителями «Семейные традиции», организовали видеоинтервью с детьми. Дети отвечали на вопрос «Что такое семья?» и мы услышали много интересных и даже забавных ответов. Провели анкетирование по теме «Семейные традиции». Анкетирование показало, что на первом месте стоят дни рождения и гражданские праздники (100%, очень редко проводятся семейные обеды (ужины, семейные советы. Редко отмечается день создания семьи и православные праздники. Резуль-таты анкетирования также показали, что родители заинтересованы к приобщению детей и к традициям, и к общим увлечениям. Кроме того, параллельно ведётся просветительская работа с родителями. Организовали консультации «Формирование нравственных ценностей», «Воспитание детей средствами фольклора», «Воспитание чувства милосердия» и др, размещается соответствующая информация в родительских уголках.
В рамках направления «Родная страна» дети больше узнают о столице нашей Родины, знакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затронута и военная тематика. В его рамках ведётся работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. К 70-летию Великой Победы совместно с родителями оформили стенд «Мы помним», провели торжественное шествие по улицам нашего посёлка с флагами и цветами к Мемориалу погибшим воинам-землякам, где дети прочитали стихи и возложили цветы. В результате дети имеют расширенное представление о Великой Отечественной войне, воспитывается уважение и чувство благодарности к воинам-защитникам Родины.
Любовь к Родине начинается с любви к своему посёлку, дому. Поэтому проводим целевые прогулки (экскурсии) на социально значимые объекты: школа, библиотека, больница, почта, на пруд, в парк. Благодаря экскурсиям дети получают значительный объём информации о достопримечательностях нашего посёлка, о знаментых земляках, о природе родного края. Мы привлекаем родителей для создания фотоальбома «Моя малая Родина», организовали выставку рисунков «Мой дом», «Мой двор», «Наша улица».
Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Ребёнок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем. Темы занятий «Осенью семь погод на дворе», «Зима-затейница», «Идёт Весна-отворяй ворота», «Лето красное» и др. дают возможность помочь детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней. Дети и родители с удовольствием принимают участие в выставках поделок из фруктов и овощей «Осенние фантазии», картин из осенних листьев, детских рисунков «Мы друзья природы». Активно участвуют в акциях «Покормите птиц зимой» - делают кормушки, «Встречаем птичьи стаи» - делают скворечники.
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям детской познавательной деятельности. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. В дальнейшем продолжаем знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла, расширяем представления о народных игрушках (куклах-оберегах, тряпичных, соломенных куклах). Организовываем мастер-классы для детей и родителей по изготовлению кукол. Устраиваем выставки «Соломенное чудо», «Куклы из прошлого», «Куклы-обереги»; выставки детских рисунков «Ванька-встанька», «Куклы-матрёшки».
В своей работе широко используем все виды устного народного творчества : сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включаем в режимные моменты и просто во время игр. Разучивая произведения русского фольклора, разъясняем значение непонятных детям слов и выражений: чугунок, лапти, коромысло и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера.
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. В связи с этим, совместными усилиями родителей и педагогов нашего детского сада создали мини-музей «Кубанская горница». Освободив небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики. Появились предметы русского быта : чугунок, ухват, кочерга, прялка, коромысло, народные игрушки, национальные костюмы.
Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас». Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашей группе и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.
Я считаю, что мы находимся только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены. Надеюсь, что в нашем детском саду дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшеё жизни.