Ирина Евстратова
Конспект занятия в средней группе «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. знакомить детей с внутренним убранством русской избы. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством и элементами культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта (кухонная утварь, игрушки - свистульки, музыкальные инструменты, печь, чугун, ухват, люлька) .
2. Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Приобщение дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
3. Формировать национальное самосознание через народную мудрость, отраженную через потешки.
4. Воспитывать интонационную выразительность речи, формировать широкий словарный запас детей, используя русский народный фольклор.
5. Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями через элементы драматизации.
6. Вызвать чувство гордости за свою Родину, людей труда, прививать любовь к Родине.
7. Формировать чувство ритма, координацию движений.
Интеграция с образовательными областями.
- «познавательное развитие» : продолжать знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением. Использовать в речи русские народные потешки, загадки, колыбельные песни.
- «художественном чтение» : продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества через разучивание потешек, песен, загадок.
- «социально-коммуникативное» : обогащать активный словарь детей, активизировать употребление в речи названий народной утвари.
-«художественно-эстетическое» : создать условия для восприятия красивых предметов быта, использовать элементы подражания в русской народной игре «Тень – тень - потетень».
Предварительная работа:
Чтение произведений устного народного творчества и рассматривание иллюстраций к произведениям. Разучивание народных игр, потешек, песен, прибауток. Рассматривание предметов быта, избы, одежды русского народа. Организация и проведение с детьми русских народных игр. Выявление у родителей интереса к истокам народного творчества. Прослушивание русской народной музыки.
Материалы и оборудование: макет печи, люлька, чугун, свистульки, тряпичные куклы, ухват, расписные деревянные ложки, рушники, лавка. Использование русской народной музыки, альбомов: «Русские народные игрушки», «потешки», «кухонная утварь», «народные игры»,
Перспектива: Объединить усилия ДОУ и семьи в создании единого контекста воспитания и развития на основе приобщения детей к истокам народной культуры, воспитание патриота малой Родины.
Словарь:чугунок, гребешок, люлька, свистулька.
Ход занятия.
В группу входят дети в русских народных костюмах (мальчик и девочка из старшей группы») под русскую народную музыку с лотком.
Гости: «Здравствуйте, люди добрые, низкий поклон Вам!»
Дети удивляются приходу необычных гостей. (что это)
Гости :свитульки
Дети : а где их нам купить, достать
В русской избе
Почему вы одеты в такие костюмы?
Гости : русские люди, а одеты мы в костюмы давних лет
Воспитатель. Какие вы красивые, яркие и необычные. Я такой головной убор уже где-то видела? Не могу вспомнить? (ответы детей)
А это что такое? (рубаха, кокошник, сарафан, картуз, шаровары, косоворотка)
Ребенок. А я тоже такой хочу. И я хочу.
Воспитатель. Если вы желаете примерить наряды русские, я вам помогу.
Дети: очень желаем
Воспит. Есть у меня волшебное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку и старую Русь увидим, возьмемся за руки и скажем слова:
«Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Русь – матушку»
(дети становятся в круг, берутся за руки, открываются декорации русской избы)
Дети дом какой-то, мебель не как у нас,
Воспитатель. Мы попали в русскую избу. Ребята, а изба это такой же дом как у нас с вами? (ответы детей)
Диалог с детьми. Что интересного. Посмотрите все вокруг. Чемодан, какой интересный. (ответы детей) Сундук так сундук. Как же он открывается? Что там лежит? Платок, какой большой да красивый, кому же он может подойти? Какая я красавица. Миша, раздавай ребятам русские народные головные уборы и рубахи.
Ребенок. Кому веночек, ленточку, кокошник, картуз, рубаха.
А тут и расческа есть.
Воспитатель. У нас с вами такие же расчески? (да, только эта деревянная)
В старину называли этот предмет гребешок.
Матушка причесывает доченьке волосы, да приговаривает:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму дочка слушайся.
Дети: а в печи что?
Воспитатель. Посмотрите вокруг, как интересно. Ой, ребята, я кажется, обожглась. Что, за чудо в избе стоит? (печь)
Где-то мы слышали о ней. ( сказки: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению, по моему хотению», «Колобок»)
Давайте подумаем, для чего нужна печь в избе? (в печи готовили еду, на ней спали, обогревали ею жилище, сушили вещи)
Печь ребята главная в избе : кормила, обогревала, про нее народ потешки складывал и загадки
Вспомните загадку:
Дети: «То печет блины, то показывает сны» (печка)
Ребята, вы чувствуете, пахнет чем то вкусным.
В печи кастрюля стоит, да она необычная, к низу узенькая, а к верху широкая. Как же нам её достать, она же горячая? (ответы детей)
Это чугунок, хозяюшка в нем готовила еду. Поставит чугунок в печь холодным, затопит печь, чем? (дровами).
Кашка пропарится, да маслица добавить, вкусно. ПРОБЛЕМА А вот чтобы достать горячий чугунок, люди придумали ухват – металлический обруч с деревянной ручкой. Вот это ухват так ухват, помощник какой.
Кто желает поставить чугунок в печь? Только осторожно.
Ребята, присаживаемся на лавки, возьмите ложки, они такие же, как у нас в детском саду? (ложки деревянные, красивые)
Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная.
Такими ложками в старину все русские люди кушали.
Воспитатель. «Сядем рядком да поедим лаком»
«В тесноте да не в обиде»
Кто желает поставить чугунок в печь? Только осторожно.
Кто это меня щекочет, да мурлычет. Котенька- коток. Он любит у печки греться. Добрый котик, а ребята про тебя потешки знают. Кто хочет рассказать.
Пошел котик на торжок-
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку –
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Васе снесть?
- Я и сам укушу,
Да и Васе снесу.
Вы у меня послушные, кашку поели вот вам подарочки
Дети: что это? Куклы, не бывают такие.
Не было раньше кукол таких как у вас сейчас.
Семьи были большие, могло быть по пять и больше детей, родители много работали. За домашними животными ухаживали, пшеницу в поле выращивали, а детки им помогали. Русские люди умельцы были, мастерили все своими рукам, даже игрушки для детей.
Возьмите в руки куколки. Они такие же, как у нас в садике? (ответы детей)
Котик зевает. Наверное, спать захотел. Что надо сделать, чтобы быстрее заснуть? (спеть колыбельную песенку). Давайте нежно обнимем такие интересные куколки. Кто хочет спеть? И каждый для своей куклы поет.
Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый листок
Под кусточком камушки
Плохо жить без мамушки.
Укладываем кукол потихоньку в люльку. (зыбка).
Тихо в избе стало. Всех укачали, молодцы.
Нам из старинной избы пора возвращаться в детский сад, а что это на столе
Вот такие русские народные свистульки. Русские умельцы делают своими руками из глины. Возьмите в руки, кто расскажет про одну из них и тогда она запоет. (козочка, баран)
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!
Баран - круторог,
Не ходи на порог,
Не стучи ногами,
Не тряси рогами.
Мы многое не успели рассмотреть в русской избе, но если вам интересно мы в следующий раз еще отправимся туда.
А мы будем продолжать играть в русские народные игры.
«Тень – тень - потетень». Кто будет лиса, заяц, ежи, медведь. (маски, герои исполняют свои слова в кругу)
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди догоняй – ка!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь.
Воспит. В какой русской избе мы побывали, труд народа увидели, изделия умельцев русских. Слава народу русскому! Любим мы Россию-матушку